г. Хабаровск |
|
29 апреля 2015 г. |
А04-7477/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Ивон Е.В., представитель по доверенности от 01.01.2015 N ДЭК-20-15/143Д;
от администрации Белогорского района: представитель не явился;
от комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Белогорского района: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Облкоммунсервис": представитель не явился;
прокурор Белогорского района: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 02.02.2015
по делу N А04-7477/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Аныша Д. С.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к администрации Белогорского района, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Белогорского района
третьи лица: открытое акционерное общество "Облкоммунсервис", прокурор Белогорского района
о признании недействительным протокола комиссии в части
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации муниципального образования Белогорского района (ОГРН 1022800711504, ИНН 2804007458, далее - администрация) о признании недействительным решения по третьему вопросу протокола от 29.09.2014 N 9 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Белогорского района.
Определением от 20.11.2014 в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Облкоммунсервис" (далее - ОАО "Облкоммунсервис"), прокурор Белогорского района.
Определением от 19.12.2014 в соответствии со статьей 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Белогорского района.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.02.2015 по делу N А04-7477/2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.02.2015 по делу N А04-7477/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Администрация, ОАО "Облкоммунсервис", прокурор Белогорского района, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Белогорского района в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражении на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию Белогорский район Амурской области на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: котельные, тепловые сети, нежилое помещение (свидетельства о праве собственности от 22.04.2013 N 28 АА 769444, от 20.12.2008 N 28 АА 280387, от 19.12.2008 N 28 АА 280508, от 07.05.2010 N 28 АА 426726, от 22.12.2008 N 28 АА 280518, от 21.03.2013 N 28 АА 769608, от 20.12.2008 N 28 АА 280388, от 19.04.2009 N 28 АА 425279, от 20.12.2008 N 28 АА 280389, от 07.05.2010 N 28 АА 426728, от 13.01.2009 N 28 АА 280728, от 07.05.2010 N 28 АА 426724, от 03.09.2012 N 28 АА 719090, от 19.12.2008 N 28 АА 280510, от 07.05.2010 N 28 АА 426730, от 19.12.2008 N 28 АА 280507, от 10.01.2013 N 28 АА 722738).
По договорам аренды недвижимого имущества от 07.07.2010 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, от 30.07.2010 N 1 котельные, тепловые сети и нежилое помещение переданы в аренду ОАО "Облкоммунсервис".
Между ОАО "ДЭК" и ОАО "Облкоммунсервис" заключен договор энергоснабжения 01.09.2009 N БЕООЭ0001888, в соответствии с которым ОАО "ДЭК" обязалось осуществлять продажу электрической энергии и мощности через привлеченных третьих лиц (территориальная сетевая организация), оказывать услуги по передаче электрической энергии, а покупатель ОАО "Облкоммунсервис" обязалось оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
ОАО "Облкоммунсервис" обязательства по оплате электрической энергии исполнило ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность. ОАО "ДЭК", ссылаясь на наличие указанной задолженности у покупателя, 13.05.2014 ввело полное ограничение поставки электрической энергии на вышеуказанные объекты теплоснабжения, находящиеся в аренде ОАО "Облкоммунсервис".
29.09.2014 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Белогорского района по третьему вопросу повестки дня - о готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2014-2015 годов, принято решение, оформленное протоколом N 9, о необходимости директору филиала ОАО "ДЭК" (В.А. Стороженко) подключить муниципальные котельные, расположенные на территории Белогорского района, к энергоснабжению.
ОАО "ДЭК" не согласившись с решением, оформленным протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Белогорского района от 29.09.2014 N 9, обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований. Вывод суда первой инстанции поддерживает апелляционный суд и отклоняет доводы жалобы общества исходя из следующего.
Введя ограничение подачи электроэнергии на котельные общество не приняло во внимание, что подача электроэнергии является необходимым элементом технологического процесса горячего водоснабжения и теплоснабжения. Действие общества по отключению электроэнергии влечет нарушение прав граждан-потребителей коммунальной услуги.
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены пунктами 2 и 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ запрещается ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
С момента утраты силы постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", согласно пункту 7 которого Порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 не подлежал применению в отношении прекращения или ограничения подачи электроэнергии. К указанным отношениям подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Пункты 17 и 18 Правил, утвержденных указанным выше постановлением N 442, устанавливают особенности ограничения (полного или частичного) режима потребления в отношении потребителей у которых имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони и в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению.
Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, постановлением главы муниципального образования Белогорского района от 23.01.2014 N 389 создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Белогорского района. Утвержден состав комиссии и Положение о комиссии (приложения NN 1, 2).
Пунктом 2.2 Положения определено, что комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций, организует прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Белогорского района, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Комиссия в пределах своей компетенции имеет право принимать решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обязательные для немедленного исполнения руководителями учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, находящихся на территории района (пункт 3.1 Положения).
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что мероприятия, направленные на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Материалами дела не подтверждается превышение полномочий комиссии. При отключении подачи электроэнергии возникает высокая вероятность причинения возможного вреда здоровью людей. Установив угрозу чрезвычайной ситуаций на территории муниципального образования в осенне-зимний период 2014-2015 годов при отключении от снабжения электрической энергией объектов жилищно-коммунального хозяйства, которое может повлечь негативные последствия для населения Белогорского района, комиссия действовала в пределах своего назначения в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуаций.
На основании изложенного апелляционный суд признает, что обжалуемое решение по третьему вопросу, изложенное в протоколе от 29.09.2014 N 9, заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности администрации Белогорского района не противоречит закону и соответственно не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы жалобы о не исследовании вопроса о передаче администрацией района объектов централизованного водоснабжения и водоотведения управляющим организациям с последующим включением их в точки поставки, об отсутствии влияния ограничения электропотребления в мае-сентябре 2014 года не относятся к предмету спора.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.02.2015 по делу N А04-7477/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 16.02.2015 N 2693 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7477/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Ответчик: Администрация Белогорского района
Третье лицо: Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", ОАО "Облкоммунсервис", Прокурор Белегорского района