г. Москва |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А40-121120/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по г.Москве, Правительства Москвы и ДГИ г. Москвы,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2015 по делу N А40-121120/14, принятое судьей В.В. Дудкиным
по заявлению ООО "Крона-Маркет" (111141, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
к Управлению Росреестра по г.Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве
третьи лица: ДГИ г. Москвы, Правительство Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, ФГБУ "ФКП Росреестра"
о признании незаконным решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
при участии:
от заявителя: |
Павликова М.А. по доверенности от 18.12.2014; |
от ответчиков: |
Велиев М.Н. по доверенности от 30.12.2014 (Управление Росреестра по г.Москве); Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве - не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Крона-Маркет" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г.Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее-ответчик) о признании незаконным решения от 18.06.2014 N 51-938/2014 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве.
Решением суда от 18.02.2015 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Управление Росреестра по г.Москве обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители третьих лиц - ДГИ г. Москвы и Правительство Москвы, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу третьих лиц, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является арендатором земельного участка общей площадью 40 721,00 кв.м., с кадастровым номером 77:03:0009005:2147 по адресу 6 г. Москва, ул. Салтыковская, вл. 26, стр. 2,3,4,5, соор. 6,7, согласно договору аренды земельного участка N М-03-044171 от 14.01.2014.
Постановлением Правительства Москвы "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Москвы" от 26.11.20213г. N 751-ПП утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 777:03:0009005:2147 составляет 584 509 234 руб.
Заявитель с целью выяснения рыночной стоимости указанного земельного участка обратился к независимому оценщику. В соответствии с отчетом об оценке от 15.05.2014 N 04015/14, действительная рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 77:03:009005:2147 составляет 431 805 000 руб. на дату по состоянию, на которую была установлена его кадастровая стоимость (на 01.01.2013).
Руководствуясь ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" позволяющей оспорить результаты определения кадастровой стоимости 21.05.2014 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на земельный участок с кадастровым номером 77:03:009005:2147 на основании установления в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости в размере 431 8005 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
Также заявитель представил в комиссию по рассмотрению споров положительное экспертное заключение N 04015/14 от 15.05.2014 о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Решением Комиссии от 18.06.2014 N 51-938/2014 заявление ООО "Крона-Маркет" отклонено.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспаривания ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Однако в силу ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом ст. 390 НК РФ, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает в порядке определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Правительство РФ постановлением от 08.04.2010 N 316 утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель согласно пункту 10 Правил утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 24.19. N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в РФ", физические и юридические лица, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, могут оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлениям о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из положений ст. 24.19 закона об оценочной деятельности N 135-ФЗ, комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта РФ. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта РФ, органа осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности. Типовые требования к порядку создания и работы комиссии устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Порядок создания и работы комиссии определен приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее -Порядок).
В пункте 20 Порядка указано, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Из заявления, поданного заявителем в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, решение Комиссии от 18.06.2014 N 51-938/2014 об отклонении заявления следует, что к заявлению заявителем было приложено положительное экспертное заключение N 15.05.2014 N 04015/14. выполнен НП СРО "Деловой союз оценщиков".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.02.2015 по делу N А40-121120/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121120/2014
Истец: ООО "Крова-Маркет", ООО "Крона-Маркет"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы, ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, ООО крона-маркет, Правительство Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая Палата Росреестра", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9519/15
03.08.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9519/15
25.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12839/15
17.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-121120/14