г. Хабаровск |
|
28 мая 2015 г. |
А73-9094/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича: Бугаева М.Н., представитель по доверенности от 24.11.2014 N 27АА 0688348;;
от Администрации города Хабаровска: Лазорко Ю.П., представитель по доверенности от 15.12.2014 N 1.1.27-701.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска
на решение от 30.12.2014
по делу N А73-9094/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича
к Администрации города Хабаровска
о признании недействительным постановления Администрации г. Хабаровска от 06.05.2014 N 1760
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (далее - заявитель, ИП Пак В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации города Хабаровска (далее - ответчик, Администрация) с заявлением о признании недействительным постановления Администрации г. Хабаровска от 06.05.2014 N 1760 "Об отказе в предоставлении Паку Вячеславу Владимировичу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства".
В порядке устранения нарушенных прав и законных интересов предприниматель просит обязать Администрацию г. Хабаровска на основании имеющихся по результатам проведенных публичных слушаний документов, учитывая положительное мнение жителей г. Хабаровска и вступившее в законную силу решение суда по делу А73-7404/2013, принять решение о выдаче разрешения и издать постановление о предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. метров, местоположение г.Хабаровск, ул. Пушкина,52, в виде превышения процента застройки на 54%.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.12.2014 с согласия заявителя из числа лиц, участвующих в деле исключен Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска.
Решением от 30.12.2014 суд удовлетворил заявленные требования предпринимателя в полном объеме.
Обязал Администрацию города Хабаровска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия постановления с соответствующим обоснованием в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением фактических обстоятельств по делу, а также незаконностью и необоснованностью решения суда, и принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации, имеющий полномочия по доверенности, заявил ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по кассационному производству 303-КГ15-717 по делу N А73-9222/2014. Представитель предпринимателя не возражал.
Апелляционным судом установлено, что дело N А73-9222/2014 непосредственно связано с результатом рассмотрения спора по делу N А73-9094/2014. Определением Верховного Суда Российской Федерации по делу N 303-КГ15-717 от 27.01.2015 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2014 по делу N А73-9222/2014 и постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.12.2014 по тому же делу до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суд от 12.03.2015 производство по апелляционной жалобе Администрации города Хабаровска приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по кассационному производству 303-КГ15-717 по делу N А73-9222/2014 и опубликования судебного акта на сайте суда.
Определением от 06.05.2014 производство по апелляционной жалобе Администрации города Хабаровска возобновлено.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Пака В.В. отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ИП Паку В.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание - гостиница "Центральная", общей площадью 5965,8 кв.м. и землепользование (землевладение) под здание, общей площадью 3700 кв.м., расположенные по ул.Пушкина,52 в г.Хабаровске.
21.12.2012 ИП Пак В.В. обратился в Департамент архитектуры строительства и землепользования администрации города Хабаровска с заявлением от 05.12.2012 о даче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта в виде превышения процента застройки в границах земельного участка на 54% на земельном участке по ул. Пушкина, 52.
13.05.2013 года Администрацией города Хабаровска вынесено постановление N 1609 "Об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2013 N А73-7404/2013 постановление от 13.05.2013 N 1609 "Об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства" признано недействительным. На Администрацию города Хабаровска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Пака В.В. от 05.12.2012 о даче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта в виде превышения процента застройки в границах земельного участка на 54% на земельном участке по ул. Пушкина, 52.
Во исполнение судебного решения постановлением Администрации г. Хабаровска от 11.03.2014 N 827 назначены публичные слушания по вопросу предоставления Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
27.03.2014 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, по итогам проведения которых было принято решение, оформленное протоколом N 33, по завершении срока приема предложений и замечаний подготовить заключение по вопросу возможности предоставления Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв.м., местоположение: г.Хабаровск, ул.Пушкина, 52, в виде превышения максимального процента застройки на 54%, подготовить рекомендации по рассматриваемому вопросу и направить их мэру города Хабаровска.
07.04.2014 комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки пришла к заключению рекомендовать мэру города Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв.м., местоположение: г.Хабаровск, ул.Пушкина, 52, в виде превышения процента застройки на 54% по следующим причинам:
- приложенными к заявлению Пака В.В. материалами и пояснениями представителей заявителя на собрании по публичным слушаниям не подтверждено, что испрашиваемое отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства соответствует превышению максимального процента застройки на 54%;
- отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции, в случае застройки 94% территории, будет реализовано при соблюдении требований технических регламентов, в частности п.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
- земельный участок расположен в территориальной зоне центра обслуживания и коммерческой активности районного уровня Ц-1А. Согласно требованиям пункта 14 статьи 11 Правил землепользования и застройки (в ред. решения Хабаровской городской Думы от 25.02.2014 N 876) в зоне Ц-1А запрещено увеличение установленного градостроительным регламентом максимального процента застройки в границах земельного участка.
