г. Чита |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А19-21150/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, В. А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тулунская районная больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2015 года по делу N А19-21150/2014 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тулунская районная больница" (ОГРН 1083816000850, ИНН 3816010111, адрес: Иркутская обл., г. Тулун, ул. Гидролизная, д. 2) к государственному учреждению территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531, адрес: г. Иркутск, ул. 3 июля, д. 20) о признании недействительным требования от 03.12.2014 N 320,
(суд первой инстанции судья Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании
от заявителя ОГБУЗ "Тулунская районная больница": Кравченко П.В. - представитель по доверенности от 25 февраля 2015 года;
от заинтересованного лица ГУ ТФОМС Иркутской области: не явился;
установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тулунская районная больница" (далее заявитель, ОГБУЗ "Тулунская районная больница", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (далее ГУ ТФОМС Иркутской области) о признании недействительным требования от 03.12.2014 N 320.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель использовал средства ОМС не по целевому назначению, следовательно, оспариваемое требование от 03.12.2014 N 320 является законным и обоснованным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы указал, что приказ о проведении проверки издан Соболевой Е. В., которая не является директором ГУ ТФОМС Иркутской области, а значит, не имеет полномочий на издание такого приказа. Заявитель апелляционной жалобы считает, что произведенные расходы не являются расходами по капитальному ремонту и использованы по целевому назначению. Также ГУ ТФОМС Иркутской области указало, что отзыв на заявление в суде первой инстанции был предоставлен заявителю 22.01.2015, то есть в день судебного заседания, а копии некоторых документов не вручены до сих пор, что является нарушением норм процессуального права.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции.
ГУ ТФОМС Иркутской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает решение суда не подлежащим отмене.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в период с 23.10.2014 по 21.11.2014 ГУ ТФОМС Иркутской области на основании приказа от 16.10.2014 N 14 проведена комплексная проверка в ОГБУЗ "Тулунская районная больница" за период деятельности с 01.10.2013 по 01.10.2014.
По результатам проведенной проверки был выявлен факт нецелевого использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС) в размере 589 593 руб. 61 коп., что отражено в акте комплексной проверки от 23.10.2014, в том числе:
- за период с 01.10.2013 по 01.01.2014 - 169 979 руб. 10 коп;
- за период с 01.01.2014 по 01.10.2014 - 419 614 руб. 51 коп.
С учетом этого, 30.12.2014 ГУ ТФОМС Иркутской области вынесено требование N 320 об устранении нарушений в использовании средств ОМС, выявленных в ходе проверки за период с 01.10.2013 по 01.10.2014, которым Учреждению предписано в срок до 17.12.2014 направить в адрес Тулунского филиала ГУ ТФОМС Иркутской области информацию о принятых мерах по устранению, вернуть в бюджет ГУ ТФОМС граждан Иркутской области в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования средства ОМС в сумме 589 593 руб. 61 коп., использованные не по целевому назначению.
Заявитель, полагая, что данное требование не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого требования от 03.12.2014 N 320 закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим требованием от 03.12.2014 N 320.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 названного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом аналогичное понятие содержалось в ранее действовавшей статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 20 названного Федерального закона медицинские организации вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Статьей 35 названного Федерального закона предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7).
Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (часть 9).
В силу статьи 36 данного Федерального закона территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи (часть 6).
Таким образом, из изложенного следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом, расходование средств ОМС является строго целевым, то есть соответственно условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного Приказа ФФОМС от 16.04.2012 N 73, территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктами 17 и 17.2 указанного положения предусмотрено, что проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе при проведении проверки использования средств обязательного медицинского страхования проверяется правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета операций по средствам обязательного медицинского страхования, правильность отражения доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации, соблюдение порядка ведения кассовых операций и учета наличных денежных средств (в части средств обязательного медицинского страхования), своевременность оприходования наличных денежных средств обязательного медицинского страхования, поступающих из банка и других источников, а также их целевое использование, наличие оправдательных документов и достоверность содержащихся в них данных, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона об обязательном медицинском страховании для реализации полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства.
