г. Саратов |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А12-40422/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
при участии в судебном заседании:
от государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" - Рамазанова И.А. по доверенности от 15.04.2015 N 01/1540,
от Комитета здравоохранения Волгоградской области - Рамазанова И.А. по доверенности от 03.02.2015 N 8,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 февраля 2015 года по делу N А12-40422/2014 (судья С.В. Лазаренко),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Приволжское Управление ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (ОГРН 1076319013121, ИНН 6319690060)
к государственному казенному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" (ОГРН 1023402975848, ИНН 3443901313), Волгоградской области в лице министерства финансов Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 34441130624), Комитету здравоохранения Волгоградской области (ОГРН 1023403443744, ИНН 3444050369)
о взыскании суммы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приволжское Управление ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному казенному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за выполненные работы по государственному контракту N 2013.25760 от 02.09.2013 в размере 1210880,60 руб., неустойки в размере 114882,30 руб.
Определением суда от 04.12.2014 к участию в деле привлечены соответчиками Волгоградская область в лице министерства финансов Волгоградской области, Волгоградская область в лице Министерства здравоохранения Волгоградской области.
Решением Арбитражного Волгоградской области от 9 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены, с Волгоградской области в лице Министерства здравоохранения Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Приволжское управление открытого акционерного общества "Щербинский лифтостроительный завод" взыскана задолженность по государственному контракту N 2013.25760 от 02.09.2013 в сумме 1 210 880,60 руб., неустойка в размере 114 882,30 руб. за период с 09.01.2014 по 19.12.2014.
В удовлетворении исковых требований к государственному казенному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2", Комитету финансов администрации Волгоградской области отказано.
Комитет здравоохранения Волгоградской области обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: министерство здравоохранения Волгоградской области переименовано в комитет здравоохранения Волгоградской области с 30.01.2015, таким образом судом взыскана задолженность с несуществующей организации, ГКУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" самостоятельно отвечает по своим обязательствам, истцом не соблюден претензионный порядок в отношении комитета здравоохранения Волгоградской области.
В судебном заседании представитель Комитета здравоохранения Волгоградской области и государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.09.2013 между ООО "Приволжское Управление ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (подрядчик) и ГКУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" (заказчик) заключен на основании протокола подведения итогов аукционной комиссии Уполномоченного органа N 2971.2ЭА от 19 августа 2013 года (РН 0129200001913002941-3 от 20.08.2013) в рамках реализации программы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области" на 2011-2015 годы государственный контракт N 2013.25760 на выполнение работ по замене больничного лифта грузоподъемность 500 кг на 3 остановки в 3-этажном здании ГКУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" (далее контракт).
Согласно п. 2.1., п. 2.2. контракта по поручению Заказчика, Подрядчик принимает на себя обязательства в установленные сроки произвести работы по замене лифта больничного грузоподъемность 500 кг на 3 остановки в 3-этажном здании ГКУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" (далее - Работы) и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их. Работы выполняются в соответствии с утвержденной Заказчиком локально-сметной документацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В разделе 3 контракта стороны установили цену контракта и порядок расчетов.
Так, стоимость выполняемых по настоящему Контракту Работ, подлежащих оплате Заказчиком, составляет 1499110 руб., в том числе НДС.
Цена Контракта включает в себя стоимость товара, расходы на уплату всех налогов и сборов, страхование, стоимость упаковки, стоимость погрузо-разгрузочных работ, транспортные расходы, монтаж оборудования, демонтаж старого оборудования, пуско-наладочные работы, проведение экспертизы соответствия, расходы по переадресовке транспорта и другие возможные накладные расходы Подрядчика по выполнению работ по замене лифта и других обязательных платежей.
Цена Контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом объема работ и иных условий исполнения Контракта. (п. 3.1 контракта).
Согласно п. 3.2. контракта Заказчик осуществляет оплату стоимости выполненных Работ, указанной в п. 3.1 настоящего Контракта, после полного исполнения Подрядчиком своих обязательств, предусмотренных условиями настоящего Контракта, безналичным платежом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в п. 19 настоящего Контракта, по мере поступления денежных средств из областного бюджета, но не позднее 31.12.2013 года.
Обязанность Заказчика по оплате выполненных Работ возникает с момента подписания Сторонами следующих документов:
1) двух экземпляров актов приемки выполненных Работ по форме N КС-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100);
2) двух экземпляров справок о стоимости выполненных Работ по форме N КС-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100);
3) двух экземпляров счетов (счетов-фактур).
Днем оплаты Работ считается день списания соответствующей суммы денежных средств со счета Заказчика. Авансирование не производится (п. 3.4, п. 3.5 контракта).
Согласно п. 4.4. контракта обязательство Подрядчика по выполнению Работ считается исполненным с момента подписания Заказчиком актов приемки выполненных Работ.
Контракт вступает в силу с момента его подписания "Сторонами" и действует по 31 декабря 2013 года, а в части расчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту. (14.1 контракта).
