город Ростов-на-Дону |
|
19 мая 2015 г. |
дело N А32-30191/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Илюшина
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.,
при участии:
от заявителя: СПК колхоз "Новоалексеевский" - представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Администрации Муниципального образования Курганинский район - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Новоалексеевский"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2015 по делу N А32-30191/2014
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Новоалексеевский"
к заинтересованному лицу - Администрации Муниципального образования Курганинский район
о признании незаконным отказа в отмене постановления главы Администрации Курганинского района Краснодарского края,
принятое судьей Назыковым А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Новоалексеевский" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Курганинский район (далее - администрация) о признании незаконным отказа в отмене постановления главы администрации Курганинского района Краснодарского края от 23.06.1992 N 451 "О перераспределении земель в хозяйствах Курганинского района" в части включения в фонд перераспределения Курганиского района сельскохозяйственных угодий по совхозу "Новоалексеевский" площадью 484 га, изложенного в письме от 31.07.2014 N 3128/14-01-25, обязании отменить указанное постановление в части включения в фонд перераспределения Курганинского района сельскохозяйственных угодий по совхозу "Новоалексеевский" площадью 484 га.
Заявление мотивировано тем, что кооператив является правопреемником совхоза "Новоалексеевский", за которым по государственному акту на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен земельный участок площадью 5155,28 га., из которого земельные участки площадью 484 га (земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:1003000:260, 23:16:1003000:261, 23:16:1003000:262) были включены в фонд перераспределения Курганинского района на основании постановления главы администрации Курганинского района Краснодарского края от 23.06.1992 N 451 "О перераспределении земель в хозяйствах Курганинского района". Включение земельных участков площадью 484 га в фонд перераспределения лишает заявителя возможности оформить право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:1003000:260, 23:16:1003000:261, 23:16:1003000:262. Как отмечает заявитель, постановление главы администрации от 23.06.201992 N 451 о перераспределении земель принято неуполномоченным лицом, поскольку согласно положениям статьи 16 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 174-1 "О земельной реформе", ст. 23 ЗК РСФСР от 25.04.1991 1103-1, а также п. 1 ст. 60 Закона от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", органами уполномоченными на распоряжение земельными участками, являлись Советы народных депутатов. При рассмотрении дела N А32-27943/2013 о признании права постоянного бессрочного пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:1003000:260, 23:16:1003000:261, 23:16:1003000:262, 23:16:1003000:40, заявителю стало известно, что на основании постановления от 23.06.201992 N 451 земли совхоза "Новоалексеевский" площадью 484 га были изъяты в специальный фонд и в отношении данной части земель у совхоза прекратилось право постоянного бессрочного пользования. В этой связи заявитель обратился в администрацию Курганиского района с заявлением об отмене постановления главы администрации Курганского района Краснодарского края от 23.06.1992 N 451. Письмом от 31.07.2014 администрацией отказано в удовлетворении указанного заявления, так как оно принято в соответствии со ст. 60 Закона РСФСР от 06.07.1991 N 1550-I "О местном самоуправлении РСФСР", п. 2 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР", п. 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 06.07.1991 N 1551-1 "О порядке введения в действия Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2015 г. в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.
Кооператив обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил его отменить, а заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что: судом первой инстанции не был принят во внимание довод кооператива о превышении главой администрации Курганинского района полномочий при принятии оспариваемого постановления; суд пришел к необоснованному выводу о пропуске кооперативом срока на обжалование отказа в отмене постановления N 451.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили, были надлежащим образом извещены о времени и мете рассмотрения жалобы, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие представителей кооператива и администрации в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными актами в рамках дела N А32-27943/13, 18.02.1982 совхозу "Новоалексеевский" выдан государственный акт А-I N 246857 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5155,28 га в целях сельскохозяйственного использования.
Общим собранием работников совхоза "Новоалексеевский" от 07.02.1992 принято решение о приватизации совхоза путем преобразования в акционерное общество открытого типа. Уставный фонд акционерного общества формировался за счет неделимого фонда (основных и оборотных средств) и паевого фонда (средства коллектива), что отражено в приложении N 2 к плану приватизации.
Постановлением главы администрации Курганинского района от 22.12.1992 N 1023 зарегистрировано акционерное общество открытого типа (АООТ) "Новоалексеевское", учредителями которого выступили члены трудового коллектива совхоза "Новоалексеевский". В пункте 1.1 устава АООТ "Новоалексеевское" указано на правопреемство общества от совхоза "Новоалексеевское".
