г. Томск |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А45-22658/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Хайкиной С. Н., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой А. Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Молявко А. А. по дов. от 01.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лен Приобья" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.01.2014 по делу N А45-22658/2014 (судья Векшенков Д. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лен Приобья" (ИНН 5403215618, ОГРН 1085403015158), г. Новосибирск, к Министерству сельского хозяйства Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании незаконным решения, изложенного в письме от 20.10.2014 N 1425-03-01-13/23,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лен Приобья" (далее - ООО "Лен Приобья", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Министерству сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения о невыплате субсидий на производство льна-долгунца, изложенное в письме от 20.10.2014 N 1425-03-01-13/23; обязании Министерства произвести выплату положенных финансовых средств за произведенный лен-долгунец в 2012 году на основании представленного расчета для восстановления деятельности предприятия; взыскании ущерба и недополученной прибыли в размере 2 086 376 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО "Лен Приобья" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции ООО "Лен Приобья" ссылается на нарушения Министерством положений действующего законодательства.
Подробно доводы ООО "Лен Приобья" изложены в тексте апелляционной жалобы.
Министерство в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Лен Приобья", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель Министерства в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 19.11.2012 ООО "Лен Приобья" подало в Министерство сельского хозяйства Новосибирской области заявление о предоставлении государственной поддержки на производство льна, согласно статистической отчетности по форме N 2 - фермер объем произведенной продукции составил 90 центнеров льнотресты либо 27 центнеров в пересчете на льноволокно.
На основании представленных документов обществу оказана государственная поддержка в размере 16 200 руб. из федерального бюджета и 3 780 руб. - из областного бюджета.
В декабре 2012 года общество представило в Министерство статистическую отчетность об объеме произведенной продукции 90 тонн льнотресты либо 27 тонн в пересчете на льноволокно.
Письмом от 14.01.2013 N 1444/57 Министерство уведомило ООО "Лен Приобья" о том, что размер субсидии определен в соответствии с представленными документами, сумма субсидий рассчитана обществом самостоятельно, Министерство не имеет не исполненных обязательств перед обществом.
Аналогичные ответы даны обществу 16.01.2013 за N 1444/6, 16.01.2013 за N 35-06- 03-12/23, 05.02.2013 за N 69/2.
04.10.2013 Министерством принято решение, изложенное в письме N 69/1, об отказе в предоставлении субсидии из расчета произведенной продукции в объеме 27 тонн льноволокна.
30.12.2013 Министерство приняло решение, изложенное в письме N 1729-05-25/23, об отказе в принятии представленных документов к рассмотрению.
22.09.2014 ООО "Лен Приобья" в адрес Министерства направлена претензия с требованием о выплате субсидии на производство льна в 2012 году, а также возмещении ущерба, причиненного обществу по причине невыплаты субсидии и недополученной прибыли.
20.10.2014 письмом N 1425-03-01-13/23 Министерство подтвердило свое решение об отказе в предоставлении государственной поддержки на производство льна в 2012 году.
ООО "Лен Приобья", полагая, что письмом от 20.10.2014 N 1425-03-01-13/23 принято решение об отказе в предоставлении государственной поддержки, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для предоставления обществу государственной поддержки в области растениеводства при производстве льна за 2012 год.
Кроме того, суд установил, что заявителем пропущен срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под субсидиями, согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), понимаются межбюджетные трансферы бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающие при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5 и пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в Новосибирской области осуществляется в соответствии с Законом Новосибирской области от 08.12.2006 N 61-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области" (далее - Закон N 61-ОЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 61-ОЗ право на получение государственной поддержки имеют крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственное производство.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 61-ОЗ к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере агропромышленного комплекса, и областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов, относится сбор и проверка первичных документов, представляемых субъектом, претендующим на получение государственной поддержки.
Пунктом 2 постановления Правительства Новосибирской области от 19.03.2013 N 100-п "Порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета" (далее - Постановление N 100-п) установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, организациям потребительской кооперации, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее - субъекты государственной поддержки), по фактически произведенным затратам субъектов государственной поддержки в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Новосибирской области, на перечисленные виды расходов.
