Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2015 г. N Ф05-11801/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А41-22701/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-22701/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к ООО "ИнвестСтройРегион",
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "ИнвестСтройРегион" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2014 г. в размере 991 746 руб. 49 коп. и пени за период с 16.06.2012 г. по 31.03.2014 г. в размере 95 742 руб. 77 коп., а всего 1 087 489 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2014 года по делу N А41-22701/14 требования Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района удовлетворены в части. Суд решил: взыскать с ООО "ИнвестСтройРегион" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области задолженность по арендной плате по договору аренды N 4765 от 16.04.2012 за период с 01.01.2013 по 31.03.2014 в размере 46 193 руб. 18 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик представил в материалы дела письменные пояснения, в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее соответственно.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.03.2012 г. N 531 ООО "ИнвестСтройРегион" для строительства муниципального жилого дома N 1 был предоставлен в аренду земельный участок площадью 712+/-9 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0030103:57, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Маршала Бирюзова, 2А.
Во исполнение Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.03.2012 N 531 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ООО "ИнвестСтройРегион" был заключен договор от 16.04.2012 N 4765 аренду вышеуказанного земельного участка.
Договор аренды был заключен сроком на 3 года: с 16.04.2012 года по 15.04.2015 года.
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области, регистрационная запись N 50-50-20/030/2012-045 от 19.06.2012.
При заключении договора аренды в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 договора ООО "ИнвестСтройРегион" приняло на себя обязательство ежеквартально до 15-го числа последнего месяца текущего квартала включительно вносить арендную плату за пользование земельным участком. Расчет арендной платы определен в Приложении N 2 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора. Согласно Приложению N 2 к договору аренды, размер арендной платы на момент подписания договора составлял 37 686 руб. 16 коп. в год, 9 421 руб. 54 коп в квартал.
Как следует из Приложения N 2 к договору аренды земельного участка N 4765, расчет арендной платы определяется в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Пунктом 3.5 Договора определено, что размер арендной платы изменяется в зависимости от изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы, коэффициентов к ним, перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также в иных случаях, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления.
Размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате Арендатором в каждом случае, установленном в пункте 3.5 Приложения без согласования с Арендодателем и без внесения изменений или дополнений в договор путем направления соответствующего уведомления Арендатору.
Законом Московской области от 26.12.2012 N 220/2012-ОЗ в Закон Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" были внесены изменения. В частности, часть 13.1 статьи 14 была признана утратившей силу. В связи с чем, по мнению Истца, данные изменения подлежали применению для определения арендной платы с 01.01.2013 г.
Уведомлением от 20.06.2013 г. N 7.1.18/1842 Истец уведомил Ответчика об изменении размера арендной платы с 01.01.2013 года. Согласно уведомлению, размер арендной платы стал составлять 203 698 руб. 27 коп. в квартал.
Законом Московской области от 02.10.2013 N 116/2013-ОЗ в Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" были внесены изменения. В связи с чем, по мнению Истца, подлежали применению для определения арендной платы с 01.01.2014 года.
Уведомлением от 05.02.2014 года N 7.1.18/263/2 Истец уведомил Ответчика об изменении размера арендной платы с 01.01.2014. Согласно уведомлению, размер арендной платы стал составлять 224 061 руб. 10 коп. в квартал.
Таким образом, по мнению истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.01.2013 по 31.03.2014 составляет 991 746 руб. 49 коп.
В связи с изложенным, Комитет обратился с рассматриваемым иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части суд первой инстанции исходил из правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, в случае применения сторонами методики расчета, предусмотренной Законом Московской области N 23/96-ЩЗ от 07.06.1996 г., арендная плата по Договору аренды земельного участка N 2443 от 02.02.2009 г., за указанный период должна быть рассчитана на основании Абз.8. п. 15. ст.3 Закона из расчета не менее 5% от кадастровой стоимости определенной 30.05.2012.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что расчет задолженности, в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" противоречит постановлению Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Меду тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Правила определения размера арендной платы, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно п.п. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется, в частности, такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 по делу N А41-21755/14, а также Определении Верховного суда от 01.04.2015 N 305-ЭС15-1555.
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Апелляционным судом проверен расчет основной задолженности ООО "ИнвестСтройРегион" по арендной плате, образовавшейся у него ввиду ненадлежащего исполнения обязательств по договору аренды, а также пени и признан обоснованным, подтвержденным представленными в дело доказательствами.
Расчет общей суммы задолженности подтвержден данными, содержащимися в представленной в материалы дела копии лицевого счета.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2014 года по делу N А41-22701/14 отменить. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ООО "ИнвестСтройРегион" 991 746 руб. 49 коп. задолженности и 95 742 руб. 77 коп. пени в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района Московской области.
Взыскать с ООО "ИнвестСтройРегион" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе и по иску в размере 26 875 руб.
Председательствующий |
Н.А. Огурцов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22701/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2015 г. N Ф05-11801/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района
Ответчик: ООО "ИнвестСтройРегион"