Преобразование совхоза в акционерное общество открытого типа (племенное предприятие по разведению свиней скороспелой мясной породы) было одобрено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, что следует из приказа N 254 от 28.09.1993.
В порядке приведения организационно-правовой формы общества в соответствие с ГК РФ, АООТ "Новоалексеевское" преобразовано в ЗАО "Новоалексеевское", что подтверждается постановлением главы местного самоуправления Курганинского района от 26.03.1998 N 316 и свидетельством о государственной регистрации N 316.
23.01.2007 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации СПК колхоз "Новоалексеевский", созданного путем реорганизации в форме преобразования ЗАО "Новоалексеевский".
По государственному акту А-I N 246857 за совхозом "Новоалексеевский" на праве постоянного (бессрочного) пользования был закреплен земельный участок площадью 5155,28 га.
По решению КИК от 29.11.1990 N 536 из указанного земельного участка 109 га земель передано Новоалексеевскому сельскому Совету.
До начала приватизации совхоза "Новоалексеевский" во исполнение постановления Президиума Верховного Совета и Совета Министров РСФСР "О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР" N 891-1 от 15.03.1991 решением исполнительного комитета Курганинского районного Совета народных депутатов от 16.10.1991 N 393 утверждены дополнительные площади специального земельного фонда в хозяйствах района для организации и ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, подсобных хозяйств. По совхозу "Новоалексеевский" данная площадь составила 423 га.
До завершения процесса приватизации совхоза "Новоалексеевский" главой администрации Курганинского района Краснодарского края принято постановление N 451 от 23.06.1992 о перераспределении земель в хозяйствах Курганинского района.
Указанным постановлением в фонд перераспределения района включены сельскохозяйственные угодья общей площадью 17887 га. По совхозу "Новоалексеевский" данная площадь составила 484 га.
При приватизации совхоза в коллективно-долевую собственность работников было передано 2285,99 га земли (791 человек наделены земельными паями в размере 2,89 га).
В последующем из состава земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование совхозу "Новоалексеевский", были сформированы земельные участки фонда перераспределения Краснодарского края общей площадью 390,2505 га (в том числе: земельный участок с кадастровым номером 23:16:10 03 000:0120 площадью 68,33 га земельный участок с кадастровым номером 23:16:10 03 000:0121 площадью 6,8182 га, земельные участки под лесополосами общей площадью 184,225 га и земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:1003002:0001 площадью 48 га и 23:16:1003002:0002 площадью 57,9 га.
Распоряжением главы муниципального образования Курганинский район от 12.09.2006 N 1430-р утвержден проект границ земельного участка площадью 21884008 кв. м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства), расположенного в границах ЗАО "Новоалексеевское" в кадастровом квартале 23:16:1003000.
10.11.2006 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 21884008 кв. м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенном относительно ориентира с почтовым адресом: Краснодарский край, Курганинский район, в границах ЗАО "Новоалексеевское" с присвоением кадастрового номера 23:16:1003000:40.
Постановлением администрации МО Курганинский район от 05.12.2012 г. N 2697 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:16:1003000" утверждена схема расположения земельных участков, находящихся в границах ЗАО "Новоалексеевское" площадями: 2453698 кв. м, 3326787 кв. м, 43326787 кв. м, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:16:1003000:40. На основании указанного постановления в государственный кадастр недвижимости 15.12.2012 г. внесены сведения о вновь образованных земельных участках с кадастровыми номерами 23:16:1003000:261 (площадью 3326787 кв. м), 23:16:1003000:262 (площадью 3326787 кв. м), 23:16:1003000:260 (площадью 2453698 кв. м); земельный участок с кадастровым номером 23:16:1003000:40, расположенный в границах ЗАО "Новоалексеевское" имеет площадь 12776450 кв. м.
На основании договоров аренды от 27.12.2012 администрацией земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:1003000:261, 23:16:1003000:262, 23:16:1003000:260 предоставлены в аренду соответственно Чернову А.М., Ковригину А.В. и Прокопенко А.Н.
Указанные договоры арены зарегистрированы в установленном порядке.
При рассмотрении дела N А32-27943/13 суды пришли к выводу, что оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
При таких обстоятельствах рассмотрение вопроса о признании права постоянного (бессрочного) пользования возможно лишь при проверке в судебном порядке существующего основания владения (гражданско-правовых сделок - договоров аренды).
