г. Чита |
|
08 мая 2015 г. |
Дело N А78-14289/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 февраля 2015 года по делу N А78-14289/2014 по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН7536029036) о признании недействительным распоряжения Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром" в части предоставления территории для осуществления пользования животным миром в Улетовском районе охотничьему хозяйству "Улетовское" Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории площадью 36 9510 га,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвуют: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края (ОГРН 1087536009010, ИНН 7536096184), федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521,ИНН 7704761773, Забайкальская краевая общественная организация охотников и рыболовов (ОГРН 1027500001891, ИНН 7536031042),
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Глуховой В.С. - представителя по доверенности от 16.02.2015,
от Правительства Забайкальского края - Лепшиной Е.А. - представителя по доверенности от 05.03.2013,
от Министерства обороны Российской Федерации - Глуховой В.С. - по доверенности от 21.01.2015,
от Государственной службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края - Романова А.Ю. - представителя по доверенности от 20.11.2014,
от федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации - Девяткиной Т.В. - представителя по доверенности от 15.04.2015,
от Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов - Суворовой И.Н. - председателя Правления,
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" или учреждение) обратилось в Арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром" в части предоставления территории для осуществления пользования животным миром в Улетовском районе охотничьему хозяйству "Улетовское" Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории площадью 369 510 га.
Решением суда первой инстанции от 17 февраля 2015 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что порядок принятия обжалуемого распоряжения, установленный статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) в действовавшей на момент принятия распоряжения редакции, нарушен не был, распоряжение принято Правительством Забайкальского края в соответствии с требованиями, установленными законом на момент его принятия.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Из текста апелляционной жалобы следует, что Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 75N 0000044 передана в пользование территория, акватория для осуществления пользования животным миром для целей охоты, в том числе на территории Улетовского района Забайкальского края площадью 369 510 га.
Вышеуказанная лицензия выдана Государственной службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края (далее - Госохотслужба Забайкальского края) 16.04.2010 сроком действия до 26.02.2035 года.
Границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром определены в границах согласно приложению к распоряжению Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром".
На момент издания распоряжения N 65-р правовое регулирование предоставления территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, осуществлялось в соответствии со статьей 37 Закона о животном мире.
В связи с указанным заявитель апелляционной жалобы полагает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что Правительство Забайкальского края обязано было согласовать предоставление Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, с Министерством обороны Российской Федерации, федеральным государственным казенным учреждением "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, как с собственником, осуществляющим управление и распоряжение спорным земельным участком.
В судебном заседании представители Правительства Забайкальского края, Госохотслужбы Забайкальского края и Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов пояснили, что считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании позицию заявителя апелляционной жалобы поддержала, просила обжалуемое решение суда первой инстанции отменить.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.03.2015.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судом первой инстанции, Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 75 N 0000044 передана в пользование территория, акватория для осуществления пользования животным миром для целей охоты, в том числе на территории Улетовского района Забайкальского края площадью 369 510 га.
Лицензия выдана Госохотслужбой Забайкальского края 16.04.2010 сроком действия до 26.02.2035.
Согласно данным, имеющимся в лицензии, границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром определены в границах согласно приложению к распоряжению Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром".
Полагая, что вышеуказанное распоряжение Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром" не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, суд полагает, что требование может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя таким решением.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Правительство Забайкальского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края.
Порядок предоставления территории на момент принятия оспариваемого распоряжения Правительства Забайкальского края был установлен Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.08.2009 N 336 "Об утверждении Порядка принятия решения о представлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром" (далее - Порядок).
Проанализировав положения вышеуказанных документов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое учреждением распоряжение принято в пределах полномочий Правительства Забайкальского края.
На момент издания оспариваемого распоряжения правовое регулирование предоставления территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, осуществлялось в соответствии со статьей 37 Закона о животном мире.