В соответствии с пунктом 3.8. Положения о Тулунском филиале государственного учреждения Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области, утвержденного Приказом директора ГУ ТФОМС граждан Иркутской области от 06.12.2013 г. N 76 (далее - Положение о филиале) филиал на подведомственной территории осуществляет контроль за использованием средств обязательного страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии в соответствии с планом проверок, утвержденным Фондом.
Руководство деятельностью филиала осуществляет его директор. Директор филиала издает приказы, распоряжения административно-хозяйственного и организационно - распорядительного характера дает указания по вопросам организации деятельности филиала, обязательные для исполнения работниками филиала (пункты 5.1, 5.2.7 Положения о филиале).
Кроме того, приказом директора ГУ ТФОМС граждан Иркутской области от 28.05.2012 N 28 на директоров филиалов Фонда возложены полномочия по утверждению состава комиссий, подписанию Требований об устранении нарушений по результатам проверки, писем о начислении пеней и Уведомлений об уплате пеней.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что директор Тулунского филиала ГУ ТФОМС граждан Иркутской области Соболева Е.В. обладала всеми необходимыми полномочиями для издания и подписания приказа о проведении в отношении заявителя комплексной проверки.
Как следует из материалов дела - акта комплексной проверки от 23.10.2014, в результате проведенной проверки ГУ ТФОМС Иркутской области выявлены следующие нарушения, послужившие основанием для выдачи оспариваемого требования:
средства ОМС неправомерно направлены на финансирование структурной службы медицинской организации (автомобиль с флюорографической установкой) - 107 736 руб.;
средства ОМС направлены на оплату услуг по предоставлению нежилого помещения для осуществления консультативного приема врачей - 142 771 руб.;
отвлечение средств ОМС на капитальный ремонт здания ФАП с. Умыган и кабинета расчетной группы бухгалтерии - 232 000 руб.;
средства ОМС направлены за оказание услуг по разработке пакета документов по предоставлению платных медицинских услуг - 9 600 руб.;
средства ОМС неправомерно направлены на послевузовскую профессиональную подготовку Ширванян М. М. по программе послевузовского профессионального образования в интернатуре - 92 642 руб.;
средства ОМС неправомерно направлены на командировочные расходы врача - 2 243, 10 руб.;
использование средств ОМС в сумме 2 601, 51 руб. - излишне выплаченная заработная плата в связи с неправомерно начисленной процентной надбавкой за непрерывный стаж работы в медицинской организации, расположенной в южных районах Иркутской области.
Оценивая правомерность положений оспариваемого требования суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Расходы, подлежащие оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, установлены Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 28.12.2012 N 726-пп (далее Территориальная программа на 2013 год), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2013 N 613-пп (далее - Территориальная программа на 2014 год).
В соответствии с разделом 3 Территориальной программы на 2013 год и разделом 4 Территориальной программы на 2014 год оказание медицинских услуг застрахованным гражданам по Программе обязательного медицинского страхования осуществляется по утвержденным тарифам в пределах финансовых объемов предоставления медицинской помощи. Направления расходования средств обязательного медицинского страхования и другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области определяются Генеральным соглашением о тарифах.
28 декабря 2012 года подписано Генеральное соглашение о тарифах на оплату медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области (далее Генеральное соглашение о тарифах).
Предметом настоящего Генерального соглашения являются согласованные Сторонами требования по формированию тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области, составу статей расходов, входящих в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования, направлениям расходования средств обязательного медицинского страхования и способам оплаты медицинских услуг, оказываемых застрахованным лицам в рамках действующей Территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области.
Разделом 3 Территориальной программы на 2013 год, разделом 4 Генерального соглашения о тарифах, разделом 4 Территориальной программы на 2014 год установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Все расходы медицинских организаций государственной системы здравоохранения, не вошедшие в тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, финансируются из соответствующих бюджетов. Расходы медицинских организаций иных форм собственности, не вошедшие в тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, финансируются за счет средств собственника.
Пунктом 14 Генерального соглашения о тарифах установлено, что нецелевым использованием средств ОМС медицинскими организациями является оплата расходов, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС.
Таким образом, использование средств ОМС на оплату расходов, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, является нецелевым.
