г. Саратов |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А57-7171/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, (ИНН 6454101145, ОГРН 1106454003028)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "06" марта 2015 года по делу N А57-7171/2014, судья Землянникова В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис", г. Энгельс Саратовской области (ИНН 6449032249, ОГРН 1036404901720)
заинтересованные лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, (ИНН 6454101145, ОГРН 1106454003028),
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6455039436, ОГРН1056405504671),
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Энгельсский колледж профессиональных технологий", г. Энгельс Саратовской области,
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.
при участии в судебном заседании:
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - Сызранцева М.Н., действующая на основании доверенности от 26.12.2014 N 546д.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (далее - ООО "Теплосервис", заявитель) с заявлением, уточненном в порядке ст. 49 АПК РФ о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - управление), выразившихся в отказе, изложенном в письме N 02-179 от 17.01.2014 года, заключить с заявителем - ООО "Теплосервис" договор аренды земельного участка площадью 5515 кв.м. с кадастровым номером 64:50:011020:81, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пос. СХИ с разрешенным использованием "под незавершенный строительством многоквартирный жилой дом" сроком на 49 лет и обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в месячный срок подготовить проект договора аренды земельного участка площадью 5515 кв.м. с кадастровым номером 64:50:011020:81, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пос. СХИ с разрешенным использованием "под незавершенный строительством многоквартирный жилой дом" сроком на 49 лет и направить его ООО "Теплосервис".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2015 года заявленные требования общества удовлетворены.
Кроме того, с управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в пользу ООО "Теплосервис" взысканы судебные расходы в сумме 35 000 рублей.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный суд с жалобой, в которой просит отменить решение по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Энгельсский колледж профессиональных технологий", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" является собственником незавершенного строительством жилого многоквартирного дома, общей площадью застройки 1756 кв.м., степенью готовности 11%, литер Б, расположенного по адресу: Саратовская область, город Энгельс, ул. Студенческая, д. 186.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 64:50:011020:81, общей площадью 5515 кв.м., что подтверждается заключением кадастрового инженера (т. 1 л.д. 18), а также заключением экспертизы N 3326/1-3 от 26.11.2014 г. (т. 3 л.д. 131).
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 23/021/2014-5633 от 26.03.2014 г. (т. 1 л.д. 16) земельный участок с кадастровым номером 64:50:011020:81, общей площадью 5515 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, город Энгельс, пос. СХИ, находится в собственности Российской Федерации.
14.10.2013 ООО "Теплосервис" обратилось в управление с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 5515 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, город Энгельс, ул. Студенческая, д. 186.
17.01.2014 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области письмом N 02-179 ООО "Теплосервис" отказало в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Саратовской области "Энгельсский колледж профессиональных технологий".
Полагая, что решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, изложенное в письме от 17.01.2014 N 02-179, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Теплосервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 201 АПК РФ решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.
Согласно ч. 2 указанной статьи арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В силу указанных норм действующего законодательства покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
В подпункте 3 пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Таким образом, к ООО "Теплосервис" на основании государственной регистрации права собственности недвижимости перешло право постоянного пользования на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у предыдущего собственника.
В целях приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
В соответствии с пунктом 4 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", заявитель должен предоставить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
Материалами дела установлено, что ООО "Теплосервис" на основании договора купли - продажи объекта незавершенного строительства от 23.04.2008 г. приобрело у Вайс В.В. незавершенный строительством жилой многоквартирный дом, общая площадь застройки 1756 кв.м.
Право собственности на указанный объект зарегистрировано 10.09.2012 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 64-АГ N 684237.
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального образования Саратовской области N 2376 от 29.05.2001 года Государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования Энгельсский государственный профессионально-педагогический колледж в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок площадью 110632 кв.м.
Распоряжением Территориального управления ФАУГИ по Саратовской области N 304-р от 31.03.2009 года (т. 1 л.д. 41) земельный участок, являющийся собственностью Российской Федерации, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование ГОУ СПО "ЭГППК", общей площадью 110632 кв.м. разделён на два земельных участка: с кадастровым номером 64:50:011020:81, общей площадью 5515 кв.м., находящегося по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пос. СХИ; с кадастровым номером: 64:50:011020:82, общей площадью 105117 кв.м., находящегося по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пос. СХИ.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером 64:50:011020:81, общей площадью 5515 кв.м., находящегося по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пос. СХИ находится объект незавершенного строительства.
Довод апелляционной жалобы о превышении испрашиваемой площади земельного участка отклоняется апелляционным судом. Доказательств несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, занятого объектом незавершенного строительства управление суду не представило.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 следует, что согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
На спорном земельном участке, незавершённым строительством дом имеет площадь застройки 1756 кв.м., однако, степень готовности указанного здания составляет лишь 11%. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, о недоказанности управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области завышения обществом площади испрашиваемого участка. Податель жалобы не обосновал, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует нормативам, при том, что в материалы дела представлен градостроительный анализ территории по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, пос. СХИ, из которого следует, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка в размере 5515 кв.м. является минимально допустимой
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции правомерно обязал управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка и направлению обществу проекта договора аренды земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции полно исследовал обстоятельства дела, дал объективную оценку собранным по делу доказательствам, правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
Расходы за проведение экспертизы и уплату государственной пошлины суд обоснованно распределил в соответствии с положениями ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за счет стороны с чью пользу не состоялось решение суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "06" марта 2015 года по делу N А57-7171/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7171/2014
Истец: ООО "Теплосервис"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
Третье лицо: ГАПОУ СО "Энгельсский колледж профессиональных технологий", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Администрация Энгельсского МР, ООО "Городской центр геодезии и землеустройства", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1852/17
27.12.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7171/14
26.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27031/15
21.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3400/15
06.03.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-7171/14