г. Москва |
|
29 мая 2015 г. |
Дело N А41-72289/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от Арбитражного суда Оренбургской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства труда и занятости населения Оренбургской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.02.2015 по делу N А41-72289/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Арбитражного суда Оренбургской области к Министерству труда и занятости наседания Оренбургской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд Оренбургской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства труда и занятости населения Оренбургской области (далее - министерство) от 20.10.2014 N 03/12-22.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.02.2015 по делу N А41-72289/14 признано недействительным предписание Министерства труда и занятости населения Оренбургской области от 20.10.2014 N 03/12-22 (л.д. 43-46).
Не согласившись с принятым судебным актом администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
Законность и обоснованность определения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства труда и занятости населения Оренбургской области от 19.09.2014 N 111 предписано провести с 13.10.2014 по 16.10.2014 плановую выездную проверку в отношении Арбитражного суда Оренбургской области по адресу: г. Оренбург, ул. Володарского, д. 39 на предмет установления соблюдения работодателем требований закона в части приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с законодательством о квотировании рабочих мест для инвалидов и занятости населения (л.д. 8).
На основании указанного Приказа от 19.09.2014 N 111 Министерства труда и занятости населения Оренбургской области 14.10.2014 проведена выездная проверка соблюдения Арбитражным судом Оренбургской области соблюдения требований законодательства о занятости населения по вопросу приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
По результатам проведенной проверки Министерства труда и занятости населения Оренбургской области составлен акт от 14.10.2014 N 16, подписанный заявителем с возражениями от 15.10.2014 (л.д. 10-11).
Согласно указанному акту, среднесписочная численность работников Арбитражного суда Оренбургской области составила 149 человек. Среднесписочная численность работников для исчисления квоты для трудоустройства инвалидов составляет "-" человек.
Установлена квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной защиты - 6 человек, из них инвалиды - 3 человека.
Фактически трудоустроено инвалидов "-" человек. Выявлено неисполнение пункта 1.1. статьи 5 Закона Оренбургской области "О квотировании рабочих мест в Оренбургской области".
Справка о среднесписочной численности работников организации к акту проверки не приложена.
20.10.2014 Министерством труда и занятости населения Оренбургской области в адрес Арбитражного суда Оренбургской области вынесено предписание N 03/12-22 об обязании выполнить следующее требование:
"Обеспечить выполнение квоты для приема на работу инвалидов в арбитражном суде Оренбургской области в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Оренбургской области от 02.11.2004 N 1526/257-III-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Оренбургской области" (л.д. 14).
Полагая, что вышеупомянутое предписание нарушает права и законные интересы Арбитражный суд Оренбургской области, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд первой инстанции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что исчисление министерством квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки с учетом имеющихся ставок судей, а так же ставок сотрудников аппарата, отнесенных законом к государственной гражданской службе, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 8 информационного письма ВАС РФ от 25.12.1998 N 37, предписание, не содержащее указаний о прекращении конкретного нарушения Закона, не влечет ответственности за его неисполнение. Содержащиеся в предписании общие указания о необходимости соблюдения Закона в течение определенного предписанием срока не могут расцениваться как индивидуальные требования к нарушителю. Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации, носит бессрочный характер и не может ограничиваться временным промежутком на основании предписания антимонопольного органа.
Согласно указанной правовой позиции, предписание об устранении нарушений требований закона должна содержать сведения о том какие конкретно действия соответствующая организация или гражданин должны совершить с целью устранения нарушений требований закона.
Как усматривается из материалов дела, предписание министерства от 20.10.2014 не содержит указания на то, какие конкретно действия должен совершить Арбитражный суд Оренбургской области с целью устранения выявленных Министерством нарушений закона.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
Статьей 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно статье 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно статье 24 Закона N 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, т.е. такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В силу части 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 02.11.2004 N 1526/257-III-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Оренбургской области" (далее - Закон) организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Оренбургской области, численность работников в которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки в размере не менее 2 процентов.
Согласно части 1, 2 статьи 2 Закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории Оренбургской области, численность работников которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.
При этом под такими лицами, в силу статьи 3 закона понимаются инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду, а также: молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы, ветераны боевых действий.
Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Оренбургской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду.
Согласно статье 5 Закона, размер квоты для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, составляет четыре процента.
В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее двух процентов от среднесписочной численности работников.
Квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, указанные в статье 3 настоящего Закона, с учетом объемов предложения рабочей силы.
Размер квоты для приема на работу инвалидов для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, составляет три процента.
Квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды с учетом объемов предложения рабочей силы.
При этом создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что формулировка предписания от 20.10.2014 об устранении выявленных нарушений не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, в связи с чем, данный ненормативный акт является недействительным.
Кроме того, как следует из акта проверки от 14.10.2014 N 16, министерство определило, что среднесписочная численность работников Арбитражного суда Оренбургской области составляет по состоянию на 01 октября 2014 года 149 человек.
При этом в указанное число вошли судьи Арбитражного суда Оренбургской области, работники аппарата суда (специалисты, секретари судебного заседания, помощники), а так же иные сотрудники суда.
Как следует из пункта 3 статьи 8 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003, федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Согласно пунктом 1 статьи 5 указанного закона, государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается: созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов; развитием профессиональных качеств государственных служащих; оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена; созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих; использованием современных кадровых технологий; применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов; ротацией государственных служащих.
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 22), Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" установлено, что прием на государственную службу без проведения конкурса не допускается.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной службы. Конкурс проводится на вакантную, т.е. не замещенную в установленном порядке должность государственной службы.
Согласно пункту 8 статьи 45 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исчисление Министерством труда и занятости наседания Оренбургской области квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки с учетом имеющихся ставок судей, а так же ставок сотрудников аппарата, отнесенных законом к государственной гражданской службе, является незаконным.
Поскольку Арбитражный суд Оренбургской области не вправе самостоятельно определять штат судей, аппарата суда и иных работников, неверным является и вывод Министерства о нарушении судом требований закона о создании новых рабочих мест для инвалидов и иных категория социально незащищенных граждан, в т.ч. и освобожденных из мест лишения свободы.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что соблюдение установленных требований при приеме на работу государственного или муниципального служащего не может являться препятствием для выполнения квоты для приема на работу инвалидов, не принимается судебной коллегией.
Согласно пункту 8 статьи 45 Федерального конституционного закона 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Пунктом 2 статьи 22 указанного Федерального закона установлен исчерпывающий перечень оснований поступления граждан РФ на государственную гражданскую службу без проведения конкурса.
В этой связи приведенные положения Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ являются специальными по отношению к требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ и Закона Оренбургской области от 02.11.2004 N 1526/257-III-ОЗ.
Кроме того, согласно статьи 2 Закона Оренбургской области от 02.11.2004 N 1526/257-Ш-ОЗ обязанность по квотированию рабочих мест возникает у работодателя при численности работников от 35 человек.
Согласно штатному расписанию суда, количество должностей, не относящихся к государственной гражданской службе, составляет 12 единиц.
Исполнение обжалуемого предписания министерства приведет к фактическому нарушению права граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, на равный доступ к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего, гарантированного пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ и пунктом 4 статьи 32 Конституции РФ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности оспариваемого предписания от 20.10.2014 N 03/12-22, не находит оснований для удовлетворения жалобы министерства, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2015 года по делу N А41-72289/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72289/2014
Истец: Арбитражный суд Оренбургской области
Ответчик: Министерство труда и занятости Оренбургской области
Третье лицо: Министерство труда и занятости Оренбургской области