г. Ессентуки |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А61-75/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Погосовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа"
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.05.2014 по делу N А61-75/2012 (под председательством судьи Баскаевой Т.С.),
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778)
к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготранс" (ОГРН 1081515000764),
третьи лица: Региональная служба по тарифам РСО-Алания, открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго",
о взыскании 21 948 820 руб. 23 коп. (с учетом уточнений),
при участии в заседании представителей:
от ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа": представитель Сикоев М.М. по доверенности от 13.01.2015;
от ООО "Энерготранс": представитель Цалиева И.Ю. по доверенности от 01.04.2015,
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - компания, ОАО "МРСК Северного Кавказа") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготранс" (далее - общество, ООО "Энерготранс") о взыскании 21 948 820, 23 рублей задолженности по оплате стоимости услуг по передаче электрической энергии за период с марта 2011 по июнь 2011 года (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Региональная служба по тарифам РСО-Алания, открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Севкавказэнерго".
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.05.2014 в иске отказано. Суд пришел к выводу, что стоимость услуг по передаче электрической энергии не может быть установлена, поскольку индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии, предназначенный для расчетов между парой сетевых организаций - истцом и ответчиком, не устанавливался. Тарифная выручка ответчика, учтенная при установлении котлового тарифа, не учитывала расходы на услуги по передаче энергии, оказанные истцом, поскольку договор на услуги по передаче электроэнергии между истцом и ответчиком не заключен; индивидуальный тариф на услуги по передаче между парой смежных сетевых организаций (истцом и ответчиком) не устанавливался. Размер неосновательного обогащения истцом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.
В апелляционной жалобе компания просит решение суда от 20.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора. Полагает, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы для определения стоимости оказанных услуг по передаче 1 кВт-ч электрической энергии, подлежащей применению во взаиморасчетах между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ООО "Энерготранс" за период с 01.03.2011 по 01.06.2011.
В отзыве на жалобу ООО "Энерготранс" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, как законный и обоснованный.
Определением от 13.10.2014 по ходатайству истца с целью определения индивидуального тарифа на услуги по передаче энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями назначалась судебно-бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 10.04.2015 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом рассмотрено и отклонено ходатайство о вызове эксперта для дачи пояснений по экспертному заключению, так как представителем компании заявленное ходатайство не мотивировано.
В судебном заседании представители сторон настаивали на письменных позициях, имеющихся в материалах дела.
Иные лица, участвующие деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отложения судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей компании и общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "МРСК СК" и ООО "Энерготранс" являются смежными сетевыми организациями, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим им электрическим сетям.
ОАО "МРСК СК", полагая, что является исполнителем услуг по передаче электрической энергии по отношению к ООО "Энерготранс", обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения за период с период с 01.03.2011 по 01.06.2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Пункт 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), устанавливает обязанности по договору смежных сетевых организаций предоставления услуг по передаче электрической энергии и оплаты этих услуг и (или) осуществления встречного предоставления услуг по передаче электрической энергии.
В силу подпункта "г" пункта 41 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что смежные сетевые организации одновременно являются исполнителями и потребителями услуг по передаче электрической энергии и, следовательно, несут встречные обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, действующим в спорный период, утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которые определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги (пункт 1 Основ ценообразования).
В методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом от 06.08.2004 N 20-э/2, установлено, что при расчете тарифа на передачу электрической энергии используется баланс электрической энергии.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, являющихся приложением к Приказу Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Порядок установления и расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии регламентирован пунктом 52 Методических указаний.
В силу пункта 52 Методических рекомендаций N 20-э/2 необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Таким образом, анализ изложенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями служат обеспечением необходимой валовой выручки каждой сетевой организации, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия-Алания на соответствующий период регулирования.
Согласно примечанию к приложению N 2.5 Приказа ФСТ РФ от 08.04.2005 N 130-э индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 8 Правил N 861 установлено, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с разделом III настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации.
Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил: при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территориях разных субъектов Российской Федерации, потребителем услуг является та из смежных сетевых организаций, в электрические сети которой по итогам предыдущего периода регулирования была передана электрическая энергия в большем объеме, чем было отпущено из ее сетей, при этом стоимость оказанных услуг определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов; при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Из указанных правовых норм следует, что:
- заключение договора между смежными сетевыми организациями является обязательным;
- расчеты между смежными сетевыми организациями осуществляется по индивидуальному тарифу, установленному в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства и заключенными договорами на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Материалами дела установлено, что для расчетов с сетевыми организациями в Республике Северная Осетия-Алания применялась котловая модель тарифного регулирования, где ответчик получил плату за услуги по передаче электрической энергии за период с 01.01.2011 по 28.02.2011 и с 01.07.2011 по 31.12.2011 по котловому тарифу, утвержденному постановлением РСТ от 17.12.2010 N 63.
При этом индивидуальный тариф на услуги по передаче, предназначенный для расчетов между парой сетевых организаций (ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ООО "Энерготранс"), не устанавливался. Договор на услуги по передаче между истцом и ответчиком не заключен. Следовательно, тарифная выручка ответчика, учтенная при установлении котлового тарифа, не учитывала расходы на услуги по передаче энергии, оказанные ОАО "МРСК Северного Кавказа".
В письме от 17.07.2012 Региональная служба по тарифам РСО-Алания сообщила, что взаиморасчеты между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ООО "Энерготранс" должны производиться по индивидуальным тарифам, которые установлены не были.
С целью определения расчетным способом стоимость услуг по передаче электроэнергии между истцом и ответчиком судом апелляционной инстанции назначалась судебная экспертиза. Однако эксперты указали о невозможности определить составляющую Северо-Осетинского филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" в объеме выручки, полученной в марте - июне 2011 года ООО "Энерготранс".
Довод подателя жалобы о том, что ООО "Энерготранс" взыскало с ОАО "Севкавказэнерго" денежные средства, предназначенные для других сетевых организаций, включая ОАО "МРСК Северного Кавказа" в рамках дела N А61-555/2012, подлежит отклонению как необоснованный. Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 26.10.2012 решение судов первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания с ОАО "Севкавказэнерго" в пользу ООО "Энерготранс" взыскано неосновательное обогащение за март - июль 2011 года в сумме 5 872 815 руб. При рассмотрении дела N А61-555/2012 суды, приняв во внимание позицию суда кассационной инстанции, изложенную в постановлении от 26.10.2012, указали, что у ОАО "Севкавказэнерго" с ОАО "МРСК Северного Кавказа" имеются самостоятельные расчеты, поэтому ООО "Энерготранс" не вправе требовать котловой тариф, причитающийся не ему. Кроме того, ООО "Энерготранс" включило в расчет исковых требований объемы электроэнергии, за передачу которых до конечных потребителей ОАО "Севкавказэнерго" уже рассчиталось с ОАО "МРСК Северного Кавказа" в рамках договора от 01.03.2008 N 16/2008СКЭ и с предприятием в рамках договора от 18.08.2009 N 46.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности истцом заявленных исковых требований в полном объеме. В связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе и расходы по экспертизе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.05.2014 по делу N А61-75/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-75/2012
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа", ОАО "МРСК СК"
Ответчик: ООО "Энерготранс"
Третье лицо: ОАО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго", Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, Региональная служба по тарифам РСО-Алания, ФБУ Северо-Кавказкий региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, Федеральное бюджетное учреждение "Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции РФ