Из представленных документов усматривается, что истец свои обязательства по вышеуказанному контракту выполнил надлежащим образом, ГКУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" претензий по качеству, объему и срокам выполнения заявлено не было, что подтверждается подписанным сторонами локально сметным расчетом N 02-01-01, актами о приемки выполненных работ (по форме КС-2): N 1 от 12.12.2013 на сумму 1210880,6 руб., N 2 от 20.12.2013 на сумму 242134,82 руб., N 3 от 24.12.2013 на сумму 36505,66 руб., справками о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3): N 1 от 12.12.2013, N 2 от 20.12.2013, N 3 от 24.12.2013, общим актом сдачи-приемки работ по государственному контракту N 2013.25760 от 02.09.2013, от 26.12.2013, актом сверки взаимных расчетов за период август - декабрь 2013 г. г.
ГКУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" свои обязательства по оплате за выполненные работы исполнил частично. Остаток суммы задолженности в размере 1210880,60 руб., ГКУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница N 2" не оплатил, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд.
Оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, обстоятельства по делу и доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Договорные обязательства по контракту не выполнены, оплата выполненных работ не произведена.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Представленные истцом акты подписаны сторонами без замечаний по качеству, объемам, срокам и стоимости оказанных услуг, подписи заказчика и исполнителя скреплены печатями организаций.
Принятие работ свидетельствует о потребительской ценности произведенных работ и желании ими воспользоваться, возврат выполненных работ и использованных при их исполнении материалов невозможен. При таких обстоятельствах заявленное исковое требование подлежит удовлетворению, а понесенные подрядчиком затраты - компенсации (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51).
В соответствии с нормами гражданского законодательства обязательственные правоотношения между коммерческими организациями основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения. Поэтому обязанность оплаты полученных юридическим лицом результатов работ зависит от самого факта их принятия этим лицом. Принятие работ свидетельствует о потребительской ценности произведенных работ и желании ими воспользоваться, возврат выполненных работ и использованных при их исполнении материалов невозможен (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51).
Учитывая вышеизложенное, принятие и использование работ заказчиком, является основанием для возникновения обязательства по их оплате в соответствии со статьями 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы не представил доказательства, свидетельствующие о невыполнении или выполнении работ в ином объеме или стоимости, либо ненадлежащего качества, либо выполнения спорных работ другим лицом.
На основании части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года N 12505/11).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на комитет здравоохранения Волгоградской области неправомерно возложена обязанность по оплате работ, выполненных во исполнение названного контракта, отклоняются в силу следующего.
Согласно статье 3 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
Статьей 5 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Из системного анализа указанных выше норм материального права следует:
Если при заключении государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд государственные и муниципальные заказчики действуют от имени и по поручению соответствующего публично-правового образования. Должником по обязательствам государственного или муниципального контракта является соответствующее публично-правовое образование в лице уполномоченного финансового органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных товаров, работ и услуг бюджетные средства.
Государственный контракт заключен в рамках реализации программы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области" на 2011-2015 годы и в интересах Волгоградской области.
Оплата работ по контракту осуществляется за счет средств областного бюджета (п. 3.2. Контракта).
Министерство здравоохранения Волгоградской области (переименовано в Комитет здравоохранения Волгоградской области на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 05.11.2014) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Министерства, осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Волгоградской области в установленной сфере деятельности (п. 2.1.34, 2.1.35 Положения о Министерстве здравоохранения Волгоградской области, утв. Постановлением Губернатора Волгоградской области N 267 от 05.05.2012) Таким образом, надлежащим представителем субъекта Российской Федерации - Волгоградской области является Министерство здравоохранения Волгоградской области (комитет здравоохранения Волгоградской области), а взыскание должно производиться за счет средств казны Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 1210880,60 руб., правомерно удовлетворены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрена неустойка (штраф, пени), т.е. денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения обязательства.
Согласно п. 13.1 контракта, В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом Сторона, перед которой не исполнено соответствующее обязательство, вправе потребовать уплату неустойки, за каждый день просрочки исполнения обязательств в размере одной трехсотой, действующей на день уплаты неустойки, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта.
Истцом заявлены требования о взыскании неустойки в размере 114 882,30 руб. за период с 09.01.2014 по 19.12.2014 из расчета ставки рефинансирования 8,25% годовых.
Факт не исполнения в срок обязательств, предусмотренные контрактом, подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком, расчет пени судом проверен и является правильным, ответчиком не оспорен, в связи с изложенным, заявленные истцом требования правомерно признаны обоснованными и удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апеллянта о том, что решением взыскана задолженность с несуществующего юридического лица несостоятелен. Как видно из материалов дела, ответчик - Министерство здравоохранения Волгоградской области изменил наименование на комитет здравоохранения Волгоградской области без осуществления реорганизации в какой-либо форме, что не свидетельствует о его ликвидации.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 февраля 2015 года по делу N А12-40422/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-40422/2014
Истец: ООО "Приволжское Управление" ОАО "Щербинский лифтостроительный завод"
Ответчик: Волгоградская область в лице Министерства финансов Волгоградской области, Государственное казенное учреждение здравоохранения "Волгоградская клиническая психиатрическая больница N 2", Комитет здравоохранения Волгоградской области, министерство здравоохранения Волгоградской области, Министерство финансов Волгоградской области