г. Саратов |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А06-455/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ОГРН 1053000081903, ИНН 3015071874
(г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 27 февраля 2015 года по делу N А06-455/2015 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению Астраханского регионального отделения военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации ОГРН 1033000801404, ИНН 3015037760 (г. Астрахань)
к Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ОГРН 1053000081903, ИНН 3015071874
(г. Астрахань)
об отмене решения от 05.12.2014 г. и прекращении административного производства
УСТАНОВИЛ:
Астраханское региональное отделение военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об отмене решения Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее Служба природопользования, административный орган) от 05.12.2014 года об отказе в отмене постановления о назначении административного наказания от 19.11.2014 г. N 1295/013325-14/2 с наложением административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 27 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Решение руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 05 декабря 2014 года в отношении Астраханского регионального отделения военно-охотничьего хозяйства - Общероссийской спортивной общественной организации признано недействительным.
Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 07 апреля 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Астраханского регионального отделения военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации, Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 05.05.2015, объявлялся перерыв до 07 мая года до 09 час. 10 мин.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13.11.2014 года с 07 час. 00 мин. до 10 час. 00 мин. государственным инспектором по охране природы Королевым В.А. совместно с начальником отдела федерального государственного охотничьего надзора по Астраханской области Шевченко А.В. и председателем совета Общества Гедзевичем Г.В. было проведено обследование территории охотничьего хозяйства "Кирсановское" Володарского района Астраханской области, расположенного в 20-ти км. вниз по течению от с. Цветное Володарского района Астраханской области по ярко выраженным границам Малобелинского, Белинского, Рычанского каналов на предмет обозначения границ охотхозяйства информационными знаками. Обследованием установлено, что при ведении охотничьего хозяйства требования законодательства об охране и использованию животного мира, об охоте и охотничьем хозяйстве не исполняются. На данной территории отсутствуют информационные знаки, обозначающие границы охотхозяйства "Кирсановское".
Согласно п. 8.2.16 дополнительного соглашения N 3-ДС от 23.01.2014 г. к охотхозяйственному соглашению N 3 от 28.12.2010 г., с момента заключения охотхозяйственного соглашения общество обязано обозначить на местности границы охотничьего угодья, установив на въездных путях и в пределах видимости по границе территории хозяйства пограничные аншлаги, с указанием названия охотхозяйства, адреса его администрации, контактных телефонов и постоянно содержать их в исправном состоянии. Аншлаги изготавливаются из материалов высокой прочности (металл, фанера и пр.), размер аншлага не менее 40*60 см.
По данному факту был составлен акт обследования территории охотничьего хозяйства "Кирсановское" Володарского района Астраханской области от 13.11.2014 г.
13.11.2014 г. в отношении общества в присутствии представителя был составлен протокол об административном правонарушении N 013325 по факту нарушения Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" от 24.07.2009 N 209-ФЗ и Приказа Минприроды России от 12.11.2010 г. N 503 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов".
19.11.2014 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1295/013325-14/2 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 19.11.2014 г. общество обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу и 05.12.2014 г. исполняющий обязанности руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Заолесская Л.Б. вынесла решение об оставлении постановления от 19.11.2014 г. по делу N 1295/012325-14/2 без изменения, а жалобы общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при проведении проверки административным органом допущены грубые нарушения порядка проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 23.36 главы 23 Кодекса дела об административных правонарушениях (далее Кодекс), предусмотренных статьей 8.37 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие контроль в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира.
Таким образом, Служба природопользования является органом, обладающим полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 8.37 Кодекса.
В силу части 3 статьи 8.37 Кодекса нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее Закон о животном мире) животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное).
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Закон о животном мире и Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" от 24.07.2009 N 209-ФЗ (далее Закон об охоте).
В соответствии со статьей 1 Закона о животном мире использование объектов животного мира - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового; пользованием животным миром является юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователями животным миром являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром; государственный контроль и надзор - осуществление проверки соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно статье 1 Закона о животном мире (в ред. действовавшей до 01.04.2010) долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира. Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира предусматривает, что условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, являются неотъемлемой частью настоящей лицензии. Данные условия определены в Приложении к лицензии, которым выступает Дополнительное соглашение.
В соответствии с п.6 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (утверждено Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569) лицензирующий орган вносит в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов.
К видам и способам пользования животным миром ст. 34 Закона о животном мире отнесены охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
В силу статьи 37 Федерального закона о животном мире для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Согласно статье 38 Федерального закона о животном мире долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать:
- сведения о пользователе животным миром;
- разрешенные виды пользования животным миром;
- перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; -границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром;
- срок действия лицензии;
- условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
В соответствии со статьей 60 Закона об охоте внесены изменения в Федеральный закон о животном мире, в том числе признаны утратившими силу статьи 37 и 38 Федерального закона о животном мире; статья 33 Федерального закона о животном мире изложена в редакции, предусматривающей, что объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте. Таким образом, долгосрочная лицензия дает право пользования объектами животного мира, а реализуется данное право путем осуществления пользования объектами животного мира в пределах границ и на условиях, указанных в договоре о предоставлении территории, акватории.
