Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2017 г. N Ф07-374/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
16 декабря 2016 г. |
Дело N А26-5318/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тюриной Д.Н.
при участии:
от истца: представитель Иванов О.Г. (доверенность от 25.12.2015),
от ответчика: представитель Ердякова М.А. (доверенность от 07.10.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25712/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.09.2016 по делу N А26-5318/2016 (судья Борунов И.Н.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "Форест-групп"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп" (далее - ответчик, общество) о взыскании 1 358 руб. 33 коп., в том числе 848 руб. 95 коп. задолженности по арендной плате за 2014 год по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 в части минимального размера платы за древесину, 509 руб. 38 коп. - в части, превышающей минимальный размер платы.
Определением суда от 23.06.2016 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 16.08.2016 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.09.2016 в удовлетворении иска Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия отказано.
Министерство обжаловало решение в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы истец сослался на пункт 3.4.10 договора от 18.12.2007 (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2011), согласно которому арендатор обязан полностью осваивать ежегодный размер отпуска (изъятия) древесины (расчетную лесосеку), за 2014 год - 19400 куб.м. По мнению подателя жалобы, недоосвоение арендатором в 2014 году установленной расчетной лесосеки в объеме 10 куб.м не освобождает его от оплаты арендной платы за указанные объемы. Министерство не согласилось с выводом суда относительно того, что исчисление арендной платы за недоосвоенный объем произведено с нарушением статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Как полагал податель жалобы, арендная плата определяется с учетом годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке; предусмотренная в договоре обязанность арендатора вносить арендные платежи не зависит от использования лесосеки; исчисленная арендная плата по договору аренды правомерно включает в себя весь расширенный объем возможной заготовки древесины в год; расчет арендной платы произведен истцом в соответствии с договором и действующим законодательством; не подписание арендатором приложения N 4 к договору аренды не освобождает арендатора от обязанности внесения арендной платы.
Общество в отзыве на жалобу, указав, что расчет арендной платы за недоосвоенный объем по лесной инфраструктуре по средним ставкам не соответствует действующему законодательству, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, Государственным комитетом Республики Карелия и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" заключен договор аренды лесного участка от 18.12.2007, по условиям которого в аренду в целях заготовки древесины передан лесной участок площадью 26677 кв.м, расположенный на территории Коткозерского участкового лесничества Олонецкого лесничества. Лесной участок передан арендаторы по акту приема-передачи от 18.12.2007. Срок действия договора установлен с 05 сентября 2005 года по 31 декабря 2029 года. В последующем произошла перемена лиц в обязательстве, что отражено в дополнительном соглашении от 02.09.2011: арендодателем стало Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендатором - ООО "Форест-групп" (л.д. 10-15 т. 1).
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учётом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,6. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением N 4 к договору "Сроки внесения арендной платы" определяется годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, в бюджет Республики Карелия.
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из приложения N 4 на 2014 год, направленного Министерством в адрес ответчика, следует, что общество в 2014 году должно внести арендную плату в федеральный бюджет в части минимальных ставок платы за древесину в сумме 1 435 837 руб., а также арендную плату в бюджет Республики Карелия в части превышающей минимальные ставки платы за древесину в сумме 861 502 руб. (л.д. 17 т. 1). От подписания приложения N4 на 2014 год общество отказалось.
В связи с не внесением ответчиком доначисленной арендной платы за 2014 год Министерство направило в адрес ответчика претензионное письмо (от 22.03.2016 N 670) с требованием погасить задолженность по арендной плате и пени, которое ответчик оставил без удовлетворения.
Министерство, полагая, что за ответчиком числится задолженность за 2014 год в сумме 1358 руб. 33 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Взыскиваемая сумма задолженности 1 358 руб. 33 коп., согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании суда первой инстанции, является доначислением арендной платы за недоосвоение установленного годового объема использования лесов в 2014 году.
Общество требования Министерства не признало, указав, что задолженность по арендной плате за вменяемый период отсутствует, так как ответчиком в полном объеме оплачена арендная плата за изъятую древесину; предъявленная к взысканию арендная плата начислена за недоосвоенный объем древесины; арендная плата рассчитана по средним ставкам, применение которых законодательством не предусмотрено.
Рассмотрев данный спор с применением относящихся к предмету требований положений гражданского и лесного законодательства, также процессуальных норм, суд первой инстанции, указав, что позиция Министерства о начислении арендной платы за объем заготовки с учетом объемов недоосвоения, в том числе по созданию лесной инфраструктуры, является необоснованной, счел исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Заготовка древесины согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено положение, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой согласно законодательству Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N310.
В абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление от 17.11.2011 N73) разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Спорный договор заключен в результате переоформления договора аренды участков лесного фонда от 04.08.2005 N 3, заключенного по результатам торгов (протокол о результатах лесного конкурса от 29.03.2005 N 85), которым утвержден повышающий коэффициент в размере 1,6, что соответствовало действующему в период заключения договора законодательству.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 201-ФЗ). Данный порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012. При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка). То есть, законодатель сохранил условия договоров в части сформировавшихся на торгах арендаторов, объемов лесопользования, размера арендной платы и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров (Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А26-7523/2014).
В пункте 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
При переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 18.12.2007, поскольку оно определено на торгах. Спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов; пункт 2.1 договора аренды от 18.12.2007, в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3-10 Порядка.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 3, статей 13, 25, части 3 статьи 71, статей 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации; содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объём древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Суд первой инстанции учел, что объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12, 88 Лесного кодекса Российской Федерации является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины. Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Таким образом, нормативный акт разделяет понятия "использование лесов", как основной вид деятельности, и "создание лесной инфраструктуры". Начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции также указал, что приложение N 4 к договору аренды сторонами не согласовано, размер арендной платы в твердой сумме договором аренды не установлен и должен определяться расчетным путем; вместе с тем, Министерство при начислении арендной платы руководствуется не объемом изъятого ресурса, а ориентировочным размером арендной платы, рассчитанным по средним ставкам, указанным в приложении N 4 к договору; следовательно, расчет Министерства не является достоверным, поскольку состав лесного ресурса на каждой делянке буден различен, а для расчета арендной платы в силу закона и условий договора необходимо учитывать все предусмотренные Постановлением N 310 параметры. При этом суд отметил, что обществом внесена арендная плата.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку суд первой инстанции в результате всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме. Следовательно, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01 сентября 2016 года по делу N А26-5318/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5318/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2017 г. N Ф07-374/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Форест-групп"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7299/18
25.04.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6663/18
12.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-374/17
16.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25712/16
01.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-5318/16