г. Пермь |
|
29 мая 2015 г. |
Дело N А71-15423/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы": не явились;
от заинтересованного лица Администрация муниципального образования "город Ижевск": Сибирякова О.Ю., паспорт, доверенность от 12.01.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 24 февраля 2015 года
по делу N А71-15423/2014, принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
о признании недействительным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г.Ижевск (далее - ООО "УКС", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Ижевска (далее - Администрация г.Ижевска, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления N 125 от 12.02.2014 и о восстановлении срока для подачи в суд заявления о признании недействительным постановления N 125 от 12.02.2014.
Решением от 24 февраля 2015 года Арбитражный суд Удмуртской Республики в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления в суд отказал, в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку, по мнению общества, ему стало известно о нарушенных правах из письма от 22.12.2014. Вывод суда о неправильном способе защиты прав, по мнению подателя жалобы, не соответствует ст. 200 АПК РФ.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица, присутствовавший в судебном заседании, позицию, изложенную в отзыве, поддержала.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска и ООО "УКС" (далее - арендатор) заключены договоры аренды имущества N 518 от 05.12.2007 (краткосрочный), N 1 от 25.12.2008 (долгосрочный).
Постановлением N 20 от 13.01.2014 Администрация г.Ижевска (далее - арендодатель) утвердила годовую арендную плату на 2014 год по вышеуказанным договорам аренды имущества в размере 50 млн. руб. Постановлением от 12.02.2014 N 125 Администрация внесла изменения в постановление N 20 от 13.01.2014 и увеличила годовую арендную плату до 63 млн. рублей.
Письмом от 27.08.2014 N 01-19/1857 арендодатель в соответствии с условиями договора уведомил Арендатора об увеличении годовой арендной платы до 63 млн. рублей.
Арендатор обратился в Администрацию г. Ижевска с письмом с просьбой обосновать повышение размера арендной платы на 2014, на что получен ответ арендодателя, изложенный в письме от 22.12.2014.
Общество, полагая, что постановление администрации от 12.02.2014 N 125 не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Решением от 24 февраля 2015 года Арбитражный суд Удмуртской Республики в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Рассмотрев доводы сторон, исследовав материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим мотивам.
В части отказа суда первой инстанции в восстановлении пропущенного срока на обжалование апелляционный суд поддерживает выводы суда на следующих основаниях.
Согласно ч.4 ст.198 АПК РФ пропуск срока на обращение в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Заявитель указывает, что ему стало известно о нарушении своих прав оспариваемым постановлением N 125 от 12.02.2014 после получения ответа от Администрации г. Ижевска от 22.12.2014 исх. N 01-19/3275.
Однако самим же обществом при подаче заявления в суд было представлено письмо Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска от 27.08.2014 N 01-19/1857, с оттиском штампа ООО "УКС" на нем, свидетельствующем о получении указанного письма 29.08.2014. Из содержания данного письма следует, что арендная плата по договорам аренды имущества на 2014 года утверждена в размере 63 млн. руб. на основании постановления от 12.02.2014 N 125.
Таким образом, о принятии постановления, которым увеличен размер арендной платы, обществу стало известно 27.08.2014, с заявлением в суд об оспаривании постановления общество обратилось 29.12.2014, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока.
В связи с указанными обстоятельствами уважительных причин для восстановления пропущенного срока на подачу заявления судом первой инстанции обоснованно не выявлено, в восстановлении пропущенного срока заявителю отказано правомерно.
По существу спора апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции также правомерно принял решение, которым отказал в удовлетворении заявленных требований общества.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Часть 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 части 1).
Из вышеприведенных норм следует, что основополагающим принципом организации деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.
Соответственно и имущество, находящееся в муниципальной собственности, должно использоваться, в первую очередь, для решения тех вопросов, которые законодатель отнес к ведению органа местного самоуправления.
Согласно п. 4.1, 4.2 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по регулировании тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения; а также полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Во исполнение указанных задач Администрация города Ижевска как орган местного самоуправления предоставила ООО "УКС" во временное владение и пользование имущество для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г.Ижевска по вышеуказанным договорам аренды имущества N 518 от 05.12.2007 и N 1 от 25.12.2008.
На основании статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в порядке и сроки, определенные договором.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, ООО "УКС", заключив с Администрацией города Ижевска вышеуказанные договоры аренды, приняло на себя обязательства по исполнению условий договоров, в том числе, условий о порядке установления размера и внесения арендной платы (п. 4.3).
В договорах аренды имущества от 05.12.2007 N 518, от 25.12.2008 N 1 предусмотрено, что арендная плата пересматривается Арендодателем и утверждается постановлением Администрации г. Ижевска. Об изменении арендной платы Арендатор письменно уведомляется.
Согласно п.4.3 договора аренды имущества от 05.12.2007 N 518 арендная плата пересматривается Арендодателем в соответствии с условиями конкурсной документации и утверждается постановлением Администрации г. Ижевска. Об изменении арендной платы Арендатор письменно уведомляется.
Согласно п.4.3 договора аренды имущества от 25.12.2008 N 1 арендная плата пересматривается Арендодателем в случае изменения показателей, предусмотренных п. 4.1 договора, исходя из которых рассчитывается арендная плата, без согласия Арендатора и утверждается постановлением Администрации г.Ижевска. Об изменении арендной платы Арендатор письменно уведомляется.
Следовательно, в указанных договорах аренды имущества содержатся аналогичные условия, определяющие уведомительный порядок изменения арендной платы по инициативе Администрации г. Ижевска.
В соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 7 Закона N 190-ФЗ в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) входят установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики органом, устанавливающим тарифы на теплоноситель, является Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики.
