г. Хабаровск |
|
22 мая 2015 г. |
А37-1989/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания": Панчешин Р.А., представитель по доверенности от 01.01.2015 N 11;
от Департамента цен и тарифов Магаданской области: Сванидзе Д.Г., представитель по доверенности от 18.05.2015 N 1300; Калинин Р.В., представитель по доверенности от 18.05.2015 N 1299;
от Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": Мурашкин А.В., представитель по доверенности от 27.12.2014 N 250; Шамайко А.В., представитель по доверенности от 15.05.2015 N 68.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента цен и тарифов Магаданской области
на решение от 11.03.2015
по делу N А37-1989/2014
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Адаркиной Е.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"
к Департаменту цен и тарифов Магаданской области
о признании недействительным приказа N 23-1/э от 22.07.2014
третьи лица открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (далее - Общество, ОАО "ДВЭУК") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Департаменту цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент) о признании недействительным приказа N 23-1/э от 22.07.2014.
Решением от 11.03.2015 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго") поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Департамент цен и тарифов Магаданской области согласно постановлению администрации Магаданской области от 25.01.2007 года N 12-па "О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области" является уполномоченным органом по государственному регулированию цен (тарифов), надбавок на продукцию, товары (работы, услуги) и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за их применением на территории Магаданской области.
Материалами дела установлено, что ОАО "Магаданэнерго" обратилось с заявлением от 30.05.2014 N ВМ/1-1782 в Департамент для установления платы за технологическое присоединение ВЛ-220 кВ "Оротукан-Палатка-Центральная" ОАО "ДВЭУК" по индивидуальному проекту к электрическим сетям ОАО "Магаданэнерго", предусматривающее строительство заходов на ОРУ 220 кВ ПС "Оротукан", ПС "Центральная" и ПС "Палатка" на сумму 2 370 368,062 тыс. руб. (Дело N 36 от 09.07.2014).
Расчёт платы за технологическое присоединение осуществлялся по индивидуальному проекту с учётом особенностей, указанных в Методических указаниях и в Правилах N 861.
В соответствии с требованиями Правил N 861 ОАО "Магаданэнерго" представило: проект договора с индивидуальными техническими условиями; ведомости сметной стоимости строительства заходов В Л 220 кВ на каждую подстанцию: ПС "Оротукан", ПС "Центральная", ПС "Палатка", в том числе с распределением затрат, включаемых в плату за технологическое присоединение и в тариф на передачу электрической энергии; расчёт необходимой валовой выручки по технологическому присоединению; расходы на строительство заходов на ОРУ 220 кВ ПС "Оротукан", ПС "Центральная" и ПС "Палатка" в соответствии с Приложением N 1 Методических указаний и распределением затрат, включаемых в плату за технологическое присоединение и в тариф на передачу электрической энергии.
После произведённой корректировки стоимости мероприятий по технологическому присоединению ВЛ-220 кВ "Оротукан-Палатка-Центральная" и исключением Департаментом из затрат суммы в размере 9 700,13 тыс. руб., плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ОАО "Магаданэнерго" составила в сумме 2 360 667,93 тыс.руб. (без НДС) с распределением реализации мероприятий по присоединению за счёт платы - 1 922 650,35 тыс. руб. и за счёт тарифа на передачу электрической энергии - 438 017,58 тыс. руб.
По результатам заседания правления принят приказ от 22.07.2014 N 23-1/э Об установлении платы за технологическое присоединение ВЛ-220 кВ "Оротукан - Палатка - Центральная" к электрическим сетям ОАО "Магаданэнерго" по индивидуальному проекту. В соответствии с приложением N 1 к указанному приказу плата за технологическое присоединение состоит из расходов на строительство центров питания, подстанций классом 35 кВ и выше.
Несогласие ОАО "ДВЭУК" с вышеуказанным приказом явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, совершения оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействий) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу положений части 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию и определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Размер платы определяется исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. При отсутствии у сетевой организации технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту.
Если присоединение требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включённого в инвестиционные программы, сетевая организация обращается в регулирующий орган с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, приложив расчёт необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных, выполненного в соответствии с Методическими указаниями, с учётом указанных норм в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, установленных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика и третьего лица о пропуске заявителем трёхмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, в соответствии с которой заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 30.4. Правил N 861 сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
Материалами дела установлено, что оспариваемый приказ 01.10.2014 направлен ОАО "Магаданэнерго" в адрес ОАО "ДВЭУК" и получен 02.10.2014.
Кроме того, оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом, соответственно, не требует официального опубликования, в тоже время, даже с учётом опубликования оспариваемого приказа в газете "Магаданская правда" от 05.08.2014, срок обжалования, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что включенные в плату за технологическое присоединение расходы фактически являются инвестиционной составляющей, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения. В соответствии с пунктом 4 Правил N 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с названными Правилами.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктами 28 - 33.1 Правил N 861 установлены критерии наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения, из которых следует, что при отсутствии технической возможности присоединения к энергоснабжению сетевая организация обязана обратиться в государственный орган ценообразования для определения размера платы за присоединение по индивидуальному проекту.
Согласно подпункту "д" пункта 16 Правил N 861 размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является одним из существенных условий договора технологического присоединения (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III указанных Правил).
