г. Красноярск |
|
22 мая 2015 г. |
Дело N А33-23377/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Егоровой Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Енисейска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2015 года по делу N А33-23377/2014, принятое судьёй Ермаковой И.И.,
установил:
индивидуальный предприниматель Богданов Олег Анатольевич (ИНН 246305356476, ОГРН 313246820600071) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Енисейска Красноярского края (ИНН 2447002442, ОГРН 1022401277392), просит:
признать незаконным отказ Администрации г. Енисейска в предоставлении Богданову О.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010101:62, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3794 и обязать в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову О.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010101:62;
признать незаконным отказ Администрации г. Енисейска в предоставлении Богданову О.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010112:48, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3786 и обязать в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову О.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010112:48;
признать незаконным отказ Администрации г. Енисейска в предоставлении Богданову О.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010429:2, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3788 и обязать в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову О.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010429:2;
признать незаконным отказ Администрации г. Енисейска в предоставлении Богданову О.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010101:61, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3793 и обязать в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову О.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010101:61;
признать незаконным отказ Администрации г. Енисейска в предоставлении Богданову О.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010220:1, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3789 и обязать в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову О.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010220:1;
признать незаконным отказ Администрации г. Енисейска в предоставлении Богданову О.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3791 и обязать в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову О.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1.
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.04.2014 возбуждено производство по делу N А33-5274/2014.
Определением от 18.11.2014 из дела N А33-5274/2014 требования индивидуального предпринимателя Богданова Олега Анатольевича о признании незаконным отказа Администрации г. Енисейска в предоставлении Богданову О.А. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1, изложенного в письме от 25.12.2013 N 3791, обязании в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову О.А. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1, выделено в отдельное производство. Выделенному делу присвоен номер NА33-23377/2014.
Определением от 18.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2015 года заявление удовлетворено - признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Администрации города Енисейска об отказе в предоставлении Богданову Олегу Анатольевичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3791, Администрацию города Енисейска обязана в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову Олегу Анатольевичу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
Ответчик полагает, что здание котельной не используется истцом по своему назначению, поэтому для его эксплуатации не требуется участок площадью 3 194,69 кв. м., включающий площадку для складирования угля площадью 860 кв. м., а также площадку для строительства ЦТП N 4, площадью 1522 кв. м. Кроме того, на земельном участке расположены объекты недвижимости, оставшиеся в собственности ответчика, для эксплуатации которых спорный участок также необходим.
Ответчик обращает внимание суда на позицию Президиума ВАС РФ (постановление от 01.03.2011 N 13535/10), согласно которой факт формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, не является основанием для предоставления в собственность заявителя всего данного участка.
Устанавливая 14-дневный срок для направления проекта договора, суд первой инстанции не учел, что законом установлен месячный срок подготовки проекта.
В судебное заседание не явились и не направили своих представителей лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В отзыве Богданов О.А. указал, что решение законно и обоснованно, просит оставить его без изменения, указав, что сведения о наличии временных земельный участков не могут являться препятствием к предоставлению истцу земельного участка. Заявитель жалобы неправомерно ссылается на обстоятельства, которые не являлись основанием отказа. Поддержал мотивы удовлетворения иска, изложенные в решении.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
За Богдановым Олегом Анатольевичем 15.04.2013 зарегистрировано право собственности на здание, назначение: нежилое, общей площадью 246,2 кв.м., инвентарный номер 01: 10423:001018, литер В, В1, по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", (выписка из ЕГРП от 15.09.2014 N 01/253/2014-547).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.05.2014 N 24/14-370216 земельный участок с кадастровым номером 24:47:0010428:1, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 3 194,69 кв. м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (котельная), внесен в государственный кадастр недвижимости 10.04.2007.
Индивидуальный предприниматель Богданов Олег Анатольевич обратился в Администрацию г. Енисейска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", площадью 3 194,69 кв. м., кадастровый номер 24:47:0010428:1 для эксплуатации котельной, т.к на данном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю на праве собственности.
