г. Хабаровск |
|
22 апреля 2015 г. |
А73-16146/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРИА"
на решение от 27.01.2015
по делу N А73-16146/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Бутковским А.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТРИА"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о признании недействительным подпункта "а" пункта 16 договора от 01.03.2014 N 405
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРИА" (ОГРН 1022501180866 ИНН 2530005150, далее - ООО "ТРИА") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД") о признании недействительным подпункта "а" пункта 16 договора от 01.03.2014 N 405 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования истца, примыкающего к станции Спасск Дальний, в части слов "и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого при подаче и уборке вагонов, протяженностью 450 пог.м. в размере 2411 руб. за 1 км".
Решением суда от 27.01.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "ТРИА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В доводах жалобы заявитель сослался на обращение в адрес ОАО "РЖД" с заявлением о внесении изменений в спорный пункт договора. Указал, что в соответствии с положения статьи 58 Устава железнодорожного транспорта сбор взимается только за работу локомотива и не предусматривает ежесуточную оплату за пользование путями необщего пользования, принадлежащими перевозчику.
Указал на то, что Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируются государством. В соответствии с данным перечнем работы по подаче и уборке вагонов, выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования регулируются государством в лице уполномоченных органов.
Ссылаясь на решение ВАС РФ от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 указал, что на дату подписания договора, Тарифное руководство N 3 не предусматривало в составе сбора за подачу и уборку вагонов ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД". Не согласился с выводом суда о том, что условие оговоренное сторонами в спорном пункте договора является обычным договорным условием.
Полагает, что поскольку ОАО "РЖД" является субъектом естественных монополий, то имеет право применять только ставки, установленные Федеральной службой по тарифам РФ. Обратил внимание, что взимание ежесуточной платы без фактического оказания услуг противоречит статье 781 ГК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "ТРИА" (контрагент) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ТРИА" по станции Спасск Дальний, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего контрагенту, примыкающего стрелочным переводом N 94 к станции, локомотивом перевозчика.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 договора, ООО "ТРИА" уплачивает сбор за подачу и уборку вагонов на места погрузки, выгрузки по ставкам, установленным Тарифным руководством N 3, пункт 2.7 таблица 10 за определенное договором расстояние подачи и уборки вагонов за каждый выход локомотива, с учетом коэффициента доплаты к сборам, и ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого при подаче и уборке вагонов, протяженностью 450 п.м в размере 2 411 руб. за 1 км.
Согласно представленным в материалы дела накопительным ведомостям, счетам-фактурам и справкам о движении средств по счету в ТехПД ОАО "РЖД" производило списание ежесуточной платы за пользование принадлежащего ему участка пути необщего пользования, а также сбора за подачу и уборку вагонов.
ООО "ТРИА" ссылаясь на то, что решением ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3 в части, установления ежесуточной платы сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 2.7.6 - 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3, если одна часть железнодорожного подъездного пути, используемого при подаче и уборке вагонов, принадлежит железной дороге, а другая часть - грузоотправителю, грузополучателю, иному владельцу железнодорожного подъездного пути, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке вагонов и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по одному из двух вариантов:
- как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 8) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге);
- если для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути выбран вариант оплаты за каждый выход локомотива, то ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется как сумма оплаты за работу локомотива при подаче и уборке (определенной за суммарное расстояние подачи и уборки в оба конца по ставкам таблицы N 10 за каждый выход локомотива) и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем (определенной по ставкам части 2 таблицы N 11 настоящего Тарифного руководства за развернутую длину железнодорожного подъездного пути, принадлежащего железной дороге).
Решением ВАС РФ от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 положения пунктов 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3 в части касающейся установления ежесуточной уплаты сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействительными как противоречащие абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643.
Вместе с тем, из буквального толкования условий договора (подпункт "а" пункта 16) следует, что стороны согласовали применение ставок Тарифного руководства N 3 только при уплате сбора за подачу и уборку вагонов на места погрузки, выгрузки, а взимание ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого при подаче и уборке вагонов, протяженностью 450 п.м в размере 2 411 руб. за 1 км - в твердой сумме без ссылки на Тарифное руководство N 3.
В доводах апелляционной жалобы ООО "ТРИА" указало, что положения статьи 58 Устава железнодорожного транспорта также устанавливают, что сбор взимается только за работу локомотива и не предусматривают ежесуточную оплату за пользование путями необщего пользования, принадлежащими перевозчику. Данная редакция статьи действовала до 01.04.2015.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ в указанный пункт внесены изменения в части касающегося включения с 01.04.2015 платы перевозчику за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Таким образом, как верно пришел к выводу суд первой инстанции признание в данном случае недействительным Тарифного руководства N 3, в части установления ежесуточной оплаты сбора не свидетельствует о незаконности самого факта взимания данной платы если стороны согласовали применение такой платы в договоре.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Заключив договор, ООО "ТРИА" взяло на себя обязательство добровольно оплачивать ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
Договор ООО "ТРИА" заключен без преддоговорных разногласий. Положениями статьи 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
При изложенном, апелляционная инстанция приходит к выводу об обоснованности принятого решения и не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 января 2015 года по делу N А73-16146/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16146/2014
Истец: ООО "ТРИА"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"