г. Челябинск |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А76-31139/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 марта 2015 года по делу N А76-31139/2014 (судья Котляров Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Деметра" - Кирнос Э.Ф. (паспорт, доверенность N 7 от 15.12.2014);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области - Болтаева О.В. (служебное удостоверение, доверенность N 05-27/05989 от 08.05.2015), Дунаева В.Л. (служебное удостоверение, доверенность N 05-27/01278 от 05.02.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Деметра" (далее - заявитель, ООО "Дементра", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения N 11874 от 12.09.2014 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 03 марта 2015 года (резолютивная часть объявлена 25 февраля 2015 года) заявленные требования удовлетворены.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению МИФНС, заявителем неверно истолковано решение суда первой инстанции по делу N А76-11959/2013 и неправильно применены нормы права - если решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости вступило в силу в 2013 году, и соответствующее изменение кадастровой стоимости отображено в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН, кадастр) до 01.01.2014, то для целей налогообложения новую кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2014.
То есть, поскольку решение суда по делу N А76-11959/2013 вступило в законную силу с 24.09.2013, следовательно, при исчислении земельного налога за 2013 год общество неправомерно применило кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:34:1002098:0013, 74:34:1002098:0009 равной их рыночной стоимости в размере 3 266 000 руб. и 6 044 000 руб.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя устно возражал против ее удовлетворения.
Дополнительно представитель заявителя пояснил, что при исчислении земельного налога за 2013 год налогоплательщиком правомерно применена кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.08.2013 по делу N А76-11959/2013, поскольку указанным судебным актом кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 74:34:1002098:0009, 74:34:1002098:0013 определена по состоянию на 01.01.2010.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, МИФНС проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной налогоплательщиком 30.01.2014 (т. 1, л.д.137).
По итогам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 14.07.2014 N 15977 и, с учетом письменных возражений, вынесено решение N11874 от 12.09.2014 (т. 1, л.д. 35-43, 62-68, 126-130).
Основанием для принятия налоговым органом данного решения послужил вывод МИФНС о занижении налогоплательщиком подлежащей уплате суммы земельного налога в связи с неверным определением показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:34:1002098:0009, 74:34:1002098:0013, принадлежащих обществу.
Решением инспекции общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 46 703 руб. 40 коп. за неполную уплату земельного налога за 2013 год, также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в размере 233 517 руб., соответствующие пени в размере 11 347 руб. 06 коп.
Не согласившись с вынесенным МИФНС решением, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС, управление) с апелляционной жалобой (т. 1, л.д. 152-153).
Решением УФНС от 20.11.2014 N 16-07/004073 решение МИФНС от 12.09.2014 N 11874 оставлено без изменения и утверждено (т. 1, л.д. 49-58, 147-151).
Не согласившись с вынесенными решениями, ООО "Деметра" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков, произведенный инспекцией на основании кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, после вступления в законную силу 24.09.2013 решения суда по делу NА76-11959/2013 является неправомерным.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 45, 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках, в том числе, внесенных в государственный кадастр недвижимости изменениях.
Земельный налог в соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ является местным налогом, устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 2 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода.
На основании ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В ст. 396 НК РФ установлен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (п. 1 ст. 397 Кодекса).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ (срок для представления налоговой декларации по земельному налогу).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 398 НК РФ налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу; налоговые декларации по данному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в ГКН является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в ГКН, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в ГКН.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" источником сведений о кадастровой стоимости земельных участков является ГКН.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" обязанность по предоставлению налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения возложена на территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу правовой позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета нести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
В случае, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в ГКН в течение налогового периода на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость вменяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ при определении рыночной стоимости земельного участка допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН. При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости земельного участка, а является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Из дела следует, что общество в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1027400881078 (т. 1, л.д. 10-12, 90-97).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.
Согласно п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения в 2013 году применялась кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.08.2013 по делу N А76-11959/2013 (т. 1, л.д. 154-159) установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:34:1002098:0009 в размере его рыночной стоимости 6 044 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:34:1002098:0013 в размере рыночной стоимости 3 226 000 руб.
Поэтому, учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в ГКН на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 74:34:1002098:0009, 74:34:1002098:0013, установленная решением суда от 21.08.2013 по делу N А76-11959/2013, подлежит применению при исчислении земельного налога с момента вступления в законную силу решения суда, то есть с 24.09.2013.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расчет земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков, произведенный инспекцией на основании кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, после вступления в законную силу 24.09.2013 решения суда по делу N А76-11959/2013 является неправомерным.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03 марта 2015 года по делу N А76-31139/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-31139/2014
Истец: ООО "Деметра"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N 23 по Челябинской области, Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области