К заявлению приложены документы: свидетельство о регистрации, договор купли-продажи, паспорт, кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 25.12.2013 N 3791 администрация города Енисейска Красноярского края предложила заявителю оформить договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 24:47:0010248:249, площадью 813 кв.м. для эксплуатации нежилого здания (котельная), поскольку испрашиваемый земельный участок площадью 3194,69 кв.м. разделен в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" в соответствии с проектно-сметной документацией по объекту "Оптимизация системы теплоснабжения г. Енисейска. Магистральные тепловые сети котельной по ул. Доры Кваш", утвержденной постановлением администрации города Енисейска от 26.06.2013 N216-п "Об утверждении схемы теплоснабжения города Енисейска на период с 2013 по 2028 года", а также, что в предоставленных документах отсутствует возможность идентифицировать единство объекта капитального строительства - нежилого здания, принадлежащего заявителю на праве собственности и испрашиваемого земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "БАЗИС-ЗД" Гранкина С.Г. от 18.06.2014 в результате выноса на местность границ земельных участков и их сопоставление с расположенными на земельных участках объектами недвижимого имущества установлено, что на земельном участке площадью 3194,69 кв.м. с кадастровым номером 24:47:0010428:1 расположено здание "Котельная", имеющее адрес: г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А".
Распоряжением администрации города Енисейска от 18.04.2013 N 537-р земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 24:47:0010428:1, площадью 3195 кв.м., местоположение: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", с разрешенным использованием: для эксплуатации нежилого здания (котельная) разделен и образованы из него новые земельные участки, относящиеся к категории "земли населенных пунктов": с кадастровым номером 24:47:0010428:1ЗУ1, площадью 813 кв.м., почтовый адрес: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", с разрешенным использованием: для эксплуатации нежилого здания (котельная); с кадастровым номером 24:47:0010428:13У2, площадью 860 кв.м., почтовый адрес: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "Б", с разрешенным использованием: площадка для складирования угля; с кадастровым номером 24:47:0010428:13УЗ, площадью 1522 кв.м., почтовый адрес: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "В", с разрешенным использованием: для строительства ЦТП N 4.
Считая отказ Администрации г. Енисейска в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1, изложенный в письме от 25.12.2013 N 3791, не соответствующим закону и нарушающим права предпринимателя, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, в круг обстоятельств, подлежащих обязательной проверки судом при рассмотрении данной категории дел, входят обстоятельства наличия (отсутствия) у органа, принявшего оспариваемые ненормативный акт, решение, совершившего оспариваемые действия, соответствующих полномочий.
Предпринимателем оспаривается отказ администрации города Енисейска Красноярского края в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1, изложенный в письме от 25.12.2013 N 3791.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, администрация г. Енисейска является уполномоченным органом местного самоуправления по рассмотрению заявления предпринимателя о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1.
Как следует из положений статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оспаривании ненормативного правового акта, решения арбитражный суд оценивает на предмет соответствия закону, иным нормативным правовым актам основания, изложенные в оспариваемом акте, решении уполномоченного органа.
Согласно оспариваемому письму от 25.12.2013 N 3791 основаниями для отказа предпринимателю в предоставлении в собственность спорного земельного участка послужило то, что испрашиваемый земельный участок площадью 3194,69 кв.м. разделен в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" в соответствии с проектно-сметной документацией по объекту "Оптимизация системы теплоснабжения г. Енисейска. Магистральные тепловые сети котельной по ул. Доры Кваш", утвержденной постановлением администрации города Енисейска от 26.06.2013 N216-п "Об утверждении схемы теплоснабжения города Енисейска на период с 2013 по 2028 года", а в представленных документах отсутствует возможность идентифицировать единство объекта капитального строительства - нежилого здания, принадлежащего заявителю на праве собственности, и испрашиваемого земельного участка.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные основания для отказа предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка в собственность незаконными в силу следующего.
Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены земельным кодексом, федеральными законами (пункт 1).
В пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При рассмотрении настоящего дела администрацией заявлен довод о том, что спорный земельный участок не может быть предоставлен предпринимателю в заявленном размере, поскольку заявитель не использует здание в качестве котельной, не имеет потребности складировать уголь.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 земельного кодекса (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Однако указанные обстоятельства не были исследованы и указаны администрацией в качестве основания отказа в оспариваемом письме, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены, в связи с чем не подлежат оценке судом при рассмотрение настоящего дела.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Ответчик не представил доказательств резервирования земель для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, принятым в соответствии с пунктом 4 статьи 70.1. Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому апелляционный суд не принимает ссылку ответчика на постановление администрации города Енисейска от 26.06.2013 N216-п "Об утверждении схемы теплоснабжения города Енисейска на период с 2013 по 2028 года".
В оспариваемом отказе не было указано на наличие на земельном участке с кадастровым номером 24:47:0010428:1 объектов недвижимости, принадлежащих ответчику, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены, в связи с чем не подлежат оценке судом при рассмотрение настоящего дела.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из смысла указанной статьи следует, что обязанность по заключению договора аренды или купли-продажи земельного участка возложена на исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, то есть в рассматриваемом случае - на ответчика. При этом системный анализ пункта 4 статьи 28, пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден следующий Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее - Перечень):
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Пунктом 2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
К заявлению приложены документы: свидетельство о регистрации, договор купли-продажи, паспорт, кадастровый паспорт земельного участка.
