г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А21-6309/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Бабенко Н.А. (доверенность от 25.12.2014 г.)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от 3-х лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-427/2015) Администрации МО "Светловский городской округ" Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2014А21-6309/2014(судья Ефименко С.Г.), принятое
по иску ООО "Калининграднефтепродукт"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области
3-и лица: Администрация МО "Светловский городской округ" Калининградской области, Правительство Калининградской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и обязании внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калининграднефтепродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калининградской области (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:18:010021:1, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, 14, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года в размере 4 626 000 руб.; об обязании Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:18:010021:1, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, 14, общей площадью 6843 кв.м в размере его рыночной стоимости 4 626 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости с даты вступления в законную силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Светловский городской округ" Калининградской области (далее - Администрация), Правительство Калининградской области.
Определением от 05 сентября 2014 года судом первой инстанции по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Калининградский институт независимой оценки"; на разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: какова действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:18:010021:1, площадью 6843 кв.м по состоянию на 01 января 2012 года?
По результатам проведения экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 24 октября 2014 года N ЭЗ-14.344.
До принятия решения Общество в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило исковые требования и просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:18:010021:1, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, 14, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года в размере 4 145 000 руб., а также обязать Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:18:010021:1, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, 14, общей площадью 6843 кв.м в размере его рыночной стоимости 4 145 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости с даты вступления в законную силу судебного акта.
Решением от 01.12.2014 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поданной Администрацией, третье лицо просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с заключением эксперта от 24 октября 2014 года N ЭЗ-14.344., выполненным на основании определения суда от 05.09.2014 г.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы. Другие участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 39:18:010021:1, площадью 6843 кв.м, из категории земель населенных пунктов, для эксплуатации АЗС, расположенного по адресу: Россия, Калининградская область, г. Светлый, ул. Калининградская, 14 (далее - земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 39-АБ 296855.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 г. N 641 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 01 января 2012 года, при этом кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка установлена в размере 44 218 918 рублей 56 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Поскольку размер налога на земельный участок подлежит исчислению исходя из его кадастровой стоимости, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка определена неверно и является завышенной, Общество обратилось в ООО "Региональный Центр "Эксперт-Оценка", согласно отчету от 25 июня 2014 года N 119/06-2014К которого рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года составляет 4 626 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Общество в обоснование своих требований представил суду отчет независимого оценщика ООО "Региональный центр "ЭКСПЕРТ-ОЦЕНКА" об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012.
Согласно заключению эксперта от 24 октября 2014 года N ЭЗ-14.344., подготовленному по результатам проведенной судебной экспертизы, рыночная стоимость принадлежащего Обществу земельного участка 2 по состоянию на 01 января 2012 года составляет 4 145 000 руб.
Соответствие данного заключения требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подателем жалобы документально не опровергнуто.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик и третье лицо не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в заключении эксперта, не ходатайствовали о назначении повторной экспертизы, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта.
Решение суда применительно к ст. 174 АПК РФ не противоречит ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 21.07.2014 г. N 225-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.12.2014 г. по делу N А21-6309/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6309/2014
Истец: ООО "Калининграднефтепродукт"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по К/о, ФГБУ "Федервльная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кдастра и картографии" по Калининградской области
Третье лицо: Администрация МО "Светловский городской округ", Правительство Калининградской области