г. Хабаровск |
|
27 мая 2015 г. |
А16-1664/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточной железной дороги: Зарубиной Н.С., представителя по доверенностям от 25.02.2015 N 224 (сроком до 31.03.2016), N 679-Д от 18.12.2014 (сроком на три года);
от Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: Наказной Д.А., представителя по доверенности от 11.06.2014 (сроком на 1 год);
от Управления природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточной железной дороги
на решение от 12.03.2015
по делу N А16-1664/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Кривощековым А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
к Управлению природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области
о признании незаконными мотивированных отказов в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование
третьи лица: Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - общество; ОАО "РЖД"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным мотивированного отказа Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области (далее - Управление природных ресурсов; уполномоченный орган) в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 10.09.2014 N 01-15/1553, N 01-15/1554, N 01-15/1555, N 01-15/1556, N 01-15/1557, N 01-15/1558.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Амурское территориальное управление Росрыболовства) и Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Амурское БВУ).
Решением суда от 12.03.2015 в удовлетворении заявленных общества требований отказано, поскольку судом установлено, что водные объекты р. Лагарка и р. Листвяничная имеют рыбохозяйственное значение и могут быть предоставлены в пользование для сброса сточных вод только по согласованию с Амурским территориальным управлением Росраболовства, однако последним представлены решения об отказе в согласовании условий водопользования проектов решений о предоставлении водных объектов в пользование N 04-24, что в свою очередь послужило основанием для Управления природных ресурсов Правительства ЕАО для вынесения мотивированных отказов в предоставлении водного объекта или его части в пользование в соответствии, в том числе со статьями 9, 11, 26 Водного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 2.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 09.02.2010 N 41-пп, пунктами 8, 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 884, пунктами 29.2, 9.1, 10.1 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды России от 14.09.2011 N 763, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным истолкованием закона.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункты 10, 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, Административный регламент, утвержденный Приказом Минприроды России от 14.09.2011 N 763, утверждает о том, что: суд не принял во внимание его довод о том, что с заявлением о выдаче решений о предоставлении в пользование водных объектов - ручей Лагарка и река Листвяничная для сброса сточных и (или) дренажных вод ОАО "РЖД" обратилось в связи с необходимостью исполнения решения, вынесенного Центральным районным судом г. Хабаровска 07.04.2014 по иску Биробиджанского транспортного прокурора об обязании ОАО "РЖД" в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение, установленное частью 1 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, путем получения решений в Управлении Росприроднадзора по Еврейской автономной области о предоставлении водных объектов р. Лагарка и р. Лиственничная в пользование; заявителем представлено в Управление природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области заявление о выдаче решений о предоставлении в пользование вышеуказанных водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод и все необходимые приложения (сопроводительное письмо N 20Э от 24.07.2014), таким образом, им были представлены все необходимые документы, требующиеся в рамках действующего законодательства, и мотивированные отказы уполномоченного органа являются незаконными.
В представленном Управлением природных ресурсов Правительства ЕАО отзыве на апелляционную жалобу, названное лицо считает оспариваемые мотивированные отказы принятыми в соответствии с нормами действующего законодательства. Вместе с отзывом в суд поступили дополнительные документы.
Представители Управления Природных ресурсов Правительства ЕАО, Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей Управления Природных ресурсов Правительства ЕАО, Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы, дав по ним пояснения, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, на вопрос суда относительно информированности заявителя о мотивированном отзыве Управления Природных ресурсов Правительства ЕАО и представленных вместе с ними дополнительных документов, ответила утвердительно и пояснила о том, что все представленные вместе с отзывом документы, имеются в материалах дела.
Представитель Амурского БВУ отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей общества и Амурского БВУ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Центральным районным судом г. Хабаровска по делу N 2-1568/14 по иску Биробиджанского транспортного 07.04.2014 вынесено решение об обязании ОАО "РЖД" в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения части 1 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) путем получения решений в Управлении Росприроднадзора по Еврейской автономной области о предоставлении водных объектов р. Лагарка и р. Листвяничная в пользование.
В целях исполнения решения суда, ОАО "РЖД" 24.07.2014 за исх. N 20Э обратилось в Управление природных ресурсов с заявлением о выдаче решений о предоставлении в пользование водных объектов - р. Лагарка и р. Листвяничная - для сброса сточных вод. Документы, по каждому месту сброса (6 выпусков) приняты заинтересованным лицом 24.07.2014 за вх. N 1535-1540.
Управление природных ресурсов, подготовив проекты решений о предоставлении водных объектов в пользование - ручья без названия (приток руч. Лагарка) (выпуск N 1), ручья Лагарка (выпуски N 2-4), реки Листвяничная (выпуск N 5), ручья без названия (левый приток р. Листвяничная) (выпуск N 6)-- сопроводительными письмами от 30.07.2014 за исх. N 01-15/1350, N 01-15/1355, N 01-15/1354, N 01-15/1353, N 01-15/1352, N 01-15/1351, в целях согласования условий водопользования направило их в Амурское территориальное управление Росрыболовства.
Управление природных ресурсов, не получив в срок до 24.08.2014 ответа Росрыболовства, приняло решения о предоставлении заявителю права пользования испрашиваемыми водными объектами для сброса сточных и дренажных вод с Лагар-Аульского тоннеля Дальневосточной железной дороги.
Для осуществления государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении ОАО "РЖД" права пользования испрашиваемыми водными объектами Управлением природных ресурсов в Амурское БВУ представлены решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Амурским территориальным управлением Росрыболовства в Управление природных ресурсов представлены решения об отказе в согласовании условий водопользования проектов решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Письмом от 01.09.2014 за исх. N 01-15/1507 Управление природных ресурсов направило Амурскому БВУ решения Амурского территориального управления Росрыболовства об отказе в согласовании условий водопользования проектов решений о предоставлении водных объектов в пользование ОАО "РЖД".
Амурское БВУ, руководствуясь пунктом 9 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2007 N 216, представленные на государственную регистрацию документы отклонило от регистрации по причине их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Управлением природных ресурсов 10.09.2014 вынесены мотивированные отказы за N 01-15/1553, N 01-15/1554, N 01-15/1555, N 01-15/1556, N 01-15/1557, N 01-15/1558 в предоставлении водного объекта или его части на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование, со ссылкой на отказ Амурского БВУ в регистрации в государственном водном реестре, в связи с отказом в согласовании условий водопользования проектов решений о предоставлении водных объектов в пользование Амурским территориальным управлением Росрыболовства.
Не согласившись с данными отказами уполномоченного органа, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно положениям статьи 1 ВК РФ под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Пунктом 2 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам отнесены водотоки (реки, ручьи, каналы).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Условия о предоставлении водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование установлены статьей 11 ВК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (пункт 19 части 1 статьи 1 ВК РФ).
Согласно части 1 статьи 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В силу части 4 статьи 11 ВК РФ, предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ВК РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1 Положения об управлении природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, утвержденного постановлением Правительства Еврейской автономной области от 09.02.2010 N 41-пп "О реорганизации управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области" (далее - Положение), Управление природных ресурсов является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию полномочий в сферах: геологического изучения, использования и охраны недр; использования и охраны водных объектов; отношений, связанных с охраной окружающей среды; одной из основных задач Управления природных ресурсов является организация в пределах своей компетенции рационального использования природных ресурсов области с учетом сохранения жизненно важных экосистем региона.
Управление природных ресурсов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в сфере использования и охраны водных объектов, в том числе предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории области, в пользование на основании самостоятельно заключаемых договоров водопользования и самостоятельно принимаемых решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 ВК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Правила).
Приказом Минприроды России от 14.09.2011 N 763 утвержден Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (далее - Регламент), который устанавливает порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил по месту расположения водного объекта (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 20 Правил исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов: а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; б) выполняет расчет параметров водопользования; в) определяет условия использования водного объекта; г) обеспечивает согласование условий водопользования со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции: с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктом "л" пункта 2 настоящих Правил; с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения; с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.
Пункт 29.2 Административного регламента также устанавливает обязательное согласование условий водопользования с федеральными органами власти по вопросам, отнесенными к их компетенции, в том числе с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.
Согласно пунктам 9.1 и 10.1 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о предоставлении заявителю водного объекта в пользование, которое направляется на регистрацию в государственном водном реестре, либо мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование.
Срок принятия уполномоченным органом решения о предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе в предоставлении водного объекта в пользование составляет не более тридцати календарных дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в уполномоченном органе.
Согласно пункту 22 Правил исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в том числе, в случае, если получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "г" пункта 20 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования.
Пункт 14 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
В подпункте 14.1 Административного регламента указано, что отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю, в том числе в случае получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте 29.2 настоящего Регламента, в согласовании условий водопользования.
Как следует из материалов дела, поскольку в силу вышеуказанных правовых норм Правил и Административного регламента согласование с Федеральным агентством по рыболовству условий водопользования обязательно, то ОАО "РЖД" обратилось в Управление природных ресурсов с заявлением о выдаче решений о предоставлении в пользование водных объектов - ручей Лагарка и река Лиственничная.
Отказывая в согласовании условий водопользования проектов решений о предоставлении водных объектов в пользование ОАО "РЖД", Управление природных ресурсов руководствовалось вышеприведенными положениями норм действующего законодательства и тем фактом, что водные объекты - р. Лагарка и р. Листвяничная - имеют рыбохозяйственное значение и могут быть предоставлены в пользование для сброса сточных вод только по согласованию с Амурским территориальным управлением Росрыболовства, но в данном случае такого согласования получено не было.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он обратился в уполномоченный орган во исполнение решения суда общей юрисдикции от 07.04.2014 отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку в состоявшемся решении суда отсутствует обязанность Управления природных ресурсов Правительства ЕАО выдать водные объекты в пользование обществу для сброса сточных и (или) дренажных вод, без согласования с Амурским территориальным управлением Росрыболовства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают изложенных выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченная ОАО "РЖД" государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 12 марта 2015 года по делу N А16-1664/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную по платежному поручению N 3749721 от 27.03.2015. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1664/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление природных ресурсов Правительства Еврейской автономной области
Третье лицо: Амурское бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов, Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Еврейской автономной области, Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в лице Тунгусского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны, ОАО "Российские железные дороги"