г. Москва |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А40-147838/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи В. Я. Голобородько,
судей Р. Г. Нагаева, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФРN 3 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2014 г по делу N А40-147838/14 вынесенное судьей О.Ю. Паршуковой
по заявлению ГБОУ г. Москвы " Гимназии N 1599" к ГУ-ГУ ПФРN 3 по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решения.
при участии в судебном заседании:
в судебное заседание, лица, участвующие в деле не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия N 1599 (далее по тексту также заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным (незаконным) решение ГУ -ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области N 08751014РК0013460 от 11.04.2014 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Решением суда признано недействительным Решение от 11.04.2014 г. N 08751014РК0013460 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, вынесенное ГУ-ГУ ПФР N по г. Москве и Московской области в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназия N 1599, как не соответствующее действующему законодательству РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, в связи с апелляционной жалобой ГУ-ГУ ПФРN 3 по г. Москве и Московской области,суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, ГУ-Главное управление ПФР N 3 по Москве и Московской области (далее -контролирующий орган, ПФР) была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования государственным бюджетным образовательным учреждением г. Москвы "Детский сад компенсирующего вида N 1913" (далее - ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913") на основании расчета, представленного 27.02.2014 года за период с 01.07.2013 года по 02.07.2013 года.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 02.07.2013 года ГБОУ Детский сад компенсирующего вида N 1913" прекратило деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы "Гимназия N 1599" (далее -Гимназия N 1599, правопреемник).
Как усматривается из Акта камеральной проверки N 08751030012331 от 01.03.2014 года (далее - Акт), недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не выявлено, нарушения законодательства РФ о страховых взносах также не выявлено.
По результатам проверки в п.3.4. Акта предлагается привлечь ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913" к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.46 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее -Закон N 212-ФЗ), за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов. Из текста Акта не следует за какой период ГБОУ Детский сад компенсирующего вида N1913" не предоставило расчет.
07.04.2014 года Гимназия N 1599 как правопреемник ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913" обратилась в ПФР с письмом (исх.N 5) о разъяснениях по Акту.
17.04.2014 года письмом ПФР N 203-1867, ответчиком были даны разъяснения, из них следует, что:
-(абзац 16-й письма) "в случае прекращения деятельности организация обязана до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно". При этом в качестве основания данного утверждения ПФР указал п.5 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ (вероятно, следовало указать не п.5, а п. 15, поскольку именно в нем содержится данная норма);
-(абзац 17 письма) при реорганизации путем присоединения последним расчетным периодом для организации является период с начала года до даты завершения реорганизации);
-(абзацы 18, 23 и 25 письма) поскольку реорганизация (прекращение деятельности) ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913" произошла 02.07.2013.. на эту дату должна быть представлена в ПФР отчетность (при этом непонятно - за какой период отчетность; может быть, имеется ввиду период с 01.01.2013. по 02.07.2013.).
По результатам камеральной проверки контролирующим органом в отношении государственного бюджетного образовательного учреждение города Москвы "Гимназия N 1599" (правопреемника ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913") было принято Решение N 08751014РК0013460 от 11.04.2014 (далее - Решение) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 1000,00 руб., предусмотренной ч.1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов. Из Решения не следует за какой отчетный период расчет плательщиком не представлен.
Решение N 08751014РК0013460 от 11.04.2014 было получено заявителем 01.07.2014 года, что подтверждается соответствующей отметкой в решении.
Суд правомерно посчитал, что решение пенсионного фонда подлежит признанию недействительными ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов (в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 ФЗ N 212-ФЗ в случае если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. При этом:
- если прекращение деятельности организации произошло путем ликвидации, то согласно ч.15 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно, - для случая прекращения деятельности организации путем реорганизации Закон N 212-ФЗ не содержит такого требования и не определяет, что прекращение деятельности до конца календарного года каким-то образом изменяет сроки предоставления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Это означает, что срок предоставления расчетов при реорганизации установлен пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, а именно -до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год). Таким образом, - расчет за период с 01.01.2013. по 02.07.2013. по ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N1913" предоставляться был не должен, поскольку его деятельность прекращена не путем ликвидации, а путем реорганизации, - расчет за два дня (с 01.01.2013 по 02.07.2013) также не должен был предоставляться, поскольку отчетными периодами, за которые предоставляются расчеты, являются только первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Что касается расчета за 9 месяцев 2013 года (ГБОУ Детский сад компенсирующего вида N 1913" существовало в течение 2-й дней 3-го квартала 2013 года), то частью 16 ст. 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых сносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками).
