г. Челябинск |
|
05 мая 2015 г. |
Дело N А34-7301/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серковой З.Н.,
судей Скобелкина А.П., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старокоровой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2015 по делу N А34-7301/2014 (судья Тюрина И.Г.),
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Казанцев К.В. (доверенность от 31.12.2014 N 189).
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (идентификационный номер налогоплательщика 4501122913, основной государственный регистрационный номер 1064501172416; далее - общество "Курганская генерирующая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании убытков от предоставления льгот многодетным семьям по оплате потребленной тепловой энергии в размере 67 352 руб. 78 коп.
Определением арбитражного суда от 28.11.2014 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Финансовый отдел администрации Шадринского района Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области (т. 1, л.д. 1, 2).
Определением от 30.01.2015 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (т. 2, л.д. 93, 94).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2015 исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Минфин России просит решение суда отменить, принять новый судебный акт о частичном удовлетворении иска.
Ответчик полагает, что судом неправильно истолкованы положения статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), подпунктов "а" и "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431). Кроме того, ответчик не согласен с выводом суда о доказанности истцом совокупности условий, необходимой для взыскания убытков. Истцом не представлены документы, подтверждающие размер понесенных убытков. Возмещению подлежат только реально понесенные убытки за 2013 год. В связи с чем, льготы, начисленные в 2013 году, но фактически предоставленные истцом льготникам при оплате услуг в 2014 году, должны подлежать возмещению в 2014 году. Минфин России считает, что к спорным правоотношениям подлежит применению Закон N 184-ФЗ, устанавливающий, что социальная поддержка и социальное обслуживание семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, осуществляемым за его счет. Данный закон обладает большей юридической силой, чем Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431, которым руководствовался суд. Минфин России также полагает неправомерным взыскание с него в пользу истца понесенных последним расходов по уплате государственной пошлины по делу, считает, что судом в данной части не приняты во внимание положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
От общества "Курганская генерирующая компания" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец против удовлетворения апелляционной жалобы возразил, ссылаясь на обоснованность выводов суда первой инстанции (вх. N 14493 от 20.04.2015).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в сети Интернет на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Ответчик, третьи лица представителей в судебное заседание не направили.
От Финансового отдела администрации Шадринского района поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя (рег. N 14654 от 20.04.2015).
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Курганская генерирующая компания", являясь поставщиком тепловой энергии на территории Шадринского района Курганской области, в период с 01.10.2013 по 31.12.2013 осуществляло меры социальной поддержки в отношении потребителей - многодетных семей путем предоставления им скидки по оплате тепловой энергии в размере 30%.
В подтверждение данных обстоятельств истец представил в материалы дела: расчет исковых требований, акт сверки потребителей тепловой энергии, отнесенных к категории "многодетная семья" за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 по данным на 11.08.2014, акты подтверждения предоставления льготы (скидки) на оплату коммунальных услуг - теплоснабжение и горячего водоснабжения, квитанции об оплате, справки о составе семьи, удостоверения многодетных семей, копии паспортов и свидетельств о рождении (т. 1, л.д. 10-152; т. 2, л.д. 1-34).
Размер расходов, понесенных обществом "Курганская генерирующая компания" в связи с предоставлением льгот многодетным семьям, составил 67 352 руб. 78 коп. (т. 1, л.д. 10).
Ссылаясь на то, что расходы, возникшие у общества "Курганская генерирующая компания" в связи с предоставлением льгот не были компенсированы, должны возмещаться за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку доказательств возмещения обществу "Курганская генерирующая компания" потерь в доходах в сумме 67 352 руб. 78 коп. в связи с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате поставленной тепловой энергии не представлено, арбитражный суд первой инстанции признал наличие на стороне истца убытков в указанной сумме доказанным.
Суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не усматривает.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 Минфину РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Минфином РФ и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в пункте 2 Письма от 29.06.1992 N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" было установлено, что скидки на оплату за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов.
Указанный пункт решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающим права местного самоуправления.
В период предоставления истцом льготы (с 01.10.2013 по 31.12.2013) иных правовых актов, регулирующих порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом, не имелось.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 18 указанного Постановления возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Доказательств перечисления финансирования для возмещения расходов на предоставление указанных льгот в бюджет Курганской области Минфином РФ не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы Минфина РФ о том, что возмещение затрат на предоставление указанной льготы многодетным семьям является расходным обязательством Курганской области, противоречит действующему законодательству.
Учитывая, что мера социальной поддержки многодетным семьям предусмотрена федеральным законодательством, а органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения спорных расходов, и фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что расходы на реализацию вышеуказанных льгот относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, данные убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела состава правонарушения, являющегося основанием для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации, и правомерно удовлетворил требование истца о взыскания убытков, вызванных предоставлением многодетным семьям льгот по оплате тепловой энергии в период с 01.10.2013 по 31.12.2013.
Довод ответчика о том, что возмещению подлежат только убытки, понесенные за 2013 год, а льготы, начисленные в 2013 году, но фактически предоставленные в 2014 году, не подлежат возмещению, несостоятелен в связи с тем, что право требования возмещения убытков обусловлено фактом их причинения, а не периодом в который они возникли, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Довод ответчика о том, что абонентам Барашевой А.С., Головиной Л.А., Корчемкиной Н.Г., Локтину С.В., Лукиных Н.В., Плауновой Н.Б., Третьяковой Н.А., Цой Т.С. предоставлены льготы в размере менее 30 %, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431, является ошибочным, так абоненты Барашева А.С., Головина Л.А., Лукиных Н.В., Корчемкина Н.Г., Цой Т.С., оплачивая потребленную тепловую энергию в большем размере (без применения 30% льготы), оплачивали имеющуюся у них задолженность за предыдущий период; переплата абонентов Локтина С.В. и Третьяковой Н.А., осталась на лицевых счетах абонентов.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
То обстоятельство, что ответчик как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов, предусмотренный статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может нарушать право лица, в пользу которого принят судебный акт, на возмещение судебных расходов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
Апелляционная жалоба Минфина России не содержит доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены или изменения судебного акта, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.03.2015 по делу N А34-7301/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
З.Н. Серкова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-7301/2014
Истец: ОАО "Курганская генерирующая компания"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Курганской области
Третье лицо: Финансовое управление Курганской области, Финансовый отдел Администрации Шадринского района, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