г. Воронеж |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А14-17233/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.04.2015.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи |
Донцова П.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от акционерного общества "Воронежнефтепродукт" (ОГРН 1023601535825, ИНН 3664002554):
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН 1053600124676, ИНН 3665049192): |
Иргалиева Ж.Ю., представитель по доверенности 1/2-288 от 01.03.2015;
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.02.2015 по делу N А14-17233/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Домарева В.В.), по заявлению открытого акционерного общества "Воронежнефтепродукт" (ОГРН 1023601535825, ИНН 3664002554), г. Воронеж, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН 1053600124676, ИНН 3665049192), г. Воронеж, N14003219 по делу об административном правонарушении от 16.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Воронежнефтепродукт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 14003219 от 16.12.2014 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - административный орган, Управление) по делу об административном правонарушении.
Данное дело рассмотрено арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ОАО "Воронежпродукт" своими действиями вызывает интерес у потребителей к реализуемой продукции, повышая покупательскую способность табачных изделий, тем самым, стимулирует продажу продукции, нарушая запрет, установленный статьей 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ).
Судом произведена процессуальная замена открытого акционерного общества "Воронежнефтепродукт" на акционерное общество "Воронежнефтепродукт" (далее - АО "Воронежнефтепродукт").
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя возражал на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось, о слушании дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
В соответствии с распоряжением N 3524 от 02.12.2014 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в период с 05.12.2014 по 08.12.2014 проведена внеплановая выездная проверка фактов рекламы и стимулирования продажи табачной продукции в торговых помещениях на АЗС N 26 ОАО "Воронежнефтепродукт".
В ходе проверки были выявлены нарушения статьями 11, 16 Закона N 15-ФЗ, а именно: допускается реклама и стимулирование продажи табачных изделий, витрины с табачной продукцией (сигаретами) не закрыты и доступны взгляду посетителей, при этом находятся в наиболее заметном месте - за стойкой кассира, т.е. продажа данной продукцией осуществляется с выкладкой и демонстрацией.
Указанные факты нашли свое отражение в акте проверки N 3524 от 08.12.2014, составленном в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Воронежнефтепродукт" Ситникова С.А.
По результатам проверки 08.12.2014 главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Пастуховой Л.Ф. в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Воронежнефтепродукт" Ситникова С.А. составлен протокол об административном правонарушении N 007197 по части 1 статьи 14.3.1 Кодекса российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
Подписью указанного лица также удостоверен факт получения копии протокола об административном правонарушении и извещения о времени и месте рассмотрения административного дела.
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Фуфаева О.А., рассмотрев 16.12.2014 в присутствие законного представителя ОАО "Воронежнефтепродукт" материалы проверки, вынесла постановление по делу об административном правонарушении N 14003219, в соответствии с которым ОАО "Воронежнефтепродукт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 80000,0 руб., копия которого вручена законному представителю Общества 16.12.2014 (л.д.62).
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил вывод Управления о нарушении Обществом законодательства, выразившееся в том, что последним допускается реклама и стимулирование продажи табачных изделий, витрины с табачной продукцией (сигаретами) не закрыты и доступны взгляду посетителей, при этом находятся в наиболее заметном месте - за стойкой кассира, т.е. продажа данной продукцией осуществляется с выкладкой и демонстрацией.
Не согласившись с указанным постановлением Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащей квалификации вмененного АО "Воронежнефтепродукт" правонарушения.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из требований части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3.1 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; (пункты 5.4., 5.7) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга; (пункт 6.3) имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.
В соответствии со статьей 21 Закона N 15-ФЗ государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 22 Закона).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции установлено, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 02.12.2014 N 3524 вынесено, постановление по делу об административном правонарушении от 16.12.2014 N 14003219 принято должностным лицом Управления в пределах предоставленных полномочий. Нарушений в указанной части не установлено.
Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением соблюдены требования закона при организации и проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО "Воронежнефтепродукт". Данные обстоятельства Обществом не оспорены.
Согласно части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения по данной норме являются права и интересы граждан, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", Законом N 15-ФЗ.
Как следует из оспариваемого постановления, в вину Общества меняется нарушение статьи 11, статьи 16 Закона N 15-ФЗ.
Статья 11 Закона N 15-ФЗ предусматривает, что в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляется установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.
В соответствие с п.п.1 п.1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается, в том числе, реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, которые с учетом положений ст.ст.2, 16 Закона N 15-ФЗ включают в себя:
а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;
е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.
В соответствии со статьей 10 Закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Согласно пункту 4 статьи 19 названного Закона запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которым демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 Закона.
Из оспариваемого постановления от 16.12.2014 N 14003219 следует, что в качестве объективной стороны правонарушения Обществу вменено осуществление продажи табачной продукции с выкладкой и демонстрацией, что фактически является нарушением статьи 10, пункта 5 статьи 19 Закона N 15-ФЗ.
В силу статьи 29.10 КоАП РФ суд области обоснованно указал, что в обжалуемом постановлении и протоколе об административном правонарушении не содержится описаний обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, а именно, - не указано, в чем конкретно непосредственно выразилось стимулирование продажи табачной продукции населению, какие конкретно действия заявителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стать 14.3.1 КоАП РФ.
Кроме того, в оспариваемом постановлении не содержится и ссылок на конкретные нормы Закона и/или технического регулирования, нарушенные заявителем, а именно, - административным органом было указано, что заявителем нарушены статьи 11, 16 Закона N 15-ФЗ.
Апелляционная коллегия исходит из того, что статьи 11, 16 Закона N 15-ФЗ носят общий характер и, как таковые, с учетом положений КоАП РФ не могут быть положены в основу постановления по делу об административной ответственности.
Статья 16 Закона N 15-ФЗ содержит пять подпунктов, каждый из которых предусматривает совершение различных действий, составляющих рекламу и стимулирование, спонсорство табака.
Однако из текста оспариваемого постановления не усматривается, какой или какие именно из этих положений статьи 16 Закона N 15-ФЗ нарушил заявитель.
Вместе с тем, административная ответственность за несоблюдение ограничений, установленных статьей 19 Закона N 15-ФЗ в области торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена статьей 14.53 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями влечет наложение административного штрафа на юридических лиц размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, характеризуется нарушением виновным лицом при торговле табачной продукцией и табачными изделиями запретов и ограничений, установленных вышеуказанным Законом.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что допущенное обществом правонарушение не может быть квалифицировано по статье 14.3.1 КоАП РФ, поскольку нарушение при торговле табачной продукцией и табачными изделиями запретов и ограничений, установленных Законом N 15-ФЗ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.53 КоАП РФ.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что в данном случае при рассмотрении арбитражным судом заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности суд не мог изменить квалификацию административного правонарушения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что постановление N 14003219 от 16.12.2014 о привлечение АО "Воронежнефтепродукт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 80 000 рублей является незаконным и подлежит отмене.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.02.2015 по делу N А14-17233/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17233/2014
Истец: ОАО "Воронежнефтепродукт"
Ответчик: УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ВО
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2008/15
01.06.2015 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2008/15
24.04.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1721/15
24.02.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-17233/14