город Ростов-на-Дону |
|
21 апреля 2015 г. |
дело N А32-43869/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Деревенец И.В. по доверенности от 25.12.2014 г.
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2015 по делу N А32-43869/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" к заинтересованному лицу Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю о признании незаконным предписания принятое в составе судьи Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю" о признании незаконным предписания от 19.09.2014 N 381/4/6.
Решением суда от 23.01.2015 г. заявленные требования удовлетворены частично, предписание признано незаконным в части пункта 1, в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебный акт в части признания незаконным пункта 1 предписания мотивирован тем, что административным органом в материалы дела не представлено документальных доказательств изменения показателей риска чрезвычайных ситуаций. Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд указал, что содержащиеся в пунктах 2-5 предписания требования соответствуют ГОСТ Р 22.1.12-2005.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт" обжаловало их в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в части отказа обществу в удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на то, что согласно предписанию невозможно определить, на какой объект необходимо установить СМИС,
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление МЧС просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы. ГУ МЧС, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 22.08.2014 N 381 проведена плановая выездная поверка в отношении общества, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, Морской бульвар, 2.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки были установлены нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, составлен акт проверки N 381 от 19.09.2014, выдано предписание от 19.09.2014 N 381/4/6 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно:
1. Разработать документ, определяющий показатели риска чрезвычайных ситуаций. Отсутствует утвержденный и согласованный установленным порядком паспорт безопасности опасного объекта: Площадка сливо-наливного терминала рег. Номер А30-00997-0006 дата рег. 11.09.2007 требует переработки и согласования установленным порядком в связи с истечением 5 лет (Паспорт разработан в 2008 году).
2. Оснастить объект структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС), подлежащей обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
3. Издать распорядительный документ руководителя о создании специальной комиссии, предназначенной для проверки качества и полноты разделов проектной документации и эксплуатационной документации и проведения автономного и комплексного испытания СМИС объекта.
4. Провести комплексные испытания СМИС объекта. Оформить результаты комплексных испытаний в виде протокола. Отразить в протоколе результаты всех проверок и испытаний установленным порядком.
5. Оформить решение комиссии актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию законченного строительством объекта.
Указанным предписанием установлено в срок до 22.03.2015 устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 68-ФЗ предупреждением чрезвычайных ситуаций является комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Законом N 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Закона N 68-ФЗ).
В соответствии с Законом N 68-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 21.10.2001 N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации "Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105; далее - Требования N 105).
Пунктом 1 Требований N 105 установлено, что потенциально опасными объектами являются объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом эксплуатируется площадка сливо-наливного терминала рег. номер А30-00997-0006 дата рег. 11.09.2007, являющаяся потенциально опасным объектом по смыслу приведенных выше норм права. На данный объект обществом разработан и согласован паспорт безопасности.
При этом доказательств установки СМИС на указанном объекте в материалах дела не имеется.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на отсутствие доказательств проведения обществом реконструкции либо капитального ремонта, в процессе которых возможна установка СМИС. Между тем, в суд первой инстанции ГУ МСЧ представило копию Исходных данных и требований ГО и СЧ от 01.09.2011 г., разработанных при проектировании входящего в состав ОАО "Туапсинский морской порт" объекта "Система рекуперации паров нефтепродуктов в районе нефтеналивных причалов южной части ОАО "ТМТП" г. Туапсе". Данный документ свидетельствует о том, что в 2011 году обществом осуществлялось проектирование нового объекта в системе опасных объектов порта, а, следовательно, производилась реконструкция.
ГОСТ Р 22.1.12-2005 введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.03.2005 N 65-ст с 15.09.2005 и на момент ввода в эксплуатацию спорного опасного объекта подлежат обязательному применению.
Так, пунктом 4.9 ГОСТа Р 22.1.12-2005 определен перечень объектов, прием в эксплуатацию которых без оборудования их СМИС не допускается (потенциально опасные, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты). К их числу отнесены морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
Оснащение объектов, указанных в 4.9 ГОСТа Р 22.1.12-2005, СМИС должно осуществляться при проведении: проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов; планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации. Прием в эксплуатацию объектов, указанных в пункте 4.9 ГОСТа Р 22.1.12-2005, без оборудования их СМИС не допускается (пункт 4.10 ГОСТа Р 22.1.12-2005).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р ГОСТ Р 22.112-2005 включен в перечень обязательных национальных стандартов.
СМИС предназначена для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами. СМИС в соответствии с ГОСТом Р 22.1.12-2005 должна строиться на базе программно-технических средств, осуществляющих автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы повседневного управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) об угрозе и факте возникновения аварии, чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами.
Таким образом, данная система направлена на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Отклоняя доводы общества об отсутствии обязанности установки СМИС ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт осуществляемой обществом реконструкции портовых объектов, суд апелляционной инстанции также учитывает, что обществом в материалы дела не представлено сведений об осуществлении реконструкций, модернизаций и капитальных ремонтов с 2005 года по дату проверки ГУ МЧС, при этом согласно паспорту безопасности площадки нефтеналивного терминала износ производственных фондов на момент разработки и согласования паспорта (09 июля 2008 г.) износ производственных фондов составлял 50%, в связи с чем отсутствие в течение столь длительного времени реконструкций и ремонтов объекта создает угрозу его безопасности для жизни и здоровья граждан и состояния окружающей среды.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое обществом предписание не нарушает прав общества и направлено на обеспечение безопасности эксплуатируемого обществом объекта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
В части удовлетворения судом требований общества и признания незаконным пункта 1 предписания решение суда не оспорено и в силу ч.5 ст. 268 АПК РФ предметом проверки апелляционного суда не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2015 по делу N А32-43869/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43869/2014
Истец: ОАО "ТУАПСИНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю"
Третье лицо: "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю"