г. Москва |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А41-82961/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Поиск-Аудит" - Бородин А.А., представитель по доверенности от 12.05.2015, Тектова Н.А., представитель по доверенности от 12.05.2015,
от ГУ - УПФР N 28 по г. Москве и Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - УПФР N 28 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.03.2015 по делу N А41-82961/14, принятое судьей Кудрявцевой Е.И., по заявлению ООО "Поиск-Аудит" к ГУ - УПФР N 28 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в принятии и рассмотрении расчета по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Поиск-Аудит" (далее - заявитель, общество ООО "Поиск-Аудит") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ГУ -УПФР N 28 по г. Москве и Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа в принятии и рассмотрении расчета ООО "Поиск-Аудит" по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года, обязании ГУ - УПФР N 28 по г. Москве и Московской области в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу принять и провести форму РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года ООО "Поиск-Аудит", определив базу для начисления страховых взносов в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, с учетом уплаченных ЗАО "Поиск-Аудит".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.03.2015 по делу N А41-82961/14 заявление удовлетворено (л.д. 96-98).
Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ООО "Поиск-Аудит" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 18.09.2014 ЗАО "Поиск-Аудит" было реорганизовано в форме преобразования в ООО "Поиск-Аудит", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 19.12.2014 (л.д. 14-15).
28.10.2014 ООО "Поиск-Аудит" посредством электронной связи направило в управление расчет по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года (л.д. 18).
Отчет был получен управлением, но не был принят в связи с наличием ошибок, о чем заявителю был направлен протокол предварительной проверки от 30.10.2014 (л.д. 47-48).
Из материалов дела следует, что в качестве ошибок управление указывало на отсутствие оснований у ООО "Поиск-Аудит" учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной организации нарастающим итогом.
Письмом от 06.11.2014 N 328-3971 управление сообщило обществу, что руководствуется разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенными в письме от 05.09.2014 N 17-3/10/В-5634 (л.д. 42-43).
Почтовым отправлением от 10.11.2014 общество повторно направило в адрес управления расчет по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года.
Письмом от 28.11.2014 N 328-4329 управление сообщило обществу о том, что отчет по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года не принят. обществу предложено ликвидировать задолженность по отчетности перед ПФР (л.д. 45).
Считая, что непринятие управлением расчета за спорный период не позволяет принять последующие расчеты общества, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что отказ управления в принятии и рассмотрении расчета ООО "Поиск-Аудит" по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года не соответствует положениям действующего законодательства о страховых взноса.
Суд апелляционной инстанции соглашается сданным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно статье 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 512000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Из анализа приведённых норм права следует, что для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Как следует из материалов дела, 18.09.2014 ЗАО "Поиск-Аудит" было реорганизовано в форме преобразования в ООО "Поиск-Аудит", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 19.12.2014 (л.д. 14-15).
Согласно статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников расчетный период по страховым взносам определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно - правовой форы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ признается календарный год.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией.
Из материалов дела следует, что после реорганизации трудовые отношения общества с его работниками не прекращены.
Доказательств обратного управлением в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Поскольку после изменения организационно-правовой формы трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником продолжены, правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.
Таким образом, расчетный период для плательщика страховых взносов в течение календарного года, когда осуществлена реорганизация, является непрерывным, в связи с чем исчисление правопреемником базы должно проводиться нарастающим итогом с учетом выплат, произведенных реорганизованным юридическим лицом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрена правопреемственность в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации, не принимается судебной коллегией, поскольку Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов, а статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Так, в частности, на правопреемника возлагается обязанность уплатить страховые взносы и сдать отчетность. При этом статья 75 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет гарантии работникам реорганизуемой компании, в частности в данной статье указано, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками. В данном случае правопреемник вправе уволить доставшегося по наследству работника только при его отказе от продолжения работы. Следовательно, возникшая в результате преобразования организация, определяя базу для начисления страховых взносов, должна учитывать выплаты и иные вознаграждения начисленные в пользу работников реорганизованной компании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ управления в принятии и рассмотрении расчета ООО "Поиск-Аудит" по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года не соответствует положениям действующего законодательства о страховых взносах.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года по делу N А41-82961/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82961/2014
Истец: ООО "Поиск-Аудит", ООО "Поиск-Аудит" 140180
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N 28 по г. Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N 28 по г. Москве и Московской области