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 Закона об электроэнергетике, в состав платы за услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети включаются: средства, компенсирующие собственные расходы организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оказание таких услуг (экономически обоснованные затраты на их оказание, а также прибыль, обеспечивающая экономически обоснованную доходность капитала, используемого при оказании таких услуг); сумма, которая обеспечивает возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав, и которая уменьшена на сумму текущих расходов организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на эксплуатацию указанных объектов.
Из положений части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике следует, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтённых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтённых при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Методических указаний, утверждённых Приказом ФСТ России от 30.11.2010 N 365-э/5, инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя, включающие стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 12 Методических указаний, кроме стоимости выполнения технических условий сетевой организации в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
Для расчёта размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих мероприятий:
а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) выполнение технических условий сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
г) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
д) осмотр (обследование) присоединяемых Устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и Заявителя);
е) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
По указанным мероприятиям сетевая организация представляет калькуляцию согласно Приложению N 2.
Из материалов дела следует, что согласно представленным Обществом в Департамент индивидуальными техническим условиям технологического присоединения, основными мероприятиями по индивидуальному проекту являлось строительство линейных ячеек для подключения ВЛ, а также комплекс строительно- монтажных работ по интеграции их в существующий технологический комплекс подстанций.
По мнению ответчика и третьего лица, мероприятия по установке (строительству) ячеек в ТП являются мероприятиями по строительству объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики и относятся к мероприятиям по строительству "последней мили", в связи с чем, в силу положений абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, мероприятия по установке (строительстве) ячеек должны быть включены в состав платы за технологическое присоединение.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что указанный вывод противоречит положениям абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике и положениям пунктов 9 - 11 Методических указаний, согласно которым в состав платы за технологическое присоединение с 1 января 2011 года включаются исключительно мероприятия по строительству объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. В указанных нормах отсутствует указание на возможность включения в состав платы за технологическое присоединение каких-либо мероприятий, осуществляемых на существующем объекте электросетевого хозяйства, даже если эти мероприятия необходимы для осуществления присоединения строящихся объектов.
Суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ вышеуказанных норм, с учетом утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", правомерно пришел к выводу, что любые мероприятия, осуществляемые на существующих объектах электросетевого хозяйства, действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры.
В силу норм статьи 23.2 Закона об электроэнергетике, пунктов 10, 11, 12 Методических указаний, расходы, связанные с такой реконструкцией относятся к инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, при этом фактическое отсутствие данных затрат в инвестиционной программе ОАО "Магаданэнерго" на 2013-2015 годы, не изменяет статуса этих затрат как "инвестиционной составляющей", поскольку в таком случае сетевая организация в произвольном порядке может изменять состав расходов перенося их либо в состав платы за технологическое присоединение, либо в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии, что не соответствовало бы вышеуказанным нормам.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике договор технологического присоединения является публичным для сетевой организации, и на сетевую организацию, как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения, возложена обязанность по осуществлению мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к ней заявителя.
Таким образом, на ОАО "Магаданэнерго" как на сетевую организацию указанными нормами Закона об электроэнергетике возложена обязанность по созданию технической возможности технологического присоединения любого обратившегося к ней заявителя. Мероприятия, связанные с установкой (строительством) ячеек в трансформаторных подстанциях, которые по своему предназначению являются оборудованием, необходимым для осуществления физического присоединения линий электропередач присоединяемых объектов к электрической подстанции, то есть фактической возможности технологического присоединения любого обратившегося к сетевой организации заявителя, должны быть включены в инвестиционную программу ОАО "Магаданэнерго" и в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что мероприятия по установке (строительству) ячеек в распределительном устройстве не относятся к мероприятиям по строительству объектов электросетевого хозяйства, поскольку ячейка (камера) электрической подстанции является частью электрической подстанции, что и не отрицается ответчиком и третьим лицом, следовательно, независимо от того, подпадают ли мероприятия по установке ячеек под понятие "развитие", "усиление", "расширение" существующей электросети, данные мероприятия в силу указанных выше норм права не могут быть включены в плату за технологическое присоединение, поскольку не являются расходами на строительство объектов электросетевого хозяйства.
При этом, представленное заявителем заключение государственной экспертизы от 13.12.2012 МОГАУ "Управления государственной экспертизы" также подтверждает вышеуказанные выводы о фактической реконструкции и расширении ПС 220 кВ "Оротукан", "Палатка", "Центральная", которые фактически относятся к мероприятиям, связанным с усилением существующей сети.
Как было указано ранее, в силу положений абзаца 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике и пунктов 9 - 11 Методических указаний с 1 января 2011 года какие-либо мероприятия, осуществляемые на существующем объекте электросетевого хозяйства, являются развитием (усилением) существующей инфраструктуры (существующей электрической сети), и расходы на их осуществление не могут быть учтены в составе платы за технологическое присоединение.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал приказ Департамента от 22.07.2014 N 23-1/э недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.
Судебные расходы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены на Департамент.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 11.03.2015 по делу N А37-1989/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1989/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"
Ответчик: Департамент цен и тарифов Магаданской области
Третье лицо: ОАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго", Краевская Нина Андреевна