г.Москва |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А40-196056/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С. Л.,
судей: |
Бекетовой И. В., Якутова Э. В., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2015 по делу N А40-196056/14 судьи Папелишвили Г.Н. (144-1032)
по заявлению ООО "Сономедика" (ОГРН 1055009329484, МО, Химки, Ленинградское ш., дом вл. 5, оф. 3)
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Щербаков Д.И. по дов. от 13.01.2014; |
от ответчика: |
Волкова Е.И. по дов. от 13.01.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сономедика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозвращении излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, исчисленного по ДТ N 10130090/040814/0052600 и обязании устранить допущенные нарушения путем осуществления возврата на расчетный счет заявителя 1 049 154, 93 рублей.
Решением от 05.02.2015 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами, "04" марта 2013 года между ООО "Сономедика" (покупатель) и организацией "ДжиИ Хэлскеа ГМБХ" (продавец) был заключен Контракт купли-продажи N 001 (далее - контакт).
В соответствии с контрактом и приложением N 26 к нему, покупатель на условиях Инкотермс 2010 EXW, Вулфрат, Германия приобрел медицинское изделие - систему ультразвуковую диагностическую медицинскую Vivid S с принадлежностями, вариант исполнения Vivid S5, производства "ДжиИ Медикал Системз Израиль Лтд.", Израиль (далее также - "изделие", "товар") в количестве 15 шт.
"04" августа 2014 года, в рамках вышеуказанного контракта, ООО "Сономедика" ввезло на таможенную территорию РФ и предъявило к таможенному оформлению на Ленинградский таможенный пост по ДТ N 10130090/040814/0052600 (далее - ДТ) партию изделий, заявив о них в установленном порядке следующие сведения:
- графа 31 ДТ: система ультразвуковая диагностическая медицинская Vivid S с принадлежностями, вариант исполнения Vivid S5 - 15 шт., производства "ДжиИ Медикал Системз Израиль Лтд.", Израиль.
- в графе 33 ДТ Заявителем изделие классифицировано по коду ТН ВЭД 9018 12 000 0 (аппаратура ультразвукового сканирования).
Общая таможенная стоимость партии изделий составила 10 491 549,30 руб.
При декларировании изделий Общество уплатило налог на добавленную стоимость в размере 1 049154, 93 руб. по ставке 10% согласно правилам пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Придя к выводу, что ввезенный товар входит в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложением налогом на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19), Общество 04.09.2014 в порядке, предусмотренном ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 049 154, 93 руб. (вх. МОТ от 04.09.2014 N 32284).
К указанному заявлению Обществом был приложен полный комплект документов, предусмотренный ст. 147 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В обоснование факта излишней уплаты таможенных пошлин, налогов к заявлению были приложены документы, подтверждающие отнесение ввезенного товара к разряду важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, а именно:
- Регистрационное удостоверение на изделие, выданное Росздравнадзором РФ от 17.05.2013 г. N ФСЗ 2010/07163, срок действия не ограничен (далее также - Регистрационное удостоверение Росздравнадзора);
- Декларация о соответствии N РОСС IL.ИМ41.Д02902 от 02.12.2013 на изделие, сроком действия с 02.12.2013 по 02.12.2016, содержащая код ОКП 94 4280.
10.09.2014 таможенным органом было принято решение, изложенное в письме N 17-23/31338 "О возврате заявления с комплектом документов без рассмотрения".
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Пунктом 2 статьи 1 ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
На основании пункта 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 указанной статьи). Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, определен в статьях 183 - 184 ТК ТС и названном Перечне.
Согласно пункту 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в пункте 1 части 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 года N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), в примечании 1 которого указано, что к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) порядке.
В примечании к Постановлению от 17 января 2002 года N 19 указано, что не подлежит обложению медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ, на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Следует отметить, что как для использования пониженной ставки НДС, так и для освобождения от уплаты налога нужно представить в государственный орган регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Минфин России ранее разъяснял, что пониженная ставка или освобождение от налогообложения применяется при ввозе и реализации изделий медицинского назначения (медицинской техники), если имеется регистрационное удостоверение, в котором указан код товара, содержащийся в одном из упомянутых выше перечней (Письма от 21 октября 2013 года N 03-07-07/43912, от 23 сентября 2013 года N 03-07-07/39401, от 20 сентября 2013 года N 03-07-07/38972, от 17 сентября 2013 года N 03-07-07/38384).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ с 1 января 2013 года на территории России разрешается обращение только тех медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном Правительством РФ порядке.
Какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, следует также отметить, что при предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ, необходимо руководствоваться Перечнем (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники), который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
То есть, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Принадлежность медицинской техники к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 17 января 2002 года N 19, определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК005-93.
Как следует из материалов дела, ООО "Сономедика" по декларации N 10130090/040814/0052600 ввезен товар - система ультразвуковая диагностическая медицинская Vivid S с принадлежностями, вариант исполнения Vivid S5, производства "ДжиИ Медикал Системз Израиль Лтд.", Израиль в количестве 15 шт.
Обществом представлены в таможенный орган регистрационное удостоверение от 17.05.2013 N ФСЗ2010/07163 и декларация соответствия N РОСС IL.ИМ41.Д02902 от 02.12.2013, из которого следует, что спорный товар относится к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС и имеет код ОКП 94 4280.
Таким образом, ввезенный обществом товар относится к изделиям медицинской техники, включенной в Перечень как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, ввоз и реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, в связи с чем общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате НДС в размере 1 049 154, 93 рублей.
К указанному заявлению были приложены все необходимые документы, установленные частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ. Доказательств обратного Московской областной таможней не представлено.
Поскольку обществом все необходимые и достаточные документы для принятия положительного решения по заявлению о возврате были представлены, письмо от 14 октября 2014 года N 17-23/35433 "О возврате заявления без рассмотрения" фактически являлось отказом в возврате излишне уплаченных сумм НДС.
В связи с тем, что оснований для отказа в предоставлении льготы по уплате НДС не имелось, а обществом суммы начисленных таможенных платежей в размере 1 049 154, 93 рублей. были уплачены, что таможенным органом не оспаривалось, то таможенный орган должен возвратить излишне уплаченные денежные средства.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции правомерно обязал Московскую областную таможню возвратить ООО "Сономедика" излишне уплаченный НДС в размере 1 049 154, 93 рублей.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2012 года по делу N А40-126670/11-130-835, от 20 ноября 2014 года N А41-9187/14.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.02.2015 по делу N А40-196056/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196056/2014
Истец: ООО "Сономедика"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ, МОТ