Постановлением Региональной энергетической комиссии УР от 17.12.2013 N 21/7 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы", на период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
При этом стороны договора аренды включили в договор N 1 от 25.12.2008 (долгосрочный) п. 4.1, который закрепляет порядок расчета арендной платы исходя из амортизационных отчислений, налогов, страховых взносов и плановой рентабельности вида деятельности, учтенной в тарифе органом государственного регулирования.
Указанное правило вытекает из Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Согласно п. 45 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования") арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
С учетом п. 45 указанного Постановления Правительства РФ Региональная энергетическая комиссия при формировании тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2014 год учла арендную плату по договорам аренды в размере 63 млн. руб., о чем направила 20.01.2014 письмо в Администрацию N 01-14/84.
Таким образом, Администрация г. Ижевска, вынося постановление от 12.02.2014 N 125 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 13.01.2014 N 20", и, утверждая тем самым годовую арендную плату на 2014 г. по договорам аренды имущества в размере 63 млн. руб., действовала в соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства, а также исходила из информации, изложенной в письме РЭК.
Письмом от 27.08.2014 Администрация г. Ижевска направило в адрес ООО "УКС" постановления Администрации г.Ижевска от 13.01.2014 N 20, от 12.02.2014 N 125, исполняя при этом условие п. 4.3 договоров аренды об уведомлении арендатора.
Из указанных обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу, что Администрация города Ижевска, являясь органом местного самоуправления, в силу полномочий, закрепленных за Администрацией города Ижевска в ст. 17 Закона N 131-ФЗ, ст. 6 Закона N 190-ФЗ, а также на основании ст. 432, 614 ГК РФ, письма РЭК от 20.01.2014 N 01-14/84 на законных основания издала Постановление от 12.02.2014 N125 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 13.01.2014 N20, утвердив размер арендной платы на 2014 года в размере 63 млн. руб.
Следовательно, вышеприведенные положения законодательства при вынесении оспариваемых постановлений Администрацией полностью соблюдены.
Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих ущемление его прав как арендатора имущества в сфере предпринимательской деятельности, общество не указало ни в заявлении, ни в апелляционной жалобе, какие именно нормы права нарушены действиями Администрации города Ижевска.
Из обстоятельств дела не следует, что права заявителя как субъекта предпринимательской деятельности были нарушены принятием постановления, поскольку в результате не созданы препятствия владению и пользованию арендованного имущества. Заявитель продолжает предпринимательскую деятельность в сфере теплоснабжения, владея и пользуясь предоставленным Администрацией имуществом в рамках договоров аренды.
При рассмотрении спора апелляционный суд пришел к выводу, что, принимая решение о повышении размера арендной платы, арендодатель реализовал свое законное право на одностороннее изменение арендной платы за владение и пользование имуществом без согласия арендатора, действуя при этом в рамках условий договоров аренды от 05.12.2007 и от 25.12.2008 и в пределах своих полномочий, во исполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством (Конституцией РФ, Законом N 131-ФЗ, Законом N 190-ФЗ).
Подписывая договоры аренды, ООО "УКС" согласилось на изменение размера арендной платы без согласия арендатора, арендодатель, в свою очередь, изменил арендную плату на 2014 год, учитывая при этом п. 4.1 договора, а также письмо РЭК от 20.01.2014 от 01-14/84.
Апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом деле Администрация доказала наличие оснований для издания оспариваемого постановления, а суд апелляционной инстанции, поддерживая позицию заинтересованного лица, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, признает оспариваемый ненормативный акт Администрации города Ижевска соответствующим закону. Законные ненормативные акты не могут нарушать чьи-либо права.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о неправильном способе защиты прав, апелляционным судом отклоняется на следующем основании.
Избранный заявителем способ защиты нарушенных прав должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения. В рассматриваемом деле спорные правоотношения вытекают из договоров аренды имущества, а не из оспариваемого Постановления администрации N 125.
При рассмотрении дела в порядке Главы 24 АПК РФ, предусмотренном для рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, возможность восстановления нарушенных, по мнению заявителя, судами первой и апелляционной инстанции не установлена, поскольку оспариваемое Постановление Администрации города Ижевска от 12.02.2014 N 125 вынесено на законных основаниях, утверждение размера годовой арендной платы постановлением Администрации г. Ижевска предусмотрено договорами аренды имущества (п. 4.1, 4.3 договоров).
Правила Главы 24 не предусматривают право арбитражного суда принимать решения, влияющие на гражданско-правовые отношения, которые вытекают из договора.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
На момент рассмотрения настоящего спора соответствующие положения договоров аренды в установленном порядке обществом не оспорены.
Следовательно, при рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно исходил из их действительности.
По изложенным мотивам, апелляционный суд не находит оснований для признания вывода суда первой инстанции о наличии иного способа защиты права ошибочным.
Таким образом, суд первой инстанции решением от 24 февраля 2015 года на законных основаниях отказал в удовлетворении требования ООО "УКС" о признании постановления Администрации города Ижевска от 12.02.2014 N 125 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ижевска от 13.01.2014 N 20" недействительным.
Новых доводов и доказательств, не известных суду первой инстанции и способных повлиять на оценку имеющихся доказательств, податель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не представил.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества, апелляционный суд отклоняет как противоречащие содержанию судебного акта и установленным обстоятельствам дела.
В отсутствие оснований, предусмотренных в ст. 270 АПК РФ, решение суда следует оставить без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя.
Заявителем представлено платежное поручение от N 2455 от 17.03.2015, подтверждающее уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. Поскольку при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов государственная пошлина составляет 1 500 руб. (под. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2015 года по делу N А71-15423/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 2455 от 17.03.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15423/2014
Истец: ООО "УДМУРТСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Администрация муниципального образования "город Ижевск"