г. Хабаровск |
|
29 мая 2015 г. |
А73-16897/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фудсервис-3": представитель не явился;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: Боликов Р.А. - представитель по доверенности от 24.06.2014 N 3.1-9/34;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фудсервис-3"
на решение от 31.03.2015
по делу N А73-16897/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фудсервис-3"
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2014 N 133п-03/2014 о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фудсервис-3" (далее - ООО "Фулсервис-3", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее - Министерство) от 10.12.2014 N 133п-03/2014 о назначении административного наказания по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 31.03.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представитель Министерства в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя Министерства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, ООО "Фудсервис-3" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-1122721004757, ИНН- 2721192609 и осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в розлив на основании лицензии ХБ 002679 от 05.02.2014 сроком действия 05.03.2015.
10.10.2014 в 10:00 часов по местному времени по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72, каб.410, при анализе информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе по приему деклараций (далее - ЕГАИСПД) в сервисе "Декларации", в подразделе "Принятые декларации", установлено, что ООО "Фудсервис-3", по адресу: г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 57, не представлена декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2014 года в установленный срок.
При сроке представления декларации за 1 квартал 2014 не позднее 20.04.2014, она была представлена 26.11.2014, то есть с нарушением срока на 7 месяцев.
В результате чего были нарушены: статья 14 Закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
Постановление Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей"; Приказ Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
На основании представленных документов, проверяющими сделан вывод, что в действиях общества имеются признаки административного правонарушения предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
По факту выявленного правонарушения административным органом в отношении ООО "Фудсервис-3", в присутствии его законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении N 133пр-03/2014 от 03.12.2014 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Копия протокола вручена законному представителю общества Мельникову Д.А. - 03.12.2014, что подтверждается его подписью в протоколе.
10.12.2014 заместителем министра - начальником управления потребительского рынка министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края в результате рассмотрения дела об административном правонарушении, в присутствии Управляющего
общества Мельникова Д.А., вынесено постановление о назначении ООО "Фудсервис-3" административного наказания N 133п-03/2014, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование их производства и (или) оборота.
Согласно пункта 4 статьи 14 Закона РФ N 171- ФЗ Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в электронной форме сведения, содержащиеся в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, который передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
При этом в части 1 статьи 26 Закона РФ N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании
производственных мощностей запрещается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены "Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила N 815).
Пунктом 13 Правил N 815 предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за
исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
В силу пункта 15 названных Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Согласно пункта 17 Правил N 815 декларации по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 10 к настоящим Правилам, представляются в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона РФ N 171-ФЗ - действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации организации или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления организации.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая обязанность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения обязанности, то есть обстоятельств, не зависящих от обязанного лица, к подобным обстоятельствам квалифицируются как чрезвычайные, объективно непреодолимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П).
Вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей при декларировании объема оборота алкогольной продукции, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к своим обязанностям. При этом у юридического лица имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований Закона, доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Как установлено судом, обществу было известно о том, по какой форме заполняются декларации и в каком виде они представляются в уполномоченный орган, кроме того, заявитель располагал полной и достоверной информацией о приобретенной алкогольной продукции, однако, несмотря на вышеизложенные факты, общество представило в уполномоченный орган соответствующие декларации по юридическому лицу с искаженными данными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом административного органа о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Наказание назначено, с учетом конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции статьи 15.13 КоАП РФ. Порядок, сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не влияют на обоснованность и законность решения суда и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2015 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-16897/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16897/2014
Истец: ООО "Фудсервис-3"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Третье лицо: ООО "Фудсервис-3", Управление потребительского рынка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края