г. Чита |
|
14 мая 2015 г. |
Дело N А58-5090/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Доржиева Э.П., Куклина О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрел в судебном апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Читинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 декабря 2014 года по делу N А58-5090/2014 по иску открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Читинский" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219, адрес: пл. Суворовская, 2, стр.3, 129110) к государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145, адрес: ул. Кирова, 18, блок "А", г. Якутск Республики Саха (Якутия), 677027) о взыскании 50 000 рублей (суд первой инстанции: Семенова У.Н.)
в судебном заседании 29.04.2015 г. объявлялся перерыв до 16 час. 50 мин. 6 мая 2015 г.
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Читинский" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" задолженности в размере 1 096 845,60 руб. за услуги на отпуск и потребление холодной воды, сброс и прием сточных вод в отношении жилых домов п. Тикси-3, ул. Полярной авиации, д. 6, 8, 8А.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований, отказано. Взыскано с открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Читинский" в доход федерального бюджета 21 968 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что на объектах ответчика отсутствуют общедомовые приборы учета холодной воды и сбрасываемых сточных вод объем услуг водоснабжения и водоотведения, рассчитан ОАО "Славянка" в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (ч 1. ст. 157 ЖК РФ) и правилами "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307 от 23.05.2006 года. В соответствии с 19 пунктом Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в жилых помещениях определяется по формуле отраженной в подпункте 3 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам. Норматив потребления услуг водоснабжения и водоотведения, применен согласно Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2006 г. N 1342-р.
Считает, что тариф применен, согласно Постановления Правления ГКЦ-РЭК Республики Саха (Якутия) N 64 от 29 июня 2011 года, в соответствии позицией Президиума ВАС РФ отраженной в постановлении от 16 февраля 2010 г. N 13851/09, по смыслу которого на приобретателя, неосновательно полученной услуги возлагается обязанность возмещения неосновательно полученного или сбереженного по цене, существовавшей во время и в том месте, где оно происходило.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой указывает на то, что истцом не принято мер для установления для него в установленном законом порядке тарифа, считает судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции установленной главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела между ОАО "Славянка" (поставщик) и ГУП "ЖКХ РС(Я)" (потребитель) 24.04.2012 был заключен договор на отпуск и потребление холодной воды, сброс и прием сточных вод N 1001вс/12 (с 01.01.2012 по 31.12.2012 (пункт 2.1 договор) (далее - договор), по условиям которого поставщик принял обязательства по отпуску холодной воды и прием сточных вод на объекты, расположенные по адресам: PC (Я) п. Тикси-3, ул. Полярной 6, 8А, 8, по контролю потребления и оплатой данных услуг потребителем, в соответствии с установленными настоящим договором условиями и величинами, предусмотренными Приложением N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.
При выполнении настоящего договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в настоящем договоре, стороны руководствуются решением РЭК об утверждении тарифов на водоснабжение и сточные воды, нормативными актами по водоснабжению и водоотведению, законодательством об охране окружающей природной, а также правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, имеющими обязательную силу для обеих сторон (пункт 1.2 договора).
В разделе 3 договора стороны согласовали порядок взаимных расчётов, определив, что оплата производится за принятое потребителем количество холодного водоснабжения и принятое поставщиком количество сточных вод на основании расчетных данных: за полученную холодную воду по тарифу:
-на период с "01" января 2012 г. по "30" июня 2012 г. - 38,99 рублей м3 (без НДС),
-на период с "01" июля 2012 г. по "31" декабря 2012 г. - 41,32 рублей м3 (без НДС), за принятые сточные воды по тарифу:
на период с "01" января 2012 г. по "30" июня 2012 г. - 53,37 рублей м (без НДС),
-на период с "01" июля 2012 г. по "31" декабря 2012 г. - 56,21 рублей м (без НДС).
Введение Региональной энергической комиссией PC (Я) нового тарифа на холодную воду и прием сточных вод не требует дополнительного согласования сторон. О введении нового тарифа на холодную воду и прием сточных вод поставщик уведомляет потребителя в 5 дней с момента принятия соответствующего решения РЭК PC (Я), с приложением копии такого решения.
Изменение тарифов в период действия настоящего договора не требует его переоформления. Решение регулирующих органов по тарифам и других компетентных являются основанием для изменения тарифов поставщика в одностороннем со дня, указанного в этих решениях.
Сторонами с протоколом разногласий подписано дополнительное соглашение N 1 от 10.04.2013, в котором определили срок действия договора с 01.07.2011 по 31.12.2013.