Согласно требованиям данной нормы для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка Госохотслужба Забайкальского края проводит с собственниками земель, землевладельцами согласование условий предоставления территории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Правительство Забайкальского края на основании положительного заключения Госохотслужбы Забайкальского края издает распоряжение о предоставлении территории (пункт 13 Порядка).
Как следует из материалов настоящего дела, 19.10.2009 Государственной Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края было дано положительное Заключение о возможности предоставления Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территорий для осуществления пользования животным миром сроком на 25 лет N 1195 (л.д.112-113).
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, указал, что, так вышеуказанное заключение от 19.10.2009 N 1195 оспорено не было, то порядок принятия обжалуемого Распоряжения, установленный статьей 37 Закона о животном мире, в действовавшей на момент принятия распоряжения редакции, нарушен не был, распоряжение принято Правительством Забайкальского края в соответствии с требованиями, установленными законом на момент его принятия.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В силу части 3 статьи 37 Закона о животном мире высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 75:19:000000:48, отведенный Ингодинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации на территории Улетовского района Забайкальского края, находится в границах предоставленной охотничьему хозяйству "Улетовское" Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории.
На основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерства обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Решением Улетовского районного собрания депутатов N 276 от 30.04.2004 земельный участок с кадастровым номером 75:19:0:0002, общей площадью 56 772,0953 га передан в постоянное (бессрочное) пользование 36 квартирно-эксплуатационной части района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 75АБ 113208 от 25.08.2005.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации", 36 квартирно-эксплуатационная часть района реорганизована в форме присоединения в федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России к целям деятельности относятся в том числе, управление и распоряжение имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящее время правом постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 75:19:000000:48, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 75:19:0:0002, обладает ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Таким образом, в силу приведенных норм права и установленных обстоятельств, по мнению суда апелляционной инстанции, Правительство Забайкальского края обязано было согласовать предоставление Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром, с Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Соответственно, Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов была предоставлена часть территории для ведения охотхозяйственной деятельности - земельный участок с кадастровым номером 75:19:000000:48 в нарушение положений статьи 37 Закона о животном мире, а именно без согласования предоставления территории для охоты с собственником лесного участка в лице ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на конкретной территории.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что распоряжение Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром" в части предоставления территории для осуществления пользования животным миром в Улетовском районе охотничьему хозяйству "Улетовское" Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов площадью 565 720 452 кв.м. (кадастровый номер земельного участка 75:19:000000:48) принято с нарушением установленного федеральным законодательством порядка, а именно без надлежащего согласования возможности предоставления участка для охоты с собственником лесного участка, а значит, оно не могло являться основанием возникновения права пользования объектами животного мира с целью ведения охотничьего хозяйства и нарушает его права и законные интересы, как собственника этого земельного участка.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, в случае если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требования заявителя о признании недействительным распоряжения Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром" в части предоставления территории для осуществления пользования животным миром в Улетовском районе охотничьему хозяйству "Улетовское" Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов площадью 565 720 452 кв.м. (кадастровый номер земельного участка 75:19:000000:48) подлежат удовлетворению.
В остальной части требований учреждения следует отказать.
В силу указанного, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неполного исследования обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности обстоятельств, которые суд посчитал доказанными, несоответствия выводов суда представленным в материалы дела доказательствам.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае удовлетворения требований в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 февраля 2015 года по делу N А78-14289/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 26.02.2010 N 65-р "О предоставлении территорий для осуществления пользования животным миром" в части предоставления территории для осуществления пользования животным миром в Улетовском районе охотничьему хозяйству "Улетовское" Забайкальской краевой общественной организации охотников и рыболовов площадью 565 720 452 кв.м. (кадастровый номер земельного участка 75:19:000000:48), как не соответствующее Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Правительству Забайкальского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН7536029036).
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14289/2014
Истец: ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Ответчик: Правительство Забайкальского края
Третье лицо: Госохотслужба Забайкальского края, Забайкальская краевая общественная организация охотников и рыболовов, Ингодинское лесничество-филиал ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Территориального управления лесного хозяйства" Минобороны России