г. Киров |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А31-12661/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.02.2015 по делу N А31-12661/2014, принятое судом в составе судьи Трубниковой Е.Ю.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания"
(ИНН: 4401149534, ОГРН: 1144401001667)
к закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Костромской Дом"
(ИНН: 4401127160, ОГРН: 1114401004255)
об обязании передать техническую документацию,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - истец, ООО "ЖЭК") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Управляющая компания "Костромской Дом" (далее - ответчик, ЗАО "УК "Костромской Дом") об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Титова, д. 13.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.02.2015 исковые требования удовлетворены частично: ЗАО "УК "Костромской Дом" обязано передать ООО "ЖЭК" техническую документацию на многоквартирный дом N 13 по ул. Титова г. Костромы, а именно: план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи дома; акты приемки жилого дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление), сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик считает, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи дома; акты приемки жилого дома от строительных организаций; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения, исполнительные чертежи контуров заземления; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт в состав технической документации, подлежащей передаче при расторжении договора, не входят в перечень технической документации, обязательной для передачи вновь избранной управляющей компании. Ответчик указывает, что в ведение управляющей организации не входит документация - кадастровый план (карта) земельного участка. Также ответчик считает, что решение суда в части обязания передать акт приемки дома от строительной организации неисполнимо, поскольку ЗАО "УК "Костромской Дом" принимало многоквартирный дом не от застройщика, а от иной управляющей организации.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался частями 3, 9 статьи 161, частями 1, 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 24, 26, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктами 1.5.1, 5.5.12, 5.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, учитывал позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, и исходил из того, что ответчик должен иметь и передать истцу истребуемую документацию.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 161 Кодекса способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 Кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 8.2 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пунктам 18 - 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Кроме того, пунктами 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), предусмотрено, что в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе, план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят, в том числе, сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Кострома, ул. Титова, д. 13, на общем собрании 10.08.2014 приняли решение о расторжении договора управления с управляющей организацией ЗАО "УК "Костромской Дом" и выборе в качестве управляющей организации ООО "ЖЭК" с 10.09.2014 (листы дела 12-14).
Суд первой инстанции правомерно установил факт прекращения договора управления с ответчиком в результате одностороннего отказа собственников помещений многоквартирного дома и избрания ими в качестве управляющей организации истца.
Учитывая изложенное ООО "ЖЭК", будучи выбранным в качестве управляющей организации в отношении многоквартирного дома, приобрело право на получение от ответчика спорной документации.
Собственники помещений многоквартирного дома направили ЗАО "УК "Костромской Дом" уведомление о расторжении договора на управление домом между собственниками помещений и ЗАО "УК "Костромской Дом" с 10.09.2014 и передаче технической документации на дом и иных связанных с управлением домом документов.
Порядок уведомления ответчика о расторжении договора соблюден.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Ответчик требование о передаче документов не исполнил.
Доводы ответчика о том, что в состав технической документации, предусмотренной Правилами N 491, не входят истребуемые истцом документы, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в силу пункта 10 статьи 162 Кодекса передаче подлежит не только техническая документация на многоквартирный дом, но и связанные с управлением таким домом документы. Доказательств того, что истребуемые истцом документы не связаны с управлением домом, ответчик не представил.
Истребуемые истцом документы полностью соответствуют указанному в нормах права перечню технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Довод ответчика о том, что в ведение управляющей организации не входит документация - кадастровый план (карта) земельного участка, подлежат отклонению, поскольку пунктом 26 Правил N 491 данный документ включен в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Доводы ответчика о том, что решение суда в части обязания передать акт приемки дома от строительной организации неисполнимо, поскольку ЗАО "УК "Костромской Дом" принимало многоквартирный дом не от застройщика, а от иной управляющей организации, ссылка на акт приема-передачи технической документации от 01.08.2012, подписанный с ООО "УК "Березовая роща", судом апелляционной инстанции не принимаются.
Согласно пункту 1.5.1 Правил N 170 акты приемки жилых домов от строительных организаций входят в состав технической документации длительного хранения.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности; в случае утраты документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, в случае предъявления новой управляющей организацией требования о передаче технической документации предшествующая управляющая организация обязана ее передать, а при ее отсутствии восстановить за свой счет.
Ссылка ответчика на акт приема-передачи от 08.10.2014, согласно которому ЗАО "УК "Костромской Дом" передало ООО "ЖЭК" копию технического паспорта готовности дома (лист дела 15), подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о том, что ответчик исполнил свои обязательства по передаче технической документации на многоквартирный дом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об обязании ответчика передать указанную техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Титова, д. 13.
Решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 13.02.2015 по делу N А31-12661/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-12661/2014
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
Ответчик: ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом"
Третье лицо: ЗАО УК "Костромской Дом"