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Получив отказ в удовлетворении требования о признании права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:1003000:260, 23:16:1003000:261, 23:16:1003000:262, кооператив, несмотря на разъяснение ему в судебных актах надлежащего способа защиты права, 10.07.2014 г. обратился с заявлением к главе администрации Курганинского района, в котором просил отменить постановление главы администрации Курганинского района Краснодарского края от 23.06.1992 N 451 "О перераспределении земель в хозяйствах Курганинского района" в части включения в фонд перераспределения Курганиского района сельскохозяйственных угодий по совхозу "Новоалексеевский" площадью 484 га.
Не согласившись с отказом в удовлетворении своего заявления, выраженного в письме администрации от 31.07.2014 г., кооператив обратился в суд с настоящими требованиями.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных кооперативом требований.
Заявителем в рамках настоящего дела предъявлены требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено право отмены или приостановления действия муниципальных правовых актов органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, содержать причины отмены и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Вместе с тем реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может нарушать права и законные интересы иных лиц.
Судом первой инстанции верно указано, что в результате принятия оспариваемого постановления наступили гражданско-правовые последствия в виде возникновения прав третьих лиц на земельные участки, включенные в фонд перераспределения. Как указано в решении от 04.04.2014 и постановлении Пятнадцатого арбитражного суда от 14.07.2014, довод кооператива о том, что постановление от 23.06.1992 N 451 не было реализовано, так как земельный участок оставался в пользовании совхоза, несостоятелен, на основании договоров аренды от 27.12.2012 администрацией земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:1003000:261, 23:16:1003000:262, 23:16:1003000:260 предоставлены в аренду соответственно Чернову А.М., Ковригину А.В. и Прокопенко А.Н. Договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о выборе заявителем ненадлежащего способа защиты права.
Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое заявителем постановление N 451 от 23.06.1992 г. было принято главой администрации Курганинского района с превышением полномочий ввиду отнесения вопроса о перераспределении земель к исключительной компетенции сельского совета народных депутатов в силу ст. 23 Земельного кодекса РСФРС (в редакции действовавшей в период издания спорного постановления).
Так, с момента издания Постановления Верховного Совета РСФСР от 21.08.1991 N 1626-1"О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР" в стране вводились должности глав краевых, областных, окружных администраций, как руководителей соответствующего исполнительного органа.
Глава администрации в крае, области, автономной области, автономном округе объявлялся правопреемником исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов.
Аналогичная организация власти одновременно устанавливалась и на местном уровне.
Так, в соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекратилась, их функции выполняла соответствующая местная администрация.
В п. 6 Указа N 1760 от 26.10.1993 г. было установлено, что главы местных администраций, назначенные или избранные до вступления в силу настоящего Указа, являются главами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 60 Закона РСФСР 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР", Инструкцией комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ "О порядке выдачи госактов на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного пользования землей" глава районной администрации на тот момент был наделен полномочиями по предоставлению, изъятию земельных участков в пределах черты района.
Таким образом, утверждение апеллянта о выходе главы администрации Курганинского района за пределы своих полномочий при принятии спорного постановления основаны на неверном понимании норм материального права.
Судебной коллегией отклоняется довод жалобы об ошибочности выводов суда о пропуске заявителем срока обжалования спорного постановления.
Пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативного правового акта является самостоятельным основанием для отказа в иске согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Судом первой инстанции правильно указано, что заявителем оспаривается постановление от 1992 года. О данном постановлении заявитель узнал в ходе рассмотрения дела N А32-27943/2013 (по крайней мере), решение по которому было постановлено 04.04.2014 г. В суд с настоящим заявлением кооператив обратился 19.08.2014 г., т.е. пропустив установленный процессуальным законом трехмесячный срок.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, по существу они сводятся к переоценке исследованных арбитражным судом доказательств и установленных по делу обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно применил нормы материального права в соответствии установленными по данному делу конкретными обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не допустил, поэтому решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 января 2015 года по делу N А32-30191/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30191/2014
Истец: Сельскохозяиственный производственный кооператив колхоз "Новоалексеевский", СПК колхоз "Новоалексеевский"
Ответчик: Администрация Муниципального образования Курганинский район
Третье лицо: Администрация МО Курганинский район