Таким образом, обязанность по сдаче расчетов касательно страховых взносов, подлежащих начислению и уплате в связи с деятельностью ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913" за период с 01.07.2013 по 02.07.2013 лежит на правопреемнике - Гимназии N 1599.
Гимназией N 1599 06.11.2013 в адрес ПФР направлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2013 г., что подтверждено Положительным протоколом входного контроля. При этом в расчете за 9 месяцев учтены, в том числе сведения по начислению и уплате страховых взносов в связи с деятельностью ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913" до момента завершения его реорганизации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Кроме того, срок для возможного проведения камеральной проверки расчета за 9 месяцев 2013 года, предоставленного 06.11.2013 года. Гимназией N 1599, включающего, в том числе сведения по ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N1913" за период с 01.07.2013 года по 02.07.2013 года, истек 06.02.2014 года. Контролирующий орган в пределах этого срока вправе был провести камеральную проверку предоставленного Гимназией N 1599 расчета и (согласно части 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ), если камеральной проверкой были бы выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, ПФР должен был сообщить об этом Гимназии N 1599 с требованием представить в течение пяти дней необходимые.нения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления Пенсионным фондом сообщений об ошибках или несоответствиях в расчете, в том числе в связи со страховыми взносами, подлежащими начислению и уплате по деятельности ГБОУ "Детский сад компенсирующего вида N 1913" за период с 01.07.2013 года по 02.07.2013 года, а также никаких требований о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет Гимназия N 1599 от контролирующего органа не получала.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 данного Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены Приказом Минтруда России от 27.11.2013 N 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее -Требования). В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной г г озерки должна содержать сведения о выявленной недоимке по страховым взносам и сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
Частью 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Однако ни Акт камеральной проверки, ни оспариваемое Решение не содержат:
сведений о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки
из Акта и Решения даже непонятно - расчет за какой период не предоставлен,
обстоятельств совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;
ссылки на конкретные нарушенные плательщиком страховых взносов нормы Закона N 212-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.46 Закона N 212-ФЗ, на который ссылается ПФР в качестве основания применения ответственности, непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Из приложения N 1 к Акту не следует какая из цифр, содержащихся в приложении, является основой для исчисления суммы штрафа, и за какой период эта цифра взята; с какой и по какую дату, по мнению контролирующего органа, имеет место просрочка предоставления расчета; какое, по мнению контролирующего органа, количество месяцев просрочки предоставления расчета имеет место.
Таким образом, событие правонарушения, за которое заявитель привлекается к ответственности, отсутствует, а нарушения, допущенные контролирующим органом при проведении и оформлении результатов камеральной проверки, являются существенными и носят неустранимый характер, что свидетельствует о незаконности решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
В силу статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности; правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия); и признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
В силу п. 4 ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из решений пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом, рассматривающим дело.
Следовательно, решение N 08751014РК0013460 от 11.04.2014 года вынесено с нарушением действующего законодательства и подлежит полной отмене.
Таким образом, суд правомерно исходил из того, что при проведении камеральной проверки ГУ-ГУ ПФР N 3 по г.Москве и Московской области не были учтены существенные обстоятельства (факт своевременности представления отчетности), неправильно применена статья 46 212-ФЗ, решение о привлечении страхователя к ответственности составлено с нарушением действующего законодательства и подлежит, признанию недействительным.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявитель представил достаточно доказательств, обосновывающих требования.
Ответчик исчерпывающих доказательств и обоснования, которые позволяли бы сделать вывод о наличии оснований для отказа в заявленных требованиях, и отмене решения суда не представил.
На основании изложенных обстоятельств и в соответствии с пунктом 2, пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ", расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2014 г. по делу N А40-147838/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья |
В. Я. Голобородько |
Судьи |
Р. Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147838/2014
Истец: ГБОУ г. Москвы "Гимназии N1599", ГБОУ города Москвы Гимназия N1599
Ответчик: Государственное учреждение-Главное управление ПФР N3 по Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФРN3 по г. Москве и Московской области