г. Воронеж |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А48-4351/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области, Открытого акционерного общества "Гамма",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.03.2015 по делу N А48-4351/2014 (судья Пронина Е.Е.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ОГРН 1035752001680, ИНН 5752031036) к Открытому акционерному обществу "Гамма" (ИНН 5752006640, ОГРН 1025700782689) о взыскании финансовой санкции,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Открытому акционерному обществу "Гамма" (далее - Общество) о взыскании финансовой санкции в сумме 22 872,59 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Орловской области от А48-4351/2014 по делу N А48-4351/2014 заявленные требования удовлетворены частично. С Общества взысканы финансовые санкции в размере 2550,95 руб. В остальной части иска Управлению отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа во взыскании финансовых санкций в сумме 20 321,64 руб. Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 02.03.2015 N А48-4351/2014 в указанной части как основанное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований органа Пенсионного фонда в указанной части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о представлении ООО "Гамма" неполных и недостоверных индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, в связи с этим правомерно применялись штрафные санкции в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закона N 27-ФЗ), причитающихся к уплате в Пенсионный фонд. По мнению Управления, факт неполного отражения сумм страховых взносов в индивидуальных сведениях застрахованных лиц является следствием недостоверности данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица и приводит к ущемлению прав застрахованных лиц. В связи с чем, по мнению Управления, им правомерно были включены спорные суммы в сумму штрафа по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
По сути, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой отказано в удовлетворении удовлетворены требования Управления.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Общество ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявило, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 02.03.2015 лишь в обжалуемой части.
В судебное заседание не явились представители Общества и Управления, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В материалы дела представлено заявление Управления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 2,3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении ОАО "Гамма" была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 07.07.2014 N 06702114АВ0000287 и принято решение N 127 от 31.07.2014 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, которым предприятие привлечено к ответственности в соответствии с абз.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 22 872,59 руб. за представление недостоверных (неполных) сведений 2011 - 2013 годы.
На основании указанного решения Управлением было выставлено требование N 98 от 18.08.2014 об уплате финансовой санкции, в котором Обществу предлагалось в уплатить в срок до 08.09.2014 финансовую санкцию в размере 22 872,59 руб.
Неисполнение требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Иначе говоря, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Состав вменяемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ и ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Решением арбитражного суда Орловской области от 08.12.2014 по делу N А48-4172/2014 признано недействительным, в том числе, решение Управления от 31.07.2014 N 127 в части начисления штрафа в сумме 20 321,64 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 по делу N А48-4172/2014 решение Арбитражного суда Орловской области от 02.03.2015 по делу N А48-4172/2014 оставлено без изменения.
Поскольку в силу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, а в деле N А48-4172/2014 и в настоящем деле участвуют те же лица, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности того обстоятельства, что у плательщика отсутствует обязанность по уплате финансовой санкции за предоставление недостоверных индивидуальных сведений в части исчисления страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для исчисления страховых взносов на сумму оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за ребёнком-инвалидом, занижения облагаемой базы для исчисления страховых взносов вследствие не включения в базу для исчисления страховых взносов в 2011 году сумм выплат работникам, работающим по совместительству, из-за сбоя программного обеспечения, занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов вследствие не включения в базу для исчисления страховых взносов сумм не принятых к зачету Фондом социального страхования расходов, произведённых страхователем с нарушением требований законодательства в общей сумме 20 321,64 руб.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Управления, суд апелляционной инстанции учитывает, что они направлены на переоценку обстоятельств, установленных при рассмотрении другого дела (А48-4172/2014) и в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ имеющих преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
На какие-либо иные обстоятельства и факты, не исследованные судами в рамках дела А48-4172/2014, Управление не ссылается, поэтому у суда отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств настоящего дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-4351/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 02.03.2015 по делу N А48-4351/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4351/2014
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: ОАО "Гамма"