С учетом рекомендаций комиссии об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства мэром города Хабаровска было издано постановление Администрации г.Хабаровска от 06.05.2014 N 1760 "Об отказе в предоставлении Паку Вячеславу Владимировичу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства" по причине нарушения земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений, а именно п.14 ст.11 Правил землепользования и застройки в редакции решения Хабаровской городской думы от 25.02.2014 N 876.
Несогласие предпринимателя с отказом явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования ИП Пака В.В., суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1, 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Согласно части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
В силу пункту 7 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации от 13.05.2011 N 1336, если предоставление разрешения влечет за собой нарушения земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений, то указанное является основанием для отказа в предоставлении разрешения.
В Правилах землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211 для зоны Ц-1А (зона делового ядра центра города), в которой расположен объект реконструкции, допускается максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40% (Таблица 1 "Предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства").
Думой принято решение от 25.02.2014 N 876 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211".
Абзацем "б" пункта 2.9 Решения N 876 статья 11 Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске дополнена пунктом 14 следующего содержания:
"В зонах Ц-1ОИ, Ц-1А, Ц-1, Ц-1И запрещается увеличение установленного градостроительным регламентом максимального процента застройки в границах земельного участка. В иных территориальных зонах разрешение на увеличение максимального процента застройки в границах земельного участка может предоставляться в пределах не более 10 процентов от значения соответствующих предельных параметров, установленных градостроительным регламентом.
В случае реконструкции объектов капитального строительства получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции не требуется, если объект капитального строительства фактически существует и был построен с отклонениями на основании разрешительных документов, полученных в порядке, установленном законодательством, в период до введения настоящих ограничений".
Решением Думы от 25.03.2014 N 892, опубликованным в газете "Хабаровские вести" от 04.04.2014 N 49, в Решение N 876 внесены изменения, изменен абзац "б" пункта 2.9, из которого исключен второй абзац.
Материалами дела установлено, что постановлением Администрации от 06.05.2014 N 1760 предпринимателю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства (гостиница "Центральная") по причине нарушения земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений, а именно п.14 ст.11 Правил землепользования и застройки в редакции решения Хабаровской городской думы от 25.02.2014 N 876.
Как правильно указал суд первой инстанции, в оспариваемом постановлении не указаны конкретные нормы земельного, градостроительного законодательства которые нарушены предпринимателем.
Кроме того, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2015 N 303-КГ15-717 оставлены в силе решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2014 по делу А73-9222/2014 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.12.2014 года, которыми абзац "б" пункта 2.9 Решения Хабаровской городской Думы от 25.02.2014 N 876 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21 мая 2002 г. N 211" (в редакции Решения Хабаровской городской Думы от 25.03.2014 N 892) признан не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации и недействующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Пункт 5 статьи 195 АПК РФ устанавливает, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", согласно части 2 статьи 13, частям 4 и 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период.
Если арбитражный суд первой инстанции не приостановил производство по делу, а нормативный правовой акт, примененный в деле, признан недействующим, арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции (часть 3 статьи 270, часть 3 статьи 288 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что оспариваемое постановление как вынесенные на основании нормативного акта, отдельные положения которого вступившим в законную силу решением суда признаны недействующими, является недействительным.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что правомерность оспариваемого постановления администрация также обосновывает тем, что Ип Паком В.В. не соблюдены требования технических регламентов, в частности п.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Суд первой инстанции правильно указал на то, что данное основание не приведено в оспариваемом постановлении, из оспариваемого постановления не усматривается, что оно вынесено в связи с тем, что испрашиваемые отклонения от предельных параметров разрешенной реконструкции не соответствуют техническим регламентам.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установлено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Суд первой инстанции, проведя анализ вышеуказанных норм, обоснованно пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления обязан обеспечить выполнение мер пожарной безопасности, в том числе, и в части обеспечения устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники.
Нарушение противопожарных норм и правил, в том числе связанных с отсутствием противопожарного проезда, в любом случае создает угрозу жизни, здоровью и имуществу окружающих лиц.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства не содержит соответствующего обоснования, не подтверждено документально, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права предпринимателя, а также подлежит признанию недействительным.
Вместе с тем, суд не вправе подменять собой иные органы, осуществляющие публичные полномочия, поэтому в порядке пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию города Хабаровска принять постановление с соответствующим обоснованием.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. правомерно отнесены на Администрацию.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2014 по делу N А73-9094/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9094/2014
Истец: ИП Пак Вячеслав Владимирович
Ответчик: Администрация города Хабаровска
Третье лицо: Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска