г. Челябинск |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А47-2799/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2015 по делу N А47-2799/2014 (судья Калашникова А.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Строймарт" - Карабанова Галина Николаевна (доверенность от 10.06.2014);
Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Смирнова Виктория Евгеньевна (доверенность от 12.03.2015 N 12-17/2558).
Общество с ограниченной ответственностью "Строймарт" (далее - ООО "Строймарт", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - МПР Оренбургской области, ответчик) о взыскании 1 880 833 руб. 48 коп. неосновательного обогащения, 278 185 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (требования изложены с учетом изменения истцом их предмета, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - т. 1 л.д. 7-10).
Определениями суда первой инстанции от 04.06.2014, 23.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Оренбургской области, Куракин Данил Александрович (далее - Куракин Д.А.) (далее вместе - третьи лица) (т. 1 л.д. 98-99, т. 2 л.д. 53).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2015 (резолютивная часть объявлена 27.02.2015 - т. 2 л.д. 63-67) заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе МПР Оренбургской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права. Ссылается на определение размера арендной платы по результатам рыночной оценки на основании отчета независимого оценщика, то есть в порядке, применяемом для случаев предоставления земельного участка для целей строительства в населенных пунктах, независимо от способа предоставления земельного участка, в соответствии с редакцией постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области" (далее - постановление N 530), действовавшей на момент заключения договора. Расчет арендной платы на основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582, Правила) возможен только с 01.01.2013 (момента внесения изменений в постановление N 530).
Полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что при подписании договора аренды ответчик выступал в интересах публично-правового образования, при этом доказательства поступления денежных средств в собственность ответчика отсутствуют, что исключает неосновательное обогащение МПР Оренбургской области (администратора консолидированного бюджета Оренбургской области) и пользование им чужими денежными средствами. При этом с 01.01.2015 администратором доходов от пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация города Оренбурга в соответствии с Законом Оренбургской области от 03.10.2014 N 2554/723-V-ОЗ.
В связи с изложенным ответчик ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Оренбурга, однако отказ в удовлетворении указанного ходатайства не был мотивирован арбитражным судом, чем нарушены нормы процессуального права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом необоснованно взысканы расходы по уплате государственной пошлины с МПР Оренбургской области как государственного органа, освобожденного от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третьи лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвующие в деле лица поддержали доводы и возражения на апелляционную жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.04.2010 между МПР Оренбургской области (арендодатель) и обществом "Строймарт" (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка N 07-05/7, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 56:44:0409002:23, местоположение: Оренбургская область, г. Оренбург, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:44:0409002, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные под размещение производственных зданий, для строительства производственно-технической базы (пункт 1.1 договора, т. 1 л.д. 24-27).
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды участка установлен на три года с даты подписания настоящего договора сторонами.
Размер арендной платы за использование участка установлен в размере 1 782 713 руб. в год на основании отчета независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" от 04.02.2010 N ОЦ-09102, или 148 559 руб. 42 коп. - в месяц, или 4 884 руб. 15 коп. - в день (пункт 3.1 договора).
В соответствии с пунктом 3.2 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно равными долями не позднее 10 числа текущего месяца на счет органа федерального казначейства в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации для распределения доходов от уплаты арендной платы в соответствии с нормативами отчислений, предусмотренными федеральным законодательством, законодательством Оренбургской области и правовыми актами муниципального образования г. Оренбург.
Дополнительным соглашением от 14.04.2011 N 07-05/148 к договору аренды стороны изменили размер арендной платы, увеличив ее на индекс потребительских цен 105,9 %, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 30.09.2010 N 703-пп, определив ее равной 1 887 893 руб. 07 коп. в год, или 157 324 руб. 42 коп. в месяц, или 5 172 руб. 30 коп. - в день (пункт 1.1 дополнительного соглашения).
Дополнительным соглашением от 04.04.2012 N 07-05/350 к договору аренды стороны изменили размер арендной платы, увеличив ее на индекс потребительских цен 106 %, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 27.09.2011 N 924-пп, определив ее равной 2 001 166 руб. 65 коп. в год, или 166 763 руб. 89 коп. в месяц, или 5482 руб. 65 коп. - в день (пункт 1.1 дополнительного соглашения, т. 1 л.д. 31-32).
