г. Ессентуки |
|
27 мая 2015 г. |
Дело N А63-880/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, дело по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Полянского А.В. (с. Новомихайловское Красногвардейского района, ОГРН 305264406000052)
к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края (г. Ставрополь, ОГРН 1022601955970), индивидуальному предпринимателю Солдатенко Ю.В. (ОГРНИП 305264414000033, ИНН 261100011450)
о признании недействительными результатов конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства в части предоставления рыбопромыслового участка N 73 "Пруд N 43-а" на реке Горькая Балка Красногвардейского района, 4,0 км к юго-западу от с. Новомихайловское (лот N 14); признании недействительным договора от 15.11.2013 N 214/2013,
при участии в судебном заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Полянского А.В.: Полянский А.В. (лично), представитель Орехов Ю.В. (по доверенности от 30.03.2015),
от индивидуального предпринимателя Солдатенко Ю.В.: Солдатенко Ю.В. (лично).
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Полянский А.В. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее по тексту - Министерство) о признании недействительными результатов конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыболовства в части предоставления рыбопромыслового участка N 73 "Пруд N 43-а" на реке Горькая Балка Красногвардейского района, 4,0 км к юго-западу от с. Новомихайловское (лот N 14), о признании недействительным договора от 15.11.2013 N 214/2013, заключенного с победителем конкурса - индивидуальным предпринимателем Солдатенко Ю.В.
Решением суда от 13.11.2014 требования удовлетворены. Суд признал недействительными результаты конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства, в части предоставления рыбопромыслового участка N 73, пруд N 43-а на реке Горькая Балка, Красногвардейский район, 4,0 км к юго-западу от с. Новомихайловское (Лот N14). Договор, заключенный, по лоту N 14, N 214/13 от 15.11.13г., с победителем конкурса с индивидуальным предпринимателем Солдатенко Ю.В. признан недействительным.
Солдатенко Ю.В. не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением от 04.03.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями. Определен статус заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края как ответчика по данному делу. В качестве соответчика привлечен Солдатенко Ю.В.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по спору.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 30.08.2013 N 401 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края, для осуществления товарного рыбоводства" утверждена конкурсная документация на проведение конкурса.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте Министерства по адресу www.mshsk.ru и в сети Интернет по адресу www.torgi.gov.ru был опубликован приказ Министерства от 30.08.2013 N 401 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства".
Конкурсная документация утверждена приказом Министерства от 30.08.2013 N 401.
В сентябре - ноябре 2013 года Министерство провело конкурс на право заключения договоров "О предоставлении рыбопромысловых участков, для осуществления товарного рыбоводства в Красногвардейском районе", в том числе и на рыбопромысловый участок N 73 - пруд N 43-а площадью 33 га, на реке Горькая балка.
Проверяя законность включения спорного рыбопромыслового участка для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "д" Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 6, 7, 8 пункта 11.8 Раздела III Положения о Министерстве сельского хозяйства Ставропольского края (действовавшего в период проведения конкурса), утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края N 247-п от 13.07.2012, Министерство осуществляет полномочия организатора конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), а также для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также полномочия организатора конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб). По результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) Министерство подготавливает и заключает договоры о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства.
Согласно частям 2 и 4 статьи 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент формирования рыбопромыслового участка) рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В силу второго абзаца пункта 1 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 136 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства и заключении такого договора" (в редакции, действовавшей на момент формирования рыбопромыслового участка), конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства проводится в отношении рыбопромысловых участков, предусмотренных перечнем рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утвержденным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 N 338 (в редакции, действовавшей на момент формирования рыбопромыслового участка) утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков, пунктом 5 которого предусмотрено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений - по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
Пункт 6 Порядка определения границ рыбопромысловых участков предусматривает, что для определения границ рыбопромысловых участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может создать комиссию, состав и порядок деятельности которой определяется соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), природоохранных и научных организаций.
С учетом изложенного, определение границ рыбопромысловых участков осуществляется с учетом предложений соответствующих организаций при обязательном участии муниципальных образований и общественных объединений. При этом, муниципальные образования и общественные объединения принимают участие в определении границ рыбопромысловых участков и в том случае, если не создается комиссия, поскольку создание последней является правом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах осуществления организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что рыбопромысловый участок по лоту N 14 сформирован в соответствии с действующим законодательством, том числе с учетом мнения муниципального образования - Красногвардейского района, что подтверждается представленным в материалы дела письмом главы администрации Красногвардейского района Ставропольского края N 02-7/1420 от 14.10.2011 с приложением согласованных рыбопромысловых участков на территории района, а также с согласия соответствующего уполномоченного федерального органа власти, что подтверждается протоколом заседания комиссии Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Федерального агентства по Рыболовству N 5 от 23.08.2012 и соответствующим заключением к данному протоколу.
Таким образом, Министерство имело право включить спорный рыбопромысловый участок N 43-а на реке Горькая балка, Красногвардейского района, 4.0 км. к юго-западу от с. Новомихайловское (лот N 14) в конкурсную документацию на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства.
В соответствии с извещением организатора конкурса - Министерства, предприниматель подал заявку на участие в конкурсе по лоту N 14.