Наличие у ОАО "Славянка" энерговырабатывающего имущества подтверждается договором N 541/БП/ВКХ/2011 от марта 2012 безвозмездного пользования объектами водопроводно- канализационного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением "дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации.
Ответчик не оспаривает наличие у него статуса управляющей организации в отношении жилых домов расположенных по адресу: Тикси-3, ул. Полярной авиации дома N N 6, 8, 8А в оспариваемый период и наличие присоединенной сети.
Истец, полагая, что поставил на объекты ответчика холодную воду, принял сточные воды в период июль- декабрь 2011 года, направил последнему акты от 01.10.2013 N N 54-00000151, 54-00000152, выставил для оплаты счета- фактуры от 01.10.2013 N N 54-00000151, 54-00000152, направил претензию от 02.10.2013 N 04-1121/2.
В связи с не оплатой ответчиком долга в размере в размере 1 096 845,60 руб. долга за оказанные услуги по поставке холодной воды, водоотведения за период июль -декабрь 2011 года, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании суммы задолженности за оказанные услуги по поставке холодной воды, водоотведения за период июль -декабрь 2011 года суд исходил из того, что истец надлежащим образом и с должной степенью определенности не доказал, какова стоимость холодной воды, принятых сточных вод.
Апелляционный суд с данным выводом суда первой инстанции считает возможным согласиться, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком возникли правоотношения, вытекающие из договора купли-продажи (энергоснабжения), на которые распространяются положения параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускаются.
В соответствии с положениями раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила N 307), исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть, в частности, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как установил суд первой инстанции ответчик является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, в том числе, расположенных по адресу: п.Тикси-3, ул. Полярная, дома N N 6,8, 8А. Сети холодной воды, сети приема сточных вод жилых домов, находящихся под управлением ответчика, технологически подключены к сетям истца. Стороны данный факт не оспаривают, и суд правомерно расценил это как признание указанных обстоятельств в порядке пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на холодную воду, тарифы на горячую воду, тарифы на водоотведение, тарифы на очистку сточных вод, тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в обязательном порядке подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом указанной нормы полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения могут передаваться органам местного самоуправления поселений, городских округов законами субъектов Российской Федерации.
Ранее регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона N 237-ФЗ от 27.07.2010), также осуществлялось органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу с пункта 7 статьи 4 указанного выше Закона органы местного самоуправления также могли наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.
Согласно положениям главы III Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 (далее - Основы N 109) механизм установления тарифов на коммунальные ресурсы, поставляемые населению, основан на заявительном порядке, согласно которому любая ресурсоснабжающая организация, поставляющая соответствующий вид энергии, должна по своей инициативе осуществить сбор необходимых документов и обратиться в регулирующий орган для целей установления экономически обоснованного тарифа (цены) на основе которого такая организация вправе брать плату с конечного потребителя за поставленный ресурс.
В данном случае истец, как коммерческая организация, осуществляющая деятельность по поставке коммунальных ресурсов (товара, цена на который подлежит государственному регулированию), должен был по собственной инициативе своевременно осуществлять действия, направленные на утверждение для него тарифа соответствующим регулирующим органом.
Таких истец мер не предпринял, тарифы на июль -декабрь 2011 года для него в установленном законом порядке утверждены не были, документы в обоснование размера примененного им на июль- декабрь 2011 год тарифа на холодную воду, прием сточных вод представил, на предложение суда заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях проверки заявленной цены за холодную воду, водоотведение на июль- декабрь 2011 года не отреагировал.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, при рассмотрении настоящего дела истец надлежащим образом и с должной степенью определенности не доказал, какова стоимость холодной воды, принятых сточных вод, в связи, с чем в удовлетворении исковых требований правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в жилых помещениях определяется по формуле отраженной в подпункте 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку объем предоставленной услуги не оспаривался.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии позицией Президиума ВАС РФ отраженной в постановлении от 16 февраля 2010 г. N 13851/09, по смыслу которого на приобретателя, неосновательно полученной услуги возлагается обязанность возмещения неосновательно полученного или сбереженного по цене, существовавшей во время и в том месте, где оно происходило, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку как следует из установленных фактических обстоятельств, находящиеся в безвозмездном пользовании истца сети, не использовались ответчиком для предоставления услуг другим лицам.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 декабря 2014 года по делу N А58-5090/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5090/2014
Истец: ОАО "Славянка" в лице филиала "Читинский"
Ответчик: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)"