Такие основания предусмотрены в статьях 25, 27 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов". Согласно части 2 статьи 25 Закона об охоте, расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений. Следовательно, Закон об охоте, Закон о животном мире в редакции, действовавшей до 01.04.2010, связывает существование права пользования объектами животного мира с наличием договора, заключенного с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на предоставление в пользование соответствующих территорий. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3).
Из статьи 40 Закона о животном мире следует, что пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, заявитель осуществляет пользование животным миром на основании охотхозяйственного соглашения от 28.12.2010 N 3, в соответствии с которым ему (охотпользователю) предоставлены в пользование охотничьи ресурсы.
Пунктом 8.2.16 Дополнительного соглашения N 3-дс от 23.01.2014 г. к охотхозяйственному соглашению от 28.12.2010 N 3 определено:
- с момента заключения охотхозяйственного соглашения Общество обязано обозначить на местности границы охотничьего угодья, установив на въездных путях и в пределах видимости по границе территории хозяйства пограничные аншлаги, с указанием названия охотхозяйства, адреса его администрации, контактных телефонов и постоянно содержать их в исправном состоянии.
Таким образом, факт нарушения Обществом Закона об охоте, Приказа Минприроды России от 12.11.2010 г. N 503 установлен административным органом и подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия всех мер по соблюдению законодательства о животном мире, об охоте и Соглашения, обществом в материалы дела не представлено.
Следовательно, вина Астраханского регионального отделения военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
В связи с чем, у руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области не имелось законных оснований для отмены постановления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.37 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции об отмене решения Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по основаниям нарушения административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) в части проведения процедуры проверки апелляционный суд считает неправомерными по следующим основаниям.
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) определен порядок проведения как плановых, так и внеплановых проверок, права и обязанности контролирующих органов и юридического лица, в отношении которого проводится данная проверка.
В соответствии с пунктами 1 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что с даты открытия сезона охоты на водоплавающую дичь (20.09.2014 г.), при проведении рейдов по охране объектов животного мира на территории "Кирсановского" охотничьего хозяйства, государственными инспекторами службы в отношении физических лиц были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 38-43).
Нарушителями были даны объяснения (л.д. 32-37), в которых указано, что на территории "Кирсановского" охотничьего хозяйства отсутствуют информационные знаки, указывающие о разделении границ охотхозяйств.
При этом проверка в отношении Астраханского регионального отделения военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации в соответствии с Законом N 294-ФЗ не проводилась.
Осмотр территории охотничьего хозяйства "Кирсановское" Володарского района Астраханской области проводился в рамках КоАП РФ, необходимость в проведении проверки в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" у административного органа отсутствовала.
Согласно п. 9.1 раздела IX охотхозяйственного соглашения N 3 от 28.12.2010 г., изложенного в новой редакции в Дополнительном соглашении N 3-дс от 23.01.2014 г. "Администрация" имеет право: осуществлять государственный охотничий контроль и надзор за соблюдением "Охотпользователем" правил охоты, лимита добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а так же проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, проверять исполнение условий охотхозяйственного соглашения в любое время, но не чаще одного раза в квартал.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, апелляционный суд считает неправомерными выводы суда первой инстанции о нарушении порядка организации и проведения проверок, предусмотренных положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверка проводилась в рамках административного производства, предусмотренного КоАП РФ.
Кроме того, Федеральный закон N 294-ФЗ не регулирует порядок привлечения к административной ответственности, и поэтому его нарушения не могут трактоваться как нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Федеральным законом N 294-ФЗ регламентирован порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Данный закон должен применяться при оценке законности действий органов в ходе проведения проверки, а в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях - при оценке доказательств с точки зрения законности их получения.
Нарушение данного закона в ходе проверки может служить основанием для исключения доказательства, полученного с нарушением закона, из доказательственной базы, но не может трактоваться как нарушение КоАП РФ, тем более как существенное, влекущее отмену привлечения к ответственности.
Протокол об административном правонарушении от 13.11.2014, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности от 19.11.2014 составлены административным органом в присутствии законного представителя Астраханского регионального отделения военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации Гедзевич Г.В. и им собственноручно подписаны, копии указанных процессуальных документов - получены.
В протоколе описано событие административного правонарушения в соответствии с нормами ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Протокол составлен уполномоченным лицом по факту обнаружения правонарушения, что не противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Учитывая изложенное апелляционный суд считает, что поскольку вина общества в совершении вменяемого в вину правонарушения административным органом доказана, нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено, решение исполняющей обязанности руководителя службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Заолесской Л.Б. об оставлении постановления от 19.11.2014 г. по делу N 1295/012325-14/2 без изменения является законным и обоснованным. В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 27 февраля 2015 года по делу N А06-455/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Астраханского регионального отделения военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации о признании недействительным решения руководителя Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 05 декабря 2014 года отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-455/2015
Истец: Астраханское региональное отделение военно-охотничьего общества - общероссийской спортивной общественной организации, Астраханское региональное отделение военно-охотничьего общества-общероссийской спортивной общественной организации
Ответчик: Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области