г. Москва |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А41-32241/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца - Медянцева О.П., по доверенности от 29.12.2014 N 5,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2014 года по делу N А41-32241/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Авангард-Центр" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N22 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, администрация Одинцовского муниципального района, Правительство Московской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Авангард-Центр" (далее - ЗАО "Авангард-Центр", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) с требованиями:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040603:0001, площадью 77000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, в районе с.Успенское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, равной его рыночной стоимости земельного участка с 01.01.2014 в размере 393 460 577 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка стоимость 1 кв.м в размере 5 109 рублей 88 копеек;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040648:0002, площадью 8000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, в районе с.Успенское, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, равной его рыночной стоимости земельного участка с 01.01.2014 в размере 45 468 307 рублей, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - рыночную стоимость 1 кв.м в размере 5 683 рублей 54 копеек.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, администрация Одинцовского муниципального района, Правительство Московской области.
Решением от 28 ноября 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы Министерство имущественных отношений Московской области указывает, что спорный земельный участок не может быть отчужден собственником участка на открытом рынке в условиях конкуренции, поскольку в силу пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки. Истец также не вправе продать арендованный им участок, поскольку последний ему не принадлежит на праве собственности. Таким образом, в отношении спорного участка имеют место определенные законом обстоятельства, исключающие его продажу на открытом рынке в условиях конкуренции. Поскольку правовой режим спорного участка исключает его свободное обращение на рынке в условиях конкуренции, следовательно, неправомерно установление рыночной стоимости для этого участка. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной - есть распоряжение земельным участком, поэтому истец не правомочен осуществлять такие действия. Кроме того, изменение кадастровой стоимости в сторону уменьшения ущемит права и законные интересы органа местного самоуправления - арендодателя. Истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости муниципального земельного участка, что вытекает из требований статьи 10 Закона об оценке. Вместе с тем, размер арендной платы не нарушает права и законные интересы истца ввиду того, что арендатор, заключая договор аренды, соглашается со всеми условиями данного договора и волен не заключать такой договор в случае, если какие-либо условия договора являются для него неприемлемыми (принцип свободы договора). В представленных заключениях эксперта N 14-0051/1-3 и N 14-0051/2-3 от 30.10.2014 имеются существенные нарушения норм Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Считает, что общество, являясь арендатором, а не собственником земельного участка, не вправе в судебном порядке оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, закрытое акционерное общество "Авангард-Центр" является арендатором земельного участка общей площадью 8000 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для жилищного строительства, с кадастровым номером 50:20:0040648:0002, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, в районе с.Успенское, на основании договора аренды земельного участка N 2258 от 29.07.2008, заключенного с Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской пасти"; земельного участка общей площадью 77000 кв.м, категория земли: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для жилищного строительства, с кадастровым номером 50:20:00406 03:0001, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Успенское, в районе с.Успенское на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 21057-Z от 31.08.2004, заключенного с Министерством имущественных отношений по Московской области, права арендодателя впоследствии были переданы Муниципальному образованию "Одинцовский муниципальный район Московской области" на основании дополнительного соглашения N 2 от 07.07.2009.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Московской области осуществлена по состоянию на 01.01.2013.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Московской области утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области".
В результате государственной кадастровой оценки земель установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:00406 03:0001 в размере - 1 142 954 890 рублей, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040648:0002 в размере - 118 748 560 рублей.
Истец, считая, что кадастровая стоимость земельных участков в кадастровых документах установлена неверно и существенно превышает их рыночную стоимость, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Порядок государственной кадастровой оценки земель установлен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абзац 27).
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 913/11, от 15 декабря 2011 года N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В 2013 году на территории Московской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель, в том числе земель категории "земли населенных пунктов", по состоянию на 01.01.2013.
Результаты государственной кадастровой оценки земель Московской области, относящихся к категории "земли населенных пунктов", утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - Распоряжение N 566-РМ).
Данное распоряжение вступило в силу с момента размещения (опубликования) его текста и вступило в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2014.
В соответствии с Распоряжением N 566-РМ кадастровая стоимость земельных участков установлена: для участка с кадастровым номером 50:20:0040648:0002 - в размере 118 748 560 рублей, для участка с кадастровым номером 50:20:0040603:0001 - в размере 1 142 954 890 рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - закон N 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Статьей 13 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В материалы дела представлены отчеты, подготовленные независимым оценщиком ООО "Мелиор Бизнес Консалтинг", в соответствии с которыми рыночная стоимость участков составила соответственно 45 360 000 рублей (участок с кадастровым номером 50:20:0040648:0002) и 438 100 000 рублей (участок с кадастровым номером 50:20:0040648:0001), что значительно ниже, чем их кадастровая стоимость.
Определением от 07.10.2014 судом первой инстанции по рассматриваемому делу была назначена экспертиза оценки рыночной стоимости спорных земельных участков с определением даты, на которую участки должны оцениваться (дату их оценки) - 01.01.2013, с поручением ее проведения экспертной организации ООО "БизнесПартнер-Групп".
Заключениями экспертизы N 14-0051/1-3, N14-0051/2-3 от 30.10.2014 установлена рыночная стоимость спорных земельных участков и их удельный показатель кадастровой стоимости на дату оценки - 01.01.2013.
Согласно экспертным заключениям, рыночная стоимость земельных участков составила: участка с кадастровым номером 50:20:0040603:2 - 45 468 307 рублей, удельный показатель 5 683 рубля 54 копейки за 1 кв.м; участка с кадастровым номером 50:20:0040603:1 - 393 460 577 рублей, удельный показатель 5 109 рублей 88 копеек за 1 кв.м.
Представленные заключения экспертизы составлены по результатам изучения материалов дела, основано на анализе качественных и количественных характеристик объектов оценки (место нахождения, категории земель, разрешенного использования, транспортная доступность, обременения и ограничения и т.д.), экономических факторов, в частности, земельного рынка на территории Одинцовского района Московской области.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии данных заключений требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о недостоверности выводов экспертных заключений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, Постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А74-4866/2011. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, истец просит установить кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2013.
Учитывая выводы экспертных заключений N 14-0051/1-3, N14-0051/2-3 от 30.10.2014 о том, что по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040603:2 составляет 45 468 307 рублей, удельный показатель 5 683 рубля 54 копейки за 1 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0040603:1 - 393 460 577 рублей, удельный показатель 5 109 рублей 88 копеек за 1 кв.м, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования об установлении кадастровой стоимости.
Довод Минимущества об отсутствии у истца права на настоящий иск, поскольку истец является арендатором, а не собственником спорных земельных участков, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Истец, являясь арендатором земельного участка, осуществляет права его собственника (статья 41 ЗК РФ). Как правообладатель участка истец имеет право на обращение с данным иском. Кроме того, истец как плательщик арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельных участков, также имеет право на подачу иска как лицо, права которого нарушены необоснованным размером их кадастровой стоимости, ее значительным превышением по отношению к их рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По смыслу данной статьи арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 11.02.2014 N 13839/13, помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.
Таким образом, истец, являясь арендатором спорных земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере их действительной рыночной стоимости. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Министерства имущественных отношений Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.11.2014 по делу N А41-32241/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32241/2014
Истец: ЗАО "Авангард-Центр"
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района, Администрация сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФРС по МО