При таких обстоятельствах, ссылка администрации в оспариваемом письме на то, что отсутствует возможность идентифицировать единство объекта недвижимости, принадлежащего предпринимателю на праве собственности, и спорного земельного участка, является необоснованной.
Непредставление предпринимателем предусмотренного пунктом 8 Перечня сообщения не указано администрацией в качестве основания отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом письме. Доводов о том, что на испрашиваемом земельном участке расположены еще какие-либо объекты недвижимости, администрацией не заявлено, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
По смыслу пункта 2 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 предусмотренное пунктом 8 Перечня сообщение может быть затребовано у заявителя уполномоченным органом при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
Административный регламент рассмотрения заявлений о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности МО г. Енисейск, утвержденный постановлением администрации г. Енисейска Красноярского края от 15.12.2010 N 361-п (далее - Административный регламент), предусматривает процедуру рассмотрения указанных заявлений.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Административного регламента основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются представление не в полном объеме документов, указанных в настоящем административном регламенте. В случае устранения оснований для приостановления предоставления государственной услуги государственная услуга предоставляется в порядке, установленном настоящим административным регламентом.
Пунктом 3.2 Административного регламента установлен порядок рассмотрения заявления. Исполнитель осуществляет рассмотрение заявления на предмет его соответствия действующему законодательству и устанавливает возможность рассмотрения заявления по существу (пункт 3.2.1). Исполнитель проверяет: полномочия заявителя, в том числе полномочия представителя заявителя; наличие документов, необходимых для рассмотрения заявления по существу; соответствие представленных документов требованиям законодательства (пункт 3.2.3). В случае если приложенные к заявлению документы не соответствуют требованиям законодательства по составу, форме или содержанию, исполнитель в течение 5 рабочих дней подготавливает уведомление заявителя о необходимости устранения выявленных замечаний или представления дополнительных документов, а также дополнительно вправе известить заявителя посредством телефонной связи. Рассмотрение заявления приостанавливается. В случае неустранения заявителем замечаний в течение 30 дней со дня регистрации уведомления в общем отделе Администрации исполнитель в течение 5 рабочих дней подготавливает отказ в рассмотрении заявления (пункт 3.2.4).
Пунктом 2.3.2 Административного регламента предусмотрено, что отказ в рассмотрении заявления осуществляется в случае неустранения оснований для приостановления рассмотрения заявления, а также в случае, если с заявлением обратилось лицо, которое не может быть заявителем в соответствии с настоящим административным регламентом.
В силу изложенных норм Административного регламента и приказА Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 у администрации имеется возможность приостановить рассмотрение заявления и затребовать у заявителя недостающие документы.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Административного регламента отказ в предоставлении земельного участка в собственность допускается в случае:
земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации;
федеральным законом установлен запрет на приватизацию земельного участка;
земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
заявленная цель использования земельного участка не соответствует его целевому назначению и (или) виду его разрешенного использования;
земельный участок предоставлен иному лицу;
а при предоставлении земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения также, если с заявлением обратились не все собственники расположенного на данном участке здания, строения, сооружения (зданий, строений, сооружений).
Пунктом 2.4.1 Административного регламента предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении в собственность земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие заявителю:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей;
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица - для юридических лиц;
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка;
копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Административного регламента предусмотрен порядок предоставления земельного участка для эксплуатации зданий, строений, сооружений. Исполнитель в течение 1 рабочего дня после установления возможности рассмотрения заявления по существу подготавливает запрос в Управление Росреестра с целью проведения проверки использования земельного участка и установления наличия на данном земельном участке только зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности заявителю (заявителям), а также установления относится ли земельный участок к землям общего пользования. Исполнитель осуществляет подготовку проекта распоряжения (постановления) главы администрации города о предоставлении земельного участка в собственность за плату и расчет цены выкупа земельного участка, являющийся приложением к проекту распоряжения (постановления) главы администрации города, или о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно при наличии оснований, предусмотренных законодательством, в срок не более 15 календарных дней с момента поступления к нему заявления, а в случае наличия замечаний к заявлению и/или приложенным к нему документам - в течение 3 рабочих дней со дня устранения заявителем замечаний.
В силу изложенного в полномочия администрации входит направление запроса в Управление Росреестра с целью проведения проверки использования земельного участка и установления наличия на данном земельном участке только зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности заявителю (заявителям), а также установления относится ли земельный участок к землям общего пользования.