Субсидии предоставляются субъектам государственной поддержки по видам расходов, предусмотренным пунктом 2 Порядка, в соответствии с перечнем документов, необходимых для получения бюджетных средств, согласно приложению к Порядку и в пределах средств, доведенных Новосибирской области Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 8 Постановления N 100-п).
В соответствии с пунктом 11 постановления N 100-п Министерство осуществляет проверку представленных субъектами государственной поддержки документов, регистрирует заявления в порядке их поступления в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью министерства, и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации принятых документов, направляет письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причин отказа.
Согласно пункту 2 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042, субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, предусматривающих следующие мероприятия: в области растениеводства- развитие льноводства.
Предоставление субсидий предусмотрено также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174 об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (в ред. постановления от 12.08.2011 N 672) и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2011 N 488 "О мерах по реализации в 2012 году постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности ООО "Лен Приобья" является растениеводство.
По предоставленному заявителем статистическому отчету в 2012 году посевная площадь под лен-долгунец составила 50 га, фактически убрано 50 га, сбор льноволокна составил 270 центнеров.
Согласно акту проверки хозяйственной деятельности общества по состоянию на 16.05.2013, представители Министерства и администрации Мошковского района Новосибирской области в присутствии руководителя общества провели осмотр производственной базы хозяйства, в ходе которого установлено, что фактический объем убранной тресты составил 34 тонны или 13, 6 тонн льноволокна (со слов руководителя, без подтверждающих документов), убрано тресты с поля на площади 20 га, а 30 га льна не убрано. Указанный обществом в отчетности сбор льноволокна в количестве 27 тонн не соответствует убранному льноволокну в количестве 13,6 тонн, реализация льнопродукции не подтверждена документально.
Акт проверки от 16.05.2013 подписан комиссией и руководителем общества, участвующие лица не заявляли возражений по существу и результаты проверки не оспаривали.
Представитель Министерства в суде первой инстанции пояснил, что статистические данные заполняются самостоятельно, после поступления денежных средств заявителю за 27 центнеров льноволокна, общество не согласилось с объемом и повторно подало статистическую отчетность о производстве льноволокна в объеме 27 тонн, проверкой установлено, что общество право на выплаты за производство льноволокна в объеме 27 тонн не имеет.
Судом, кроме того установлено, что решение Министерства, изложенное в письме N 69/1 от 04.10.2013, об отказе обществу в предоставлении субсидии не оспаривалось заявителем, не отменено и не признано в установленном порядке незаконным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждается отсутствие правовых оснований для предоставления обществу государственной поддержки в области растениеводства при производстве льна за 2012 год свыше предоставленной Министерством субсидии.
ООО "Лен Приобья" в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого решения нормам закона и нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Лен Приобья" пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок подачи заявления для признания ненормативного правового акта незаконным (недействительным).
Фактически Министерством обществу отказано в предоставлении субсидии на 27 тонн льноволокна письмом Министерства от 04.10.2013 N 69/1, указано, что решение может быть обжаловано в судебном порядке (л.д. 67-69 т. 1). Однако данное решение не обжаловано обществом в суд.
О данном решении об отказе в предоставлении субсидии обществу стало известно не позднее 28.01.2014 (пояснения - л.д. 103-106 т. 1), а обратилось в арбитражный суд общество только 06.11.2014, то есть по истечении установленного законом срока.
При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлено.
Пропущенный срок на обращение в суд за судебной защитой является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая требования ООО "Лен Приобья" о взыскании в пользу общества ущерба и недополученной прибыли в размере 2 086 376 руб., суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу, что данные требования не подлежат рассмотрению в рамках главы 24 АПК РФ и могут быть рассмотрены в рамках искового производства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, аналогичные приведенным в суде первой инстанции, исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Таким образом, поскольку доводами жалобы апеллянтом не опровергнуты выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание результат рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции и предоставление апеллянту отсрочки в уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, с ООО "Лен Приобья" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1500 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.01.2014 по делу N А45-22658/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лен Приобья" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22658/2014
Истец: ООО "Лен Приобья"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-21736/15
21.05.2015 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-22658/14
22.04.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2082/15
28.01.2015 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-22658/14