Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2015 г. N Ф02-3808/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А74-9047/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Смирновой Натальи Александровны - Хамедовой Д.Р., представителя на основании доверенности от 19.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смирновой Натальи Александровны
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "17"февраля 2015 года по делу N А74-9047/2014, принятое судьей Ишь Н.Ю.,
установил:
индивидуальный предприниматель Смирнова Наталья Александровна (далее - заявитель, предприниматель) (ИНН 190332372556, ОГРН 309190305800015) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра", органа кадастрового учёта) (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании решения по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:150101:24 с 26.06.2014 недействительным, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 14 464 332 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- наличие сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.11.2013 не препятствует внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости того же земельного участка по состоянию на 01.01.2011;
- формулировка резолютивной части решения по делу N А74-2489/2014 на необходимость внесения государственный кадастр недвижимости изменений в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:150101:24 после вступления в законную силу определяет лишь момент, с которого на орган возлагается обязанность по внесению изменений, но не устанавливает дату, по состоянию на которую эти изменения вносятся.
- рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.01.2011);
- датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
ФГБУ "ФКП Росреестра", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего представителя не направило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.06.2014 по делу N А74-2489/2014 удовлетворены исковые требования индивидуального предпринимателя Смирновой Натальи Александровны к ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управлению Росреестра по Республике Хакасия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:150101:24, площадью 5589 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, просп. Дружбы Народов, 57, равной его рыночной стоимости в размере 14 464 332 рублей. Решение после вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:150101:24.
Решение вступило в законную силу 26.07.2014.
В октябре 2014 года индивидуальный предприниматель Смирнова Н.А. получила налоговое уведомление МИ ФНС N 1 по РХ N 913814, согласно которому при расчете земельного налога в качестве налоговой базы использовалась кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 28 046 160 рублей 90 копеек.
Индивидуальный предприниматель Смирнова Н.А. посредством online-сервиса обратилась в МИ ФНС N 1 по РХ о перерасчете земельного налога за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.06.2014 по делу N А74-2489/2014.
В ответе на обращение МИ ФНС N 1 по РХ указала, что согласно сведениям, предоставленным филиалом "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия в письме N 8178 от 10.11.2014, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 и 01.01.2014 составляет 28 046 160 рублей 90 копеек. Также указала, что на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.06.2014 ФГБУ "ФКП Росреестра" 01.08.2014 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 14 464 332 рублей с даты её утверждения - 26.06.2014.
Считая решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:150101:24 с 26.06.2014 недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Апелляционная инстанция полагает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" доказало законность оспариваемого решения, а заявитель не подтвердил наличие нарушений действующего законодательства при внесению сведений о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, заявитель не согласен с решением Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", изложенным в письме от 10.11.2014 исх. N 8178 и полагает, что ответчик обязан был внести сведения о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка с 01.01.2011.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно статье 4 Закона о кадастре сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В соответствии со статьей 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных или дополнительных характеристик объекта недвижимости.
В силу части 4 статьи 16 Закона о кадастре никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок N 42).
Согласно пункту 57 Порядка N 42 при внесении в кадастр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом "архивные".
Согласно пункту 58 Порядка датой изменения кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учёта.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что новые учётные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату и включение каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, исходя из правил статей 1, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации о платности за землю, её рыночной стоимости, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра.
Таким образом, судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости будет являться основанием для внесения органом кадастрового учета после вступления решения в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, то есть правовые последствия, связанные с установлением рыночной стоимости земельного участка, возникают с момента вступления решения суда в законную силу.
До этого момента соответствующие правоотношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются положениями нормативного правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.06.2014 по делу N А74-2489/2014 указано следующее: "установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:01:150101:24, площадью 5589 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, просп. Дружбы Народов, 57, равной его рыночной стоимости в размере 14 464 332 рублей".
Установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2013.
Настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений о кадастровой стоимости земельного участка 19:01:150101:24.".
Указанное решение суда вступило в законную силу 26.07.2014.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2489/2014 в порядке искового производства, а потому указанная кадастровая стоимость действует с момента вступления в законную силу решения суда.
Суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте обоснованно указал, что решением по делу N А74-2489/2014 не предписывается органу кадастрового учёта внести сведения об изменённой кадастровой стоимости в архивные записи по состоянию на 01.01.2011, поскольку речь идёт не об исправлении технической ошибки, а об изменении значения кадастровой стоимости на будущее время после вступления решения в законную силу.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не принимается довод о том, что формулировка резолютивной части решения по делу N А74-2489/2014 "после вступления в законную силу" определяет лишь момент, с которого на орган возлагается обязанность по внесению изменений, но не устанавливает дату, по состоянию на которую эти изменения вносятся.
В апелляционной жалобе заявитель также ссылается на то, что наличие сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.11.2013 не препятствует внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости того же земельного участка по состоянию на 01.01.2011. Указанный довод апелляционный суд считает не состоятельным на основании следующего.
Указание в обжалуемом решении на применение установленной кадастровой стоимости с 01.01.2011 следует понимать как указание на начало периода, с которого применяются результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия".
Кроме того, упомянутая в решении дата - 01.01.2011 имеет значение как дата, по состоянию на которую сравниваются кадастровая стоимость, определённая в ходе массовой оценки земель, и рыночная стоимость, определённая в результате оценки конкретного земельного участка по его индивидуальным характеристикам. Данный подход обусловлен требованиями статьи 24.19 Закона "Об оценочной деятельности" в редакции от 03.12.2011, действовавшей на момент принятия судебного акта, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть пересмотрена путем установления в отношении него рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Довод о том, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ретроспективное действие), отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Из решения арбитражного суда от 26.06.2014 по делу N А74-2489/2014 следует, что рыночная стоимость оцениваемого земельного участка определена судом, в соответствии с заключением эксперта N 52/24/03/14, по состоянию на 01.01.2011 составляет 14 464 332 рубля.
Вместе с тем, определение рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 связано с использованием при подготовке экспертного заключения данных, содержащихся в Перечне земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Хакасия, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2011, то есть обусловлено использованием характеристик (сведений) о земельных участках на указанную дату.
Таким образом, в силу изложенных выше норм права сведения о кадастровой стоимости земельного участка не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости ранее, чем на дату вступления в законную силу решения суда
Ссылка заявителя на статью 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" как на основание для установления рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость (в случае ее оспаривания), не предусматривают правовых оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании решения суда, вступившего в силу 26.06.2014, ретроспективно - с 01.01.2011.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:01:150101:24 с 26.06.2014 недействительным.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя и уплачена при подаче заявления.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" февраля 2015 года по делу N А74-9047/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9047/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2015 г. N Ф02-3808/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Смирнова Н. А., в лице представителя Хамедовой Д. Р., Смирнова Наталья Александровна, Смирнова Наталья Александровна в лице представителя Хамедовой Д. Р.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Хамедова Дина Равильевна