г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А56-25065/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Аносовой Н.В., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Самборской А.С.,
при участии:
от истца: Смольская Е.Ф., паспорт, выписка из ЕГРИП от 13.01.2015 N 16В/2015;
от ответчика: Фомина А.А., доверенность от 15.12.2014 N 110-723;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6676/2015) Смольской Елены Фридриховны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2015 по делу N А56-25065/2014 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску Смольской Елены Фридриховны
к закрытому акционерному обществу "Петроэлектросбыт"
об обязании обеспечить в счетах корректную и обоснованную информацию о расходе электроэнергии,
установил:
Смольская Елена Фридриховна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Петроэлектросбыт" об обязании обеспечить в счетах корректную и обоснованную информацию о расходе электроэнергии.
Решением от 09.02.2014 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе Смольская Елена Фридриховна просит решение суда от 09.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
ЗАО "Петроэлектросбыт" возражает против удовлетворения жалобы, полагая, что спор не является экономическим, поскольку связан с личным, семейным потреблением, а также ввиду отсутствия в действиях ответчика нарушения прав истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, межу Смольским М.Ю. и ЗАО "Петроэлектросбыт" заключен договор N 2031214/2741344 от 01.08.1996 о предоставлении услуг по электроснабжению для бытовых целей в занимаемых помещениях по адресу: Санкт-Петербург, ул. Мартыновская, дом 8, кв.14.
Смольская Е.Ф. пояснила, что она в качестве долевого собственника проживает в той же квартире и частично использует электрическую энергию для работы принтера, применяемого в предпринимательской деятельности по защите прав человека и гражданина. Указанное обстоятельство не представляется возможным проверить, поскольку расходы электрической энергии по цене для населения не в бытовых целях Смольская Е.Ф. не включает в отчетность. Однако довода об использовании электрической энергии в жилом помещении для целей предпринимательской деятельности и факта регистрации в качестве ИП по месту жительства достаточно для признания спора подведомственным арбитражному суду.
Порядок распределения между собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставляемого на границу балансовой принадлежности определяется в соответствии с жилищным законодательством, а именно Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 (в н.в. действует пост. N 354 от 06.05.2011). В состав коммунальной услуги входят объемы ресурса, расходуемого гражданами на бытовые нужды, работу оборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома и неизбежно возникающие потери во внутридомовых сетях. В частности, к электрическому оборудованию, являющемуся общей собственностью многоквартирного дома относят: приборы для освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматически запирающиеся устройства, усилителей телеантенн коллективного пользования, системы противопожарной автоматики и дымоудаления, лифтовое оборудование. Таким образом, в состав платы за коммунальную услугу электроснабжение включаются объемы электроэнергии, затраченной на работу всех вышеперечисленных составляющих электрического оборудования многоквартирного дома.
До 01.01.2008 собственники (наниматели) жилых помещений в многоквартирных домах в качестве услуги электроснабжения оплачивали исключительно те объемы, которые расходовали на бытовые нужды, объемы электроэнергии, расходуемой на работу электрического оборудования, являющегося общей собственностью, оплачивались собственниками (нанимателями) жилых помещений по статье "Содержание и ремонт жилья" в ежемесячной квитанции.
В настоящее время во исполнение норм жилищного законодательства стоимость электроэнергии, расходуемой на работу электрического оборудования многоквартирного дома выведена из состава платы за "содержание и ремонт жилья" и включена в объемы услуги электроснабжения.
В соответствии с пунктом 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года, рекомендуемый норматив потребления на эти цели с учетом технологических потерь составляет:
- 7 кВт на 1 человека в месяц в домах без лифта;
- на лифтовое оборудование 7 кВт на 1 человека в месяц, то есть - 14 кВт на 1 человека в месяц в домах, где имеется лифт;
Для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю.
Однако, оплата исходя из норматива, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307), предусмотрена только тем потребителям, которые не имеют приборов учета.
Вместе с тем, указанные нормативы для любого потребителя могут служить ориентиром величины необходимого потребления электроэнергии на те же цели. И если величины, предъявляемые для оплаты ОДН, значительно превышают установленные нормативы необходимо искать причину такого большого потребления электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Бремя возмездного содержания общего имущества (в том числе и вопросы электроснабжения мест общего пользования связано с долей в праве на это имущество и, относится к отношениям собственности (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 мая 2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила). Утвержденные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном Правилами.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 у любого потребителя есть право познакомиться с журналом учета потребления домом коммунального ресурса по общедомовому прибору учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, управляющая компания, либо другой исполнитель услуг обязаны предоставить потребителю указанный журнал, а так же по требованию потребителя произвести сверку начисления платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдать документы, подтверждающие правильность начисления.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает письменный порядок обращения собственника с требованием в адрес исполнителя услуг. Информация об исполнителе услуг в обязательном порядке размещается в предъявляемой к оплате квитанции.
Управляющая организация (исполнитель услуг) обязана принять меры, направленные на недопустимость нецелевого расходования приобретенных ресурсов, в частности не допустимость приравнивания к расходам по содержанию общего имущества многоквартирного дома потерь ресурсов в результате аварий, хищения, неучтенное потребление третьими лицами (организации, занимающие первые этажи, подвалы и т.д.). В отсутствие принятия управляющей компанией соответствующих мер, потребитель вправе требовать на общем собрании от Управляющей компании, провести полный учет (или предоставить отчет за прошедший год) всех нужд общедомового потребления с расчетами (количество и мощность лампочек, энергопотребление лифтового оборудования), проводить общественный контроль над обоснованностью "перерасчетов, связанных с общедомовым потреблением", вести самостоятельный учет всех аварийных ситуаций, влекущих за собой убытки (потери коммунальных ресурсов), а также требовать от управляющей компании предоставлять информацию о принятых мерах и компенсации таких убытков за свой счет, инициировать полную "профилактику" всех инженерных сетей (их осмотр и актирование, извещение милиции о хищениях должно производиться и без просьбы или требования со стороны собственников).
Смольская Е.Ф. не доказала факт нарушений со стороны энергоснабжающей организации при формировании счетов на оплату электроэнергии. Не определено субъективное право (вещное или обязательственное) в силу которого истица берет на себя функции контролирующего лица. Отсутствуют и убытки. В связи с изложенным, суд не может осуществлять защиту теоретических и иллюзорных прав, поскольку гарантирует защиту прав конкретных и эффективных.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2015 по делу N А56-25065/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Смольской Елены Фридриховны в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.В. Аносова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25065/2014
Истец: Смольская Елена Фридриховна
Ответчик: ЗАО "Петроэлектросбыт"
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3427/19
27.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32008/18
25.12.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32008/18
09.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8863/14
30.04.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6676/15
09.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-25065/14
22.10.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8863/14
20.10.2014 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8863/14
02.10.2014 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8863/14
29.08.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17320/14
08.05.2014 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-25065/14