Пунктом 11 Генерального соглашения о тарифах предусмотрено, что руководству медицинской организации надлежит обеспечить эффективное расходование средств ОМС, направленное на реализацию прав граждан на получение бесплатной качественной медицинской помощи.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о нецелевом использовании средств ОМС на проведение капитального ремонта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 9 Генерального соглашения о тарифах оплате за счет средств обязательного медицинского страхования не подлежат расходы на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе по составлению проектно-сметной документации.
Как установлено судом первой инстанции, между ОГБУЗ "Тулунская районная больница" и ИП Ефименко А.В. заключен контракт на поставку окон и дверей от 11.08.2014 N 003-3К/14.
Платежными поручениями от 30.09.2014 N 823327 (203 850 руб. 56 коп.) и N 823337 (28 149 руб. 44 коп.) произведена оплата по указанному контракту в общем размере 232 000 руб.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Постановлением Госстроя РФ от 01.07.2002 N 76 "О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2002 N 3659) установлено, что окна и двери отнесены к строительным конструкциям.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, в Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, являющийся приложением N 7 к Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 смена окон и дверей не включена. Согласно указанному Перечню к текущему ремонту относятся: смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.), постановка доводчиков, пружин, упоров и прочее, смена оконных и дверных приборов, замена разбитых стекол, стеклоблоков, врезка форточек.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что расходы на приобретение за счет средств ОМС окон и дверей на сумму 232 000 руб. являются расходами, относящимися к расходами по капитальному ремонту, следовательно являются нецелым использованием средств ОМС.
Что касается расходов по оплате послевузовской профессиональной подготовки Ширванян М.М. по программе послевузовского профессионального образования в интернатуре, суд апелляционной инстанции данные расходы находит также нецелевым использованием средств ОМС.
Из материалов дела следует, что на основании договора с ГБОУ ДПО "Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования Минздрава РФ о послевузовской профессиональной подготовке специалиста от 01.03.2013 N 8-13 Ширванян М.М. прошла послевузовскую подготовку специалиста в период с 01.03.2013 по 10.02.2014.
ОГБУЗ "Тулунская районная больница" произвела оплату за обучение Ширванян М.М. по указанному договору в размере 92 642 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 04.06.2013 N 402068 (60 000 руб.) и от 04.02.2014 N 39503 (32 642 руб.).
По окончании обучения специалисту выдан диплом, присвоена квалификация по направлению подготовки - терапия и на основании трудового договора от 14.02.2014 Ширванян М.М. принята в ОГБУЗ "Тулунская районная больница" на штатную должность врача - терапевта.
Между тем, поскольку Ширванян М.М. в период обучения не являлась работником ОГБУЗ "Тулунская районная больница", расходование средств на ее обучение нельзя признать целевым расходованием средств ОМС.
В структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС не включены расходы по оплате профессионального образования в интернатуре специалиста, который в период обучения не состоял в трудовых отношениях с учреждением.
При этом довод ОГБУЗ "Тулунская районная больница", приведенный в заявлении, о том, что наличие послевузовской подготовки является обязательным требованием, необходимым для приема на работу на должность врача-терапевта, судом апелляционной инстанции не принимается, из приведенной нормы не следует, что данная послевузовская подготовка должна производиться за счет медицинского учреждения и за счет средств ОМС.
Что касается иных нарушений использования средств ОМС, зафиксированных в акте проверки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об их нецелевом использовании, при том, что конкретных возражений относительно нецелевого характера таких расходов не заявлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции. Кроме того, как установлено судом первой инстанции, часть средств - 291 446, 77 руб. восстановлены Учреждением.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и правомерности оспариваемого требования, а значит суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушениях норм процессуального права, судом апелляционной инстанции отклоняется. Вручение отзыва на заявление состоялось в предварительном судебном заседании - 22.01.2015, то есть у заявителя имелось время для ознакомления с отзывом. Что же касается невручения копий документов, то заявитель мог сам принять меры по получению данных документов, в том числе, путем ознакомления с материалами дела, получения копий материалов дела и т.д.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2015 года по делу N А19-21150/2014, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2015 года по делу N А19-21150/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21150/2014
Истец: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ТУЛУНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ГУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