Мнение общества "Строймарт" о том, что пункт 3.1 договора аренды земельного участка от 08.04.2010 N 07-05/7, пункты 1.1 дополнительных соглашений от 14.04.2011 N 07-05/148, от 04.04.2012 N 07-05/350 являются недействительными, явились предметом требований общества, рассмотренными Арбитражным судом Оренбургской области в рамках дела N А47-15325/2012.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.03.2014 по делу N А47-15325/2012 исковые требования ООО "Строймарт" были удовлетворены частично. Судом были признаны недействительными пункт 3.1 договора аренды земельного участка от 08.04.2010 N 07-05/7; пункт 1.1. дополнительного соглашения от 14.04.2011 N 07-05/148 и пункт 1.1 дополнительного соглашения от 04.04.2012 N 07-05/350. С МПР Оренбургской области в пользу общества "Строймарт" взыскано неосновательное обогащение в размере излишне уплаченной арендной платы в сумме 2 959 892 руб.14 коп. за период с 08.04.2010 по 31.08.2012. При рассмотрении названного дела судом при рассмотрении дела также было установлено, что право аренды 15.09.2013 перешло к Куракину Д.А. на основании договора купли-продажи здания, расположенного на спорном земельном участке.
Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А47-15325/2012 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.03.2014 по указанному делу изменено. Пункт 3.1 договора аренды земельного участка N 07-05/7 от 08.04.2010, пункт 1.1. дополнительного соглашения от 14.04.2011 N 07-05/148 и пункт 1.1 дополнительного соглашения от 04.04.2012 N 07-05/350 признаны недействительными как несоответствующие требованиям закона. С МПР Оренбургской области в пользу общества "Строймарт" взыскано 3 392 651 руб. 97 коп. излишне уплаченной арендной платы.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 06.10.2014 по делу N А47-15325/2012 оставил постановление арбитражного суда апелляционной инстанции по указанному делу без изменения.
Ссылаясь на то обстоятельство, что арендная плата за пользование земельным участком в период с 01.09.12 по 30.09.2013 должна была составлять 359 032 руб. 79 коп., в то время как фактически была перечислена Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в сумме 2 239 866 руб. 27 коп., общество "Строймарт" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 880 833 руб. 48 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции принял во внимание преюдициальные обстоятельства, установленные при рассмотрении арбитражным судом дела N А47-15325/2012, и пришел к выводу, что арендная плата за спорный период должна быть рассчитана исходя из величины кадастровой стоимости земельного участка. Установив, что полученные ответчиком в период с 01.09.2012 по 30.09.2012 денежные средства превышают размер платы за использование земельного участка, переданного в аренду по частично недействительной сделке (в случае применения при расчетах показателя - 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта), суд первой инстанции сделал вывод, что данная сумма является неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с ответчика.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
При этом правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли такое обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с названной нормой и общим правилом о распределении бремени доказывания в арбитражном судопроизводстве, установленным статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на истце по иску о взыскании суммы неосновательного обогащения лежит обязанность по доказыванию факта сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, а на ответчике в свою очередь, в случае оспаривания иска, лежит обязанность доказать наличие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества за счет истца.
В силу пункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. По смыслу названной нормы неосновательным обогащением следует считать то, что получено стороной в обязательстве в связи с этим обязательством, но выходит за рамки его содержания.
Применительно к рассматриваемой ситуации плата за пользование земельным участком может являться неосновательным обогащением в том случае, если такая плата уплачена в отсутствие на то правовых оснований либо уплачена излишне.
Из материалов дела усматривается, что правоотношения между истцом и ответчиком возникли из договора аренды земельного участка от 08.04.2010 N 07-05/7, на основании которого обществу "Строймарт" был передан в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 56:44:0409002:23, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, земельный участок находится в северной части кадастрового квартала 56:44:0409002, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные под размещение производственных зданий, для строительства производственно-технической базы (т. 1 л.д. 24-27).
В период времени с 01.09.2012 по 30.09.2012 во исполнение принятых по договору аренды от 08.04.2010 N 07-05/7 обязательств общество "Строймарт" перечислило арендодателю 2 239 866 руб. 27 коп., что подтверждается платежными поручениями (т. 1 л.д. 34-49) и ответчиком при рассмотрении настоящего дела не оспаривалось. Расчет арендной платы был осуществлен в соответствии с условиями пункта 3.1 договора аренды с учетом дополнительных соглашений от 14.04.2011 N 07-05/148, от 04.04.2012 N 07-05/350, то есть в твердой денежной сумме, определенной на основании отчета независимого оценщика, и впоследствии скорректированной на индекс потребительских цен.
Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А47-15325/2012, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) пункт 3.1 договора аренды земельного участка от 08.04.2010 N 07-05/7, пункт 1.1. дополнительного соглашения от 14.04.2011 N 07-05/148 и пункт 1.1 дополнительного соглашения от 04.04.2012 N 07-05/350, определяющие порядок расчета арендной платы за пользование земельным участком, признаны недействительными (статья 168,180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пунктов 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Выводы суда первой инстанции о необходимости применения в рассматриваемой ситуации положений постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" являются правильными.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 15837/11, принципы, закрепленные в вышеназванном постановлении Правительства Российской Федерации, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Пунктом 3 (подпункты "а" - "д") названных правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - 2 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Названное исключает обоснованность доводов апеллянта о правомерности определения размера арендной платы, который был установлен по результатам рыночной оценки на основании отчета независимого оценщика в соответствии с действующей редакцией постановления N 530.