В пункте 5 заявки (исх.N 1 от 02.10.2013) "Сведения о количестве рыбопромысловых участков, расположенных на территории Ставропольского края на которых заявитель последние 4 года, предшествующие году проведению конкурса, либо за фактический период предшествующий проведению конкурса в случае, если этот период менее 4 лет, осуществлял товарное рыбоводство" Полянский А.В. указал, что с 2009 по 2012 годы осуществлял товарное рыбоводство на рыбопромысловом участке N 73. В форме N тр-1 указал объемы разведения водных биоресурсов за период с 2009 по 2012 годы.
Согласно протоколу "вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам" N 1 от 04.10.2013, по лоту N 14 подано 2 заявки: - заявка Солдатенко Ю.В. и заявка Полянского А.В..
Обе заявки допущены к рассмотрению.
В соответствии с протоколом N 2 от 30.10.2013 "рассмотрения заявок на участие в конкурсе" комиссия рассмотрела заявки предпринимателя Солдатенко Ю.В. и предпринимателя Полянского А.В. по лоту N 14 - рыбопромысловый участок "Пруд N 43-а" на реке Горькая балка, Красногвардейского района, 4.0 км. к юго-западу от с. Новомихайловское.
По результатам рассмотрения заявок по лоту N 14, предпринимателю отказано в допуске к участию в конкурсе, в связи с предоставлением в пункте 5 заявки: "недостоверных сведений о количестве рыбопромысловых участков, расположенных на территории СК, на которых заявитель последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса в случае если этот период менее 4 лет, осуществлял товарное рыбоводство".
Об отказе в допуске к участию в конкурсе предпринимателю Полянскому А.В. направлено уведомление от 30.10.2013 N 04-12-23/5616 (т.1 л.д. 41) в котором указано, что основанием для отказа в допуске является предоставление в пункте 5 заявки недостоверных сведений о количестве рыбопромысловых участков, на которых заявитель осуществлял товарное рыбоводство.
Правовая позиция предпринимателя основана на том, что представленные им сведения о количестве рыбопромысловых участков, на которых он осуществлял товарное рыбоводство в течении 4 лет являются достоверными. В частности, в заявке на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Ставропольского края для осуществления товарного рыбоводства предприниматель указал, что товарное рыбоводство им осуществлялось на следующих рыбопромысловых участках (т. 1 л.д. 103-104):
- 2009 год рыбопромысловый участок N 73;
- 2010 год рыбопромысловый участок N 73;
- 2011 год рыбопромысловый участок N 73;
- 2012 год рыбопромысловый участок N 73.
Предприниматель также ссылается на то обстоятельство, что 24.12.2008 между ним и Администрацией Красногвардейского района Ставропольского края заключен договор аренды земельного участка под искусственным водоемом площадью 107751 кв.м., кадастровый номер 26:01:130203:1. Данный участок является рыбопромысловым участком N 73, пруд N43-а, на котором он осуществлял товарное рыбоводство.
В соответствии со статей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора с лицом, выигравшим торги.
По смыслу указанной нормы предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов. Такой спор не может рассматриваться без участия победителя торгов в качестве соответчика. Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок. Признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск. Изложенные правовые подходы сформулированы в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2814/10, от 14.12.2010 N 7781/10 и от 07.02.2012 N 12573/11.
Согласно вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2012 по делу N А63-11989/2011 судом признан недействительным (ничтожным) договор от 24.12.2008 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:01:130203:1, заключенный между Администрацией Красногвардейского муниципального района Ставропольского края.
По смыслу конкурсной документации и действующего законодательства, в заявке должна быть отражена достоверная информация о законном осуществлении товарного рыбоводства в течении 4 лет.
Суд апелляционной инстанции, с учетом выводов суда изложенных в решении Арбитражного суда Ставропольского края от 07.03.2012 по делу N А63-11989/2011 приходит к выводу о том, что предприниматель незаконно осуществлял деятельность (использовал пруд) на рыбопромысловом участке N 73, пруд N 43-а.
Данное обстоятельство, в свою очередь позволяет прийти к выводу о том, что Министерство обоснованно отклонило заявку предпринимателя, поскольку сведения об осуществление предпринимательской деятельности в нарушении действующего законодательства не могли быть приняты в качестве достоверных. Иное ставило бы в неравное положение участников конкурса, одни из которых на протяжении 4 лет законно осуществляли деятельность на рыбопромысловых участках, а другие такую деятельность осуществляли в нарушении действующего законодательства.
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" N 36 от 28.05.2009, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2014 по делу N А63-880/2014 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В материалы дела Полянским А.В. представлен чек-ордер N 716383701 от 27.01.2014, согласно которому он излишне уплатил государственную пошлину в сумме 3600 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату Полянскому А.В.
Поскольку индивидуальный предприниматель Полянский А.В. проиграл спор, то в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с него подлежат взысканию в пользу индивидуального предпринимателя Солдатенко Ю.В. (ОГРНИП 305264414000033, ИНН 261100011450) судебные расходы в сумме 2 000 рублей равные уплаченной последним государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2014 по делу N А63-880/2014 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Полянскому А.В. (с. Новомихайловское Красногвардейского района, ОГРН 305264406000052) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3600 рублей, уплаченной по чеку-ордеру N 716383701 от 27.01.2014.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Полянского А.В.
(с. Новомихайловское Красногвардейского района, ОГРН 305264406000052) в пользу индивидуального предпринимателя Солдатенко Ю.В. (ОГРНИП 305264414000033, ИНН 261100011450) 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Г.В.Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-880/2014
Истец: Полянский Александр Владимирович
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, Солдатенко Юрий Васильевич
Третье лицо: Солдатенко Юрий Васильевич, Орехов Ю В