г. Москва |
|
27 апреля 2015 г. |
Дело N А41-63784/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройКорпорация": Евстифеев И.В. по доверенности б/н от 12.08.14;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Васильев С.А. по доверенности N 494 от 30.12.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2014 года по делу N А41-63784/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройКорпорация" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Красногорского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Красногорску и Красногорскому району Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "ТехСтройКорпорация" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 13 100 кв.м., категория земель "земли поселений (земли населенных пунктов)", вид разрешенного использования - "для строительства автотранспортного предприятия - (по классификатору нет данных", расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Красногорский район, п. Мечникова, с кадастровым номером 50:11:0050301:0090, равной рыночной - 12 332 000 рублей; обязании внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 3-4).
Иск заявлен на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2014 года дело N А40-71923/14 по указанному иску было передано по подсудности в Арбитражный суд Московской области (т. 1, л.д. 119).
Определением Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2014 года на основании данного иска было возбуждено производство по делу N А41-63784/14, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, администрация Красногорского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Красногорску и Красногорскому району Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:0090 равной рыночной - 44 320 000 рублей; обязать ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 146).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:0090 была установлена равной рыночной - 44 320 000 рублей, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 238-242).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на наличие оснований для прекращения производства по делу (т. 2, л.д. 3-5).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ТехСтройКорпорация" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Правительства Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Красногорского муниципального района Московской области, администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, ИФНС по г. Красногорску и Красногорскому району Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ТехСтройКорпорация" является собственником земельного участка для строительства автотранспортного предприятия с кадастровым номером 50:11:0050301:0090, общей площадью 13 100 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Мечниково (т. 1, л.д. 99).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 19.11.13 кадастровая стоимость данного участка составляет 18 726 057 рублей (т. 1, л.д. 198-202).
Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка значительно отличается от рыночной стоимости этого имущества, ООО "ТехСтройКорпорация" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что они подтверждены документально.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 566-РМ от 27.11.13 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" были утверждены:
- результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области;
- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области;
- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:0090 в размере 18 726 057 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчетах ООО "Дойче Бевертунг Немецкая Оценка" N DB2014-10317 от 10.03.14, ООО "Оценочная компания "ВЕТА" N 02-03/14/1272-10 от 29.10.14, а также экспертных заключений, подготовленных общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" на названные отчеты (т. 1, л.д. 18-103, 147-224).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с отчетом ООО "Оценочная компания "ВЕТА" N 02-03/14/1272-10 от 29.10.14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050301:0090 составляет 44 320 000 рублей.
Статьей 12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание, что данные отчета ООО "Оценочная компания "ВЕТА" N 02-03/14/1272-10 от 29.10.14, подтверждены общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" и не оспорены сторонами, другие экспертные заключения на отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно признал их надлежащим доказательством размера рыночной стоимости спорного имущества.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости прекращения производства по настоящему делу подлежит отклонению.
В силу пункта 8 Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.14 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Закон N 225-ФЗ от 21.07.14 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"вступил в силу 22.07.14, то есть с указанной даты досудебный порядок урегулирования споров о кадастровой стоимости стал обязательным.
Между тем, с настоящим заявлением ООО "ТехСтройКорпорация" обратилось в Арбитражный суд города Москвы 13.05.14, то есть до момента вступления в законную силу названных изменений, в связи с чем предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не требовалось.
Следует отметить, что передача в дальнейшем настоящего спора на рассмотрение Арбитражного суда Московской области не изменила для истца даты обращения в арбитражный суд за судебной защитой.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2014 года по делу N А41-63784/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63784/2014
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской области, ООО "ТехСтройКорпорация"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области