Следовательно, в случае отсутствия у администрации возможности идентифицировать единство объекта капитального строительства - нежилого здания, общей площадью 246,2 кв.м., инвентарный номер 01:10423:001018, литер В, В1, по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", (выписка из ЕГРП от 15.09.2014 N 01/253/2014-547), принадлежащего предпринимателю на праве собственности, и спорного земельного участка, на основании представленных предпринимателем вместе с заявлением документов, как указано в оспариваемом письме, администрация имела возможность сделать соответствующий запрос в Управление Росреестра либо выехать на место расположения объекта недвижимости.
Кроме того, Перечень и Административный регламент не предусматривают представление вместе с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность документов, подтверждающих единство испрашиваемого земельного участка и объекта недвижимости; непредставление таких сведений не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. При этом, тот факт, что принадлежащее предпринимателю нежилое здание расположено на спорном земельном участке, не оспаривается администрацией в отзыве на заявление.
Необоснованный отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует последнему реализовать свое исключительное право, установленное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что в соответствии с требованиями действующего законодательства недопустимо.
С учетом изложенного, доводы администрации о том, что спорный земельный участок не мог быть предоставлен предпринимателю на момент принятия решения -25.12.2013, правомерно отклонены судом как необоснованные.
В письме от 25.12.2013 N 3791 ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок площадью 3194,69 кв.м. разделен в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края" в соответствии с проектно-сметной документацией по объекту "Оптимизация системы теплоснабжения г. Енисейска. Магистральные тепловые сети котельной по ул. Доры Кваш", утвержденной постановлением администрации города Енисейска от 26.06.2013 N216-п "Об утверждении схемы теплоснабжения города Енисейска на период с 2013 по 2028 года",
В материалы дела представлено Распоряжение администрации города Енисейска от 18.04.2013 N 537-р земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 24:47:0010428:1, площадью 3195 кв.м., местоположение: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", с разрешенным использованием: для эксплуатации нежилого здания (котельная) разделен и образованы из него новые земельные участки, относящиеся к категории "земли населенных пунктов": с кадастровым номером 24:47:0010428:1ЗУ1, площадью 813 кв.м., почтовый адрес: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "А", с разрешенным использованием: для эксплуатации нежилого здания (котельная); с кадастровым номером 24:47:0010428:13У2, площадью 860 кв.м., почтовый адрес: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "Б", с разрешенным использованием: площадка для складирования угля; с кадастровым номером 24:47:0010428:13УЗ, площадью 1522 кв.м., почтовый адрес: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Ванеева, 63 "В", с разрешенным использованием: для строительства ЦТП N 4.
Согласно кадастровым паспортам от 09.09.2014 N 24/14-629833, N24/14-629826, N24/14-629798 сведения о земельных участках с кадастровыми номерами
24:47:0010428:250 (площадью 1522 кв.м.), 24:47:0010428:249 (площадью 813 кв.м.),
24:47:0010428:251 (площадью 860 кв.м.) носят временный характер, дата истечения срока действия временного характера - 24.05.2018.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае: истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.
Образование земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 11.1 -11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее -постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В соответствии с частью 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (часть 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу этого, земельный участок с кадастровым номером 24:47:0010428:1 не переходит в раздел архивных, а остается самостоятельным объектом правоотношений, пока права на "временные" земельные участки, образованные в его границах, не будут зарегистрированы.
Администрация г. Енисейска не предоставила доказательств того, что на образованные в границах испрашиваемого земельного участка "временные" земельные участки зарегистрированы вещные или обязательные права.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:47:0010428:1 сохранился как объект гражданских прав; соответствующие доводы Администрации г. Енисейска не верны.
Таким образом, решение администрации г. Енисейска, изложенное в письме от 25.12.2013 N 3791, об отказе в предоставлении Богданову Олегу Анатольевичу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1, является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя на предоставление спорного земельного участка в собственность в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции посчитал возможным обязать Администрацию города Енисейска в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить Богданову Олегу Анатольевичу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:47:0010428:1. Апелляционный суд полагает, что установленный судом срок является достаточным для направления проекта договора. Довод о том, что законом установлен месячный срок подготовки проекта, подлежит отклонению, так как данный срок установлен для правомерного поведения ответчика в досудебном порядке, что не тождественно сроку, установленного судом для исполнения решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2015 года по делу N А33-23377/2014 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2015 года по делу N А33-23377/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-23377/2014
Истец: БОГДАНОВ ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ
Ответчик: Администрация города Енисейска Красноярского края
Третье лицо: Управление Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ Федеральная кадастровая палата