Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2017 г. N Ф08-1786/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А77-09/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу акционерного общества "Чеченэнерго" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 25.07.2016 по делу N А77-09/2016 (судья М.С-А. Хасиев),
по заявлению акционерного общества "Чеченэнерго" (г. Грозный, ИНН 2016081143, ОГРН 1082031002503), к Государственному комитету цен и тарифов Чеченской Республики (г.Грозный, ИНН 2013428654, ОГРН 1032001207578), третье лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (г. Грозный ИНН 2016002374, ОГРН 1132031000122), о признании недействительным предписания Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики N 47-э от 16.12.2015, |
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Чеченэнерго"- Товсултанов Х.И. по доверенности N 60 от 09.06.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Чеченэнерго" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением от 15.01.2016 N 28/20 о признании недействительным предписания Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики N 47-э от 16.12.2015.
Решением от 25.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 25.07.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Акционерное общество "Чеченэнерго" обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к Государственному комитету цен и тарифов Чеченской Республики от 15.01.2016 N 28/20 о признании недействительным предписания Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики N 47-э от 16.12.2015 согласно которому Обществу предписано произвести перерасчет необоснованно начисленной суммы, вследствие неправомерного применения уровня напряжения в отношении ГУП "Чечводоканал" в точках поставки электрической энергии и указано, что при расчете и применении цены (тарифа), уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определять в соответствии с пунктом 15.2. Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 АПК РФ и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.
Согласно пункту 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 543, в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) принимаются определенные меры, включая выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с Положением о государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики, утвержденных Постановлением Правительства Чеченской Республики от 28.06.2007 N 99 Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики является органом исполнительной власти Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за соблюдением порядка ценообразования, уполномоченным осуществлять проведение в Чеченской Республике единой ценовой политики Российской Федерации, а также регулирование деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, зона деятельности которых расположена на территории Чеченской Республики.
Задачами деятельности Комитета являются, в частности, осуществление на территории Чеченской Республики государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за соблюдением порядка ценообразования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики.
Для реализации задач Комитет выполняет определенные функции, которые перечислены в разделе 3 Положения о Комитете, в том числе: осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики и рассмотрение обращений субъектов регулирования по защите нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов в области ценообразования.
В соответствии с подпунктом 4.2.1. пункта 4.2. Положения в целях выполнения функций, указанных в разделе 3 Положения о Комитете, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Комитет имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания. Кроме того, пунктами 4.9., 4.10. и 4.11. Комитету предоставлено право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, и органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, проводить проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов), проверять деятельность субъектов регулирования и ценообразования, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, в отношении соблюдения ими порядка ценообразования.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 13.08.2014 N 143 утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Чеченской Республики, согласно которому государственный контроль осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и настоящим Порядком в отношении:
1) установления и (или) применения цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, а также в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;
2) регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), в части применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики;
3) деятельности гарантирующих поставщиков по обеспечению надежного энергоснабжения населения;
4) регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;
5) регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), в том числе в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения;
6) регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) регулирования цен (тарифов, плат, ставок, надбавок, наценок и т.п.) согласно компетенции органа государственного контроля - в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов, плат, ставок, надбавок, наценок и т.п.).
Пунктом 28 указанного Порядка предусмотрено, что в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля принимаются следующие меры:
1) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
2) привлечение должностных и (или) юридических лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 543, также установлено, что в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) принимаются определенные меры, включая выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии предусмотрено право Комитета в случае выявления нарушений в области регулируемых тарифов, выдавать предписания, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами.
При этом из указанных нормативных правовых актов не следует, что предписание может быть выдано только по результатам проведенной проверки и только Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества об отсутствии у должностных лиц Комитета полномочий для выдачи предписаний, направленных на устранение выявленных в процессе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых тарифов нарушений действующего законодательства.
При этом судом учтена и сложившаяся судебная практика в части отнесения выявленных Комитетом и изложенных в предписании и отзыве Комитета нарушений к нарушениям порядка ценообразования и полномочий должностных лиц данного органа не только выдавать предписания, но и возбуждать дела об административных правонарушениях.
Так, пунктом 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, установлено, что изменение или ошибочное определение вида тарифа, установленного уполномоченным государственным органом, в том числе нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, относятся к нарушениям порядка ценообразования в смысле положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом любое отклонение от установленного тарифа, в том числе неправильный выбор тарифа, является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и правонарушение в указанной части охватывается признаками части 1 статьи 14.6 КоАП РФ (дело N А77-705/2015).
На основании вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя об отсутствии прав Комитета на выдачу предписаний, сформированных исходя из анализа положений пункта 66 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правил N861), и, с учетом того, что из буквального текста данного положения не следует, что рассмотрение дел о нарушений требований Правил N861 в части предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятие по ним решений (предписаний) управомочен лишь федеральный антимонопольный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 25.07.2016 по делу N А77-09/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 25.07.2016 по делу N А77-09/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-09/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2017 г. N Ф08-1786/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ЧЕЧЕНЭНЕРГО", ОАО "Чеченэнерго"
Ответчик: Государственный комитет цен и тарифов ЧР
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике, Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики