Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2015 г. N 20АП-1993/15
г. Тула |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А09-13415/2014 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - Департамента сельского хозяйства Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082) - Рябцевой Г.Н. (доверенность от 25.03.2013 N 3-1117), от ответчика - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244008323, ИНН 3250055417) - Гнединой Е.М. (доверенность от 14.01.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" (г. Брянск) - Созонтова В.А. (доверенность от 23.04.2015 N 47), Новцева А.А. (доверенность от 23.04.2015 N 47), от открытого акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" (г. Брянск) - Зайцева Д.В. (доверенность от 01.04.2015 N 23/0415/УК), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат", закрытого акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2015 по делу N А09-13415/2014 (судья Малюгов И.В.), установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее по тексту - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее по тексту - ответчик, управление) от 02.10.2014 N 27-02-08/2762 и представления от 02.10.2014 N 27-02-08/2763.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что данное решение принято судом с нарушением норм процессуального и материального права и затрагивает права и обязанности общества с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" и закрытого акционерного общества "Куриное Царство - Брянск", данные организации в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратились с апелляционными жалобами на указанный судебный акт, в которых просят решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2015 по настоящему делу отменить, рассмотреть его по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с участием указанных организаций.
В обоснование апелляционной жалобы общество с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" указывает, что принятое Арбитражным судом Брянской области по настоящему делу решение напрямую затрагивает его интересы, а именно обязывает взыскать с ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" ранее выданные субсидии.
Закрытое акционерное общество "Куриное Царство - Брянск" в подтверждение своего права на обращение с настоящей апелляционной жалобой ссылается на то, что оспариваемыми ненормативными актами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области затрагиваются его права и обязанности, так как они предписывают Департаменту сельского хозяйства Брянской области вернуть перечисленные ранее субсидии в 2013 году, а также осуществлять расчет по перечислению новых субсидий с учетом предписания и представления ТУ Росфиннадзора по Брянской области.
Департамент сельского хозяйства Брянской области отзыв на указанные апелляционные жалобы не представил.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что производство по апелляционным жалобам ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" и ЗАО "Куриное Царство - Брянск" подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, вправе лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правом обжаловать судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом, наделены также лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Из смысла указанных разъяснений следует, что для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были непосредственно приняты о правах и обязанностях этих лиц.
Судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если данным актом устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного акта.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, заявители жалобы в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязаны доказать, что обжалуемый судебный акт принят в отношении их прав и обязанностей.
Судом первой инстанции был рассмотрен спор о признании недействительными предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области от 02.10.2014 N 27-02-08/2762 и его представление от 02.10.2014 N 27-02- 08/2763.
Указанные ненормативные акты выданы ТУ Росфиннадзора по Брянской области Департаменту сельского хозяйства Брянской области по результатам проведения в отношении него проверки по вопросу соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в части представленных из федерального бюджета субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и подведомственных им получателях бюджетных средств за 2013 год (в части проверки средств субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства).
Только на Департамент сельского хозяйства Брянской области возложена обязанность по их исполнению. Каких-либо нарушений со стороны ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" и ЗАО "Куриное Царство-Брянск" данной проверкой не выявлялось. Выдача оспариваемых предписания и представления ТУ Росфиннадзора по Брянской области явилось следствием установленных последним нарушений действующего законодательства, допущенных именно департаментом.
Из обжалуемого судебного акта не усматривается, что судом сделаны какие-либо выводы или принято решение непосредственно о правах и обязанностях ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" и ЗАО "Куриное Царство-Брянск" либо дана оценка каким-либо действиям данных организаций.
Доводы жалоб о том, что оспариваемыми ненормативными актами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области затрагиваются права и обязанности подателей апелляционных жалоб, так как они предписывают Департаменту сельского хозяйства Брянской области вернуть перечисленные ранее субсидии в 2013 году, а также осуществлять расчет по перечислению новых субсидий с учетом предписания и представления ТУ Росфиннадзора по Брянской области, судебной коллегией отклоняются, так как в обжалуемом решении суда по настоящему делу не содержится выводов о возложении на ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" и на ЗАО "Куриное Царство-Брянск" каких-либо обязанностей.
Как отмечено выше, наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов. Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
С учетом изложенного ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" и ЗАО "Куриное Царство-Брянск" не могут быть признаны лицами, имеющими право на апелляционное обжалование принятого по настоящему делу судебного акта в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба не подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции, если она подана лицом, не имеющим права на обжалование в порядке апелляционного производства.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по жалобе подлежит прекращению.
В связи с прекращением производства по апелляционным жалобам ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" и ЗАО "Куриное Царство - Брянск" уплаченная ими государственная пошлина в сумме 1 500 рублей и 3 000 рублей соответственно подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185, 188, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат", закрытого акционерного общества "Куриное Царство - Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2015 по делу N А09-13415/2014.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Брянский мясоперерабатывающий комбинат" (ИНН 3207011981, г. Брянск, ул. Тухаческого, д. 2) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.03.2015 N 1144.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Куриное Царство-Брянск" (ИНН 3254511269, ОГРН 1113256011934, г. Брянск, пер. Московский, д. 3А) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2015 N 1255.
Определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-13415/2014
Истец: департамент сельского хозяйства Брянской области
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области
Третье лицо: ЗАО "Куриное Царство-Брянск", ООО "Брянский мясоперерабатывающий комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3067/15
26.05.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1995/15
20.05.2015 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1993/15
19.02.2015 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-13415/14