г. Киров |
|
18 мая 2015 г. |
Дело N А28-10911/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Сочнева Д.А., действующего на основании доверенности от 29.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области
на определение Арбитражного суда Кировской области от 19.01.2015 по делу N А28-10911/2014, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.,
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (ИНН 4345087480, ОГРН 1044316554655)
к муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию "Лянгасово" (ИНН 4345028565, ОГРН 1024301313838)
третьи лица: муниципальное образование "Город Киров" в лице Администрации города Кирова (ИНН 4348005534, ОГРН 1024301340238), открытое акционерное общество "Радуга" (ИНН 4346000570, ОГРН 1034316503385), федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" в лице Кировского филиала (ИНН 5260084347, ОГРН 1025203025792).
о взыскании 1 487 415 руб.,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (далее - истец, Управление, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию "Лянгасово" (далее - ответчик, МУМП "Лянгасово", предприятие) о взыскании (с учетом уточнения) 1 487 415 руб. вреда, причиненного водным объектам (реке Чернавка и ручью Безымянному) сбрасыванием сточных вод.
К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное образование "Город Киров" в лице Администрации города Кирова, открытое акционерное общество "Радуга", федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" в лице Кировского филиала.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 19.01.2015 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Управление с принятым определением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, основным видом деятельности ответчика является водоснабжение и водоотведение населенных пунктов, таким образом, заявленное истцом требование вытекает из осуществления предприятием хозяйственной деятельности, соответственно, оно подведомственно Арбитражному суду Кировской области.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласился, считает определение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
ОАО "Радуга" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что оно не является виновником превышения нормативов сбросов загрязняющих веществ, допущенных предприятием.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу", ОАО "Радуга" просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся материалам.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, и, заслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как определено в частях 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Из анализа вышеназванных норм права следует, что критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда является одновременное наличие таких оснований, как особый субъектный состав участников спора, а также экономический характер спора.
В силу статьи 76 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015), статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Применительно к положениям пункта 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Поскольку требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе перечисленных в пункте 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды, вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Как усматривается из имеющихся материалов дела, в том числе из искового заявления (Т.1, л.д.-6-13), иск предъявлен к ответчику о компенсации вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении им своей хозяйственной деятельности.
Иное из материалов дела не следует.
Таким образом, данный спор должен быть рассмотрен в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах суд необоснованно прекратил производство по делу, в связи с чем имеются основания для отмены обжалуемого определения и направлении вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 19.01.2015 по делу N А28-10911/2014 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10911/2014
Истец: Управление Росприроднадзора по Кировской области
Ответчик: МУМП "Лянгасово"
Третье лицо: Администрация города Кирова, ОАО "Радуга", ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу", ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" в лице Кировского филиала
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7556/15
20.07.2015 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-10911/14
18.05.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3386/15
19.01.2015 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-10911/14