г. Москва |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А40-122028/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2015 по делу N А40-122028/2014, принятое судьей Иевлевым П.А. (9-821)
по заявлению: 1) ОАО Комплекс гостиницы "Орленок"; 2) ООО "СПУТНИК-ТРАСТ"; 3) ООО "РЕЗОНАНС-К"; 4) ООО "АНИКС"; 5) ООО "Галла Интер"; 6) ООО "Офис-Рент"; 7) ООО "Гемалада",
к ответчикам: 1) Управлению Росреестра по Москве; 2) Правительство Москвы; 3) ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве"; 4) Департамент городского имущества г. Москвы; 5) Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
третье лицо: Национальный совет по оценочной деятельности
о признании незаконным решения, обязании повторно рассмотреть обращение
при участии:
от заявителей: |
Бирюков Д.А. по дов. от 15.04.2014; от 23.07.2014; от 23.07.2014; от 26.03.2014; от 23.07.2014; от 23.07.2014; |
от ответчиков: |
1. Власов Д.Е. по дов. от 30.12.2014; 2,3,4,5 - не явились, извещены; |
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО Комплекс гостиницы "Орленок", ООО "СПУТНИК-ТРАСТ", ООО "РЕЗОНАНС-К", ООО "АНИКС", ООО "Галла Интер", ООО "Офис-Рент", ООО "Гемалада" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Управлению Росреестра по Москве, Правительству Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", Департаменту городского имущества г. Москвы, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - заинтересованные лица) о признании незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве от 30.05.2014 N 51-681/2014; обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в городе Москве при территориальном органе в городе Москве принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0001002:60, расположенного по адресу: Москва, ул. Косыгина, д. 15 в размере его рыночной стоимости 1 650 603 776 рублей.
Решением от 05 марта 2015 требования, заявленные истцами, были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное выше решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Комиссия не вправе рассматривать по существу споры о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП с 01 января 2015 года.
Представитель заявителей доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Правительство Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", Департамент городского имущества г. Москвы, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, Национальный совет по оценочной деятельности своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя истца и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что истцы являются соарендаторами земельного участка с кадастровым номером 77:06:0001002:60, расположенного по адресу: Москва, ул. Косыгина, вл. 15, по договору аренды от 09.06.1998 N М-06-011534 со множественностью лиц на стороне арендатора.
Арендная плата рассчитывается от кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0001002:60 в размере 2 064 449 919 руб. 84 коп., которая была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав заявителей как арендаторов земельного участка и плательщика земельного налога, истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности заявленного иска и принял решение об его удовлетворении.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют сложившейся судебной практике и являются правомерными.
Так, в силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как видно из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 2 064 449 919 руб. 84 коп.
Между тем, истцами в материалы дела представлен Отчет об оценке от 24.03.2014 N 4555 ОКСОМ, так и положительное экспертное заключение с подтверждением рыночной стоимости от 15.04.2014 N 915/2014-1, выполненное ООО "Российским обществом оценщиков" по состоянию на 01.01.2013 года, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, которая составляет 1 650 603 776 руб.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истцы правомерно обратились в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что с 01.01.2015 года Комиссия не вправе рассматривать по существу споры о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Москвы N 751-ПП от 26.11.2013 года, основана на неправильном толковании статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - "ФЗ N 135), поскольку на момент подачи заявителями заявления от 07.05.2014 года действовала редакция ФЗ N135 от 12.03.2014 года, статья 24.18 которой не содержала положения о том, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Однако в абзаце 5 статьи 24.18 ФЗ N 135 в редакции от 12.03.2014 года указанно, что решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
В связи с тем, что Комиссия вынесла решение N 51-681/2014 от 30.05.2014 года, которое противоречит ФЗ N 135, что в апелляционной жалобе заинтересованным лицом не опровергается, заявители обратились в Арбитражный суд города Москвы, который решением от 05.03.2015 года признал незаконным решение Комиссии N 51-681/2014 от 30.05.2014 года.
Судебная коллегия также отмечает, что статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Следовательно, заявители, обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на дату обращения истца с настоящим иском в суд действующим законодательством не был предусмотрен, наличие же у истцов материально-правовых требований к ответчику обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истцов в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости на его рыночную стоимость осуществляется органом кадастрового учета, надлежащим ответчиком по данной категории дел является ФГБУ "ФКП Росреестра", на которое в силу ст. 3 Закона о кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, при этом истец правомерно привлек к участию в деле Правительство Москвы, учитывая, что кадастровая оценка земельного участка производилась по инициативе указанных лиц и была оформлена соответствующим Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2015 по делу N А40-122028/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122028/2014
Истец: ОАО КГ ОРЛЕНОК, ОАО Комплекс гостиницы "ОРЛЕНОК", ООО "Аникс", ООО "Галла Интер", ООО "Гемалада", ООО "Офис-рент", ООО "Резонанс-К", ООО "Спутник-траст"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости пр Управлении Росреестра по Москве, Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
Третье лицо: Национальный совет по оценочной деятельности