г. Самара |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А55-26297/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Симкина А.С., доверенность от 13.01.2015 г. N 14;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2015 года по делу N А55-26297/2014 (судья Харламов А.Ю.)
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением от 05 ноября 2014 года, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменения предмета заявленных требований (л.д. 73), отраженного в протоколе судебного заседания (л.д. 101 оборотная сторона), просил суд:
- признать незаконным решение от 11 июля 2014 года N 01/666/2014-629 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, нежилое помещение площадью 74,70 м2, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента управления имуществом городского округа Самара путем проведения государственной регистрации права произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что постановление главы города Самара N 557 от 04 июля 2003 г. "О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО "Жилищно-коммунальная контора)", явившееся основанием для включение спорного объекта в реестр муниципальной собственности, было издано после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т.е. после 31.01.1998 г.).
По мнению подателя жалобы, внесение имущества в реестр муниципальной собственности не свидетельствует о возникновении права.
Податель жалобы ссылается на то, что выписка из реестра объектов недвижимости, находящегося в собственности заявителя, сама по себе не может служить основанием для государственной регистрации, так как выписка из реестра не является правоустанавливающим документом, а лишь носит информационно-учетный характер, подтверждает факт внесения в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя.
Податель жалобы считает, что для регистрации права собственности муниципального образования - г.о. Самара на указанное выше нежилое помещение необходимо зарегистрировать сначала права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации.
Также податель жалобы ссылается на то, что заявителем был пропущен предусмотренный законодательством срок на подачу оспариваемого сообщения об отказе в государственной регистрации права, причина пропуска срока не уважительная.
В судебное заседание представитель Управления Росреестра по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Департамент управления имуществом городского округа Самара посредством подачи заявления (л.д. 80, 81), к которому были приложены необходимые для осуществления испрашиваемой государственной регистрации документы (л.д. 79-90), обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в целях осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, кадастровый номер 63:01:0719001:2126, площадью 74,70 м2, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13, по результатам рассмотрения которого, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области приняло решение об отказе в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект недвижимости, оформленное Сообщением от 11 июля 2014 года N 01/666/2014-629 "Об отказе в государственной регистрации" (л.д. 7, 8).
Сообщение от 11 июля 2014 года N 01/666/2014-629 "Об отказе в государственной регистрации" содержит ссылку на положения абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указание на то, что Департамент управления имуществом городского округа Самара не представил в регистрирующий орган заявление и иные документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие данного нормативного правового акта перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые дли государственной регистрации права.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Департамента управления имуществом городского округа Самара в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Судом верно отмечено в решении, что материалами по данному делу подтверждается, что на государственную регистрацию Департаментом управления имуществом городского округа Самара были представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы, а именно:
- выписка из реестра муниципального имущества от 28 мая 2014 года N 15-0716/20873 (л.д. 52);
- кадастровый паспорт помещения от 13 мая 2014 года N 63000-102/14-337794 (л.д. 54-59);
- постановление Главы города Самары от 04 июля 2003 года N 557 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО "Жилищно-коммунальная контора" (л.д. 12);
- письмо от 29 мая 2014 года N 15-07-16/21039 (л.д. 19).
Положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у соответствующего заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, а, следовательно, вывод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о том, что у муниципального образования не возникло каких-либо прав на спорное имущество, в связи с его передачей, является необоснованным.
В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Материалами по настоящему делу подтверждается, что в качестве правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права муниципальной собственности на испрашиваемый Департаментом управления имуществом городского округа Самара объект, последним на государственную регистрацию была представлена выписка из реестра муниципального имущества от 28 мая 2014 года N 15-07-16/20873 (л.д. 52), согласно которой, объект недвижимости -нежилое помещение, кадастровый номер 63:01:0719001:2126, площадью 74,70 м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества - 04 июля 2003 года за номером 014293 на основании постановления главы города Самары от 04 июля 2003 года N 557 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО "Жилищно-коммунальная контора" (л.д. 12).
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федераций на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень и порядок разграничения имущества на собственность Российской Федераций, субъектов Российской Федераций и муниципальную собственность.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрена передача объектов государственной собственности, указанных в Приложении N 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), независимо от оформления их приема-передачи.
Кроме того, в пункте 1 Приложения 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федераций на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" перечислены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящиеся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, а именно: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Из диспозиции статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что основанием для государственной регистрации наличия права являются, в том числе, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества от 28 мая 2014 года N 15-07-16/20873 (л.д. 52), объект недвижимости - нежилое помещение, кадастровый номер 63:01:0719001:2126, площадью 74,70 м2, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13, является муниципальной собственностью городского округа Самара и включен в реестр муниципального имущества - 04 июля 2003 года за номером 014293 на основании постановления главы города Самары от 04 июля 2003 года N 557 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО "Жилищно-коммунальная контора" (л.д. 12).
В соответствии с постановлением главы города Самары от 04 июля 2003 года N 557 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары общежитий от ЗАО "Жилищно-коммунальная контора" данному закрытому акционерному обществу (до его ликвидации вследствие банкротства) во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 15 декабря 2002 по делу N А55-12340/02-27 было передано Комитетом по управлению имуществом г. Самары (на текущий период - Департамент управления имуществом городского округа Самара) здание общежития по адресу; г. Самара, ул. Нагорная, д. 13, что прямо следует из содержания Приложения к данному Постановлению (л.д. 12 оборотная сторона).
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федераций на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности, его возникновение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о правомерности довода представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара о том, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение, кадастровый номер 63:01:0719001:2126, площадью 74,70 м2, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Нагорная, д. 13, заявителем были представлены необходимые и надлежащим образом оформленные документы, являющиеся в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для регистрации права, и что Департамент управления имуществом городского округа Самара во исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом доказал правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, заинтересованное лицо в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия предмета оспаривания положениям Закона - Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
По результатам рассмотрения ходатайства Департамента управления имуществом городского округа Самара о восстановлении процессуального срока на обращение в суд с заявлением о признании решения незаконным от 05 ноября 2014 года, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для его удовлетворения и при этом исходит из следующего.
При рассмотрении данного ходатайства заявителя о восстановлении процессуального срока на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления судом учтена позиция Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" от 04 ноября 1950 года, согласно пункту 1 статьи 6 которой каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06 марта 2007 года N 1911/2007 о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда первой инстанции, давая оценку его обоснованию и мотивации, при этом исключая создание для Департамента управления имуществом городского округа Самара формальных препятствий для реализации гарантированного ему, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, права на судебную защиту, арбитражный суд первой инстанции правильно посчитал возможным в данном конкретном случае восстановить Департаменту управления имуществом городского округа Самара процессуальный срок на подачу в суд рассматриваемого заявления.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Департаментом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2015 года по делу N А55-26297/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26297/2014
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Ответчик: Департамент управления имуществом г. о. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области