г. Москва |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А40-187506/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей: Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015,
по делу N А40-187506/13 (49-1126), принятое судьей Денискиной Е.Г.,
по иску ЗАО "Физика-Риэлти" (ОГРН 1047796569468, ИНН 7726508661)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; ИНН 7726639745); Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Филиала по Москве (Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340); Правительству Москвы,
3-и лица: Департамент городского имущества города Москвы; ЗАО "Городское бюро оценки"; ОАО "ГОРОДСКОЙ КАДАСТР",
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Зинченко Е.А. по дов. от 16.02.2015; Ахметов И.В. по дов. от 16.02.2015;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Физика-Риэлти" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Управлению Росреестра по Москве, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об установлении с 01.01.2013 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0006005:1003 равной его рыночной стоимости в сумме 281640000 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015 по делу N А40-187506/13 заявленные исковые требования удовлетворены. При этом суд исходил из доказанности и обоснованности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей ответчиков и 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец является арендатором земельного участка площадью 14909 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0006005:1003, расположенного по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д.125Ж, корп.5,6,7, на основании договора аренды земельного участка от 21.06.2010 N М-05-034811, заключенного на срок до 25.01.2059 (п. 2.1) и зарегистрированного в установленном законом порядке (запись от 05.08.2010 N 77-77-14/009/2010-888).
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу п. 1 указанной статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
На момент заключения Договора аренды кадастровая стоимость земельного участка составляла 314333603,32 руб.
На основании постановления Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП с 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 408539101,62 руб., в связи с чем, увеличился размер арендной платы.
Истец обратился к ЗАО "Городское бюро оценки" с целью определения рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Согласно отчету ЗАО "Городское бюро оценки" N 04/1013-149э рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составляет 281640000 руб. (л.д. 32-106, т. 1).
В соответствии с заключением ООО "Российское общество оценщиков" от 09.12.2013 N 2412/2013 (л.д. 107-115, т. 1), вышеназванный отчет N 04/1013-149э соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В судебном заседании установлено, что по отчету ЗАО "Городское бюро оценки" рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 определена в размере 281640000 руб. При этом доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости данного земельного участка не представлено. Стороны о назначении судебной экспертизы при рассмотрении спора не заявили.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции также учел, что согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказа Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Отклоняя доводы ответчиков и третьего лица, изложенные в письменных пояснениях и отзыве на иск, суд первой инстанции правомерно указал, что Закона об оценочной деятельности
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Указанная норма права предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости двумя способами: путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или путем обращения в суд.
В случае если законодатель преследовал цель установления обязательного досудебного порядка обжалования, исключающего возможность обращения в суд, минуя комиссию по рассмотрению споров по определению кадастровой стоимости земельных участков, то данная правовая норма была бы сформирована иным образом, без указания на возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде.
При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка истца в размере рыночной, определенной независимым оценщиком, соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком величины рыночной стоимости земельного участка истца лицами, участвующими в деле, не представлено.
Заявители апелляционной жалобы сослались на тот факт, что такое основание пересмотра результатов кадастровой стоимости как установление рыночной стоимости указано в законе как основание обращения в комиссию, формируемую в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Результаты рассмотрения вопроса комиссией, оспариваются в арбитражном суде.
На этом основании заявители полагают, что избранный истцом способ защиты не соответствует действующим нормам Федерального закона N 135-ФЗ.
Отклоняя данный довод, судебная коллегия принимает во внимание, что на момент обращения истца с иском (19.05.2014) в Арбитражный суд г. Москвы, Федеральный закон N 135-ФЗ действовал в редакции N 31 от 12.03.2014, предусматривающей возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости или в арбитражный суд, или в комиссию по рассмотрению споров о результатах о результатах определения кадастровой стоимости. Следовательно, для данной категории споров на момент подачи иска не был предусмотрен обязательный досудебный порядок.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 была дополнена оговоркой о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, вступил в законную силу 22 июля 2014 года, то есть после подачи иска.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015 по делу N А40-187506/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Т.Я. Сумарокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187506/2013
Истец: ЗАО "Физика-Риэлти"
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Фед. службы гос. регистрации,кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве
Третье лицо: Агафонова А. В., ДГИГМ, Департамент городского имущества города Москвы, ЗАО "Городское бюро оценки", ОАО "Городской кадастр", Правительство Москвы