Указанные доводы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А47-15325/2012, что в силу норм действующего законодательства недопустимо.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49, денежные средства, уплаченные за пользование имуществом, предоставленным по недействительному договору, могут считаться неосновательно полученными лишь в части, превышающей размер причитающегося собственнику имущества возмещения.
Установив, что полученные МПР Оренбургской области денежные средства за пользование спорным земельным участком в период с 01.09.2012 по 30.09.2012 превышают стоимость переданного в аренду по частично недействительной сделке (в случае применения при расчетах показателя - 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что разница между общей суммой уплаченной ООО "Строймарт" за использование участка в указанный период и тем размером арендной платы, которая подлежала уплате в соответствии с действующим законодательством, в сумме 1 880 833 руб. 48 коп. является неосновательным обогащением, полученным в результате исполнения частично недействительной сделки.
В связи с изложенным требование ООО "Строймарт" о взыскании с МПР Оренбургской области неосновательного обогащения в сумме 1 880 833 руб. 48 коп. удовлетворено арбитражным судом правомерно.
В силу части 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проценты за пользование чужими денежными средствами обоснованно определены судом исходя из суммы неосновательного обогащения, учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (8,25%), действовавшей на момент подачи искового заявления, периода пользования денежными средствами с 24.10.2012 по 23.01.2015 и взысканы с ответчика в размере 278 185 руб. 82 коп.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен арбитражными судами первой и апелляционной инстанций и признан правильным. Возражений относительно представленного истцом расчета процентов за пользование чужими денежными средствами, также как контррасчет процентов ответчик ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции не представил.
Довод МПР Оренбургской области о том, что ответчик при заключении спорного договора аренды выступал в интересах публичного образования, а денежные средства не поступали в его собственность не исключает удовлетворение исковых требований.
Согласно пункту 3.3 договора аренды и представленным в материалы дела платежным поручениям, денежные средства перечислялись истцом на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области) с указанием платежа: арендная плата по договору аренды.
Внесение истцом излишне уплаченной суммы в счет арендных платежей произведено вследствие неправомерного расчета арендной платы по гражданско-правовому договору, стороной которого является МПР Оренбургской области. Соответственно, указанные денежные средства являются неосновательным обогащением ответчика, полученным в результате исполнения ничтожных условий сделки.
Ссылка апеллянта на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в том, что суд не мотивировал отклонение заявленного ответчиком ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Оренбурга, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 11.12.2014 в Арбитражный суд Оренбургской области поступило ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Оренбурга, мотивированное тем, что доходы от аренды земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, в полном объеме поступают в бюджет муниципального образования город Оренбург (т. 2 л.д. 24-25).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Поскольку спор возник из отношений по передаче земельного участка в аренду между ООО "Строймарт" и МПР Оренбургской области, в отсутствие доказательств возникновения из данного договора прав и обязанностей иных лиц, равно как и доказательства того, что судебный акт непосредственно повлияет на права и обязанности третьих лиц, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Администрации города Оренбурга, что отражено в протоколе судебного заседания от 15.12.2014 (т. 2 л.д. 28-31).
Администрирование доходов от пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, Администрацией города Оренбурга в соответствии с Законом Оренбургской области от 03.10.2014 N 2554/723-V-ОЗ начиная с 01.01.2015, за пределами спорного периода внесения истцом арендных платежей в завышенном размере, также не является основанием для привлечения Администрации города Оренбурга к участию в настоящем дела.
Довод апеллянта о том, что судом первой инстанции неправомерно взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МПР Оренбургской области освобождено от уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции считает необоснованными в силу следующего.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обратившимся в суд, и государством.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося спора - истцом и ответчиком.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поэтому то обстоятельство, что ответчиком по данному делу является МПР Оренбургской области, освобожденного от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не может повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2015 по делу N А47-2799/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2799/2014
Истец: ООО "Строймарт"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Куракин Данил Александрович, Министерство финансов, Министерство Финансов Оренбургской области, ООО "СтройМарт" (пред-лю Карабановой Г. Н.)
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6105/15
04.08.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2799/14
26.04.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3802/16
10.02.2016 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2799/14
14.09.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6105/15
08.09.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2799/14
14.05.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4173/15
07.05.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2799/14
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2799/14