г. Челябинск |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А47-11943/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовоСтрой" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 марта 2015 г. по делу N А47-11943/2014 (судья Сиваракша В.И.),
Общество с ограниченной ответственностью "НовоСтрой" (далее - заинтересованное лицо, ООО "НовоСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Комитету по управлению имуществом города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, КУИ г. Оренбурга, Комитет), Администрации города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании действий заинтересованных лиц не соответствующими закону и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, а именно:
- обязать Комитет подготовить документы о внесении изменения в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации от 30.12.2011 N 7594-п (в ред. постановления от 18.02.2014 года N 270-п) в части исключения из него нежилого встроенного помещения площадью 163,6 кв.м., состоящей из комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, расположенного на первом этаже двухэтажного здания (Литер АА1) по адресу: г. Оренбург, пос. Кушкуль, ул. Гражданская, 8, в течение трех дней с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого встроенного помещения площадью 163,6 кв.м., состоящей из комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, расположенным на первом этаже двухэтажного здания (Литер А) по адресу: г.Оренбург, п. Кушкуль, ул. Гражданская, 8; в установленный статьей 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) срок направить ООО "НовоСтрой" договор купли-продажи на указанное нежилое помещение;
- обязать Администрацию издать постановление об исключении нежилого встроенного помещения площадью 163,6 кв.м., состоящей из комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, расположенного на первом этаже двухэтажного здания (Литер А) по адресу: г.Оренбург, пос.Кушкуль, ул.Гражданская, 8, из Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование субъектов малого и среднего предпринимательства, в редакции утвержденной постановлением Администрации от 18.02.2014 N 270-п, в течение 5 дней с даты получения документов от комитета о внесении изменений в Перечень; принять решение об условиях приватизации нежилого встроенного помещения площадью 163,6 кв.м., состоящей из комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, расположенным на первом этаже двухэтажного здания (Литер А) по адресу: г.Оренбург, пос.Кушкуль, ул.Гражданская, 8 в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке.
Решением суда от 06.03.2015 (резолютивная часть объявлена 03.03.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, поскольку обжалуемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, поскольку судом первой инстанции к участию в деле привлечено второе заинтересованное лицо, то проводимое 03.03.2015 судом первой инстанции предварительное судебное заседание не могло завершиться принятием решения по делу.
Общество полагает, что судом первой инстанции не установлена достаточность представленных доказательств и не доведено до всех сторон процесса сведения о том, какие доказательства имеются в деле. Суд не рассмотрел вопрос, с учетом мнения сторон о готовности к судебному заседанию.
По мнению заявителя, суд первой инстанции исследовал обстоятельства заключения договора аренды только с Комитетом.
Кроме того, заявитель поясняет, что суд первой инстанции, признавая ничтожным договор аренды помещения площадью 163,6 кв. м., не дает оценку действия договора аренды в части помещения площадью 86,5 кв.м.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о ничтожности сделки (договора аренды от 22.01.2009 N 4-841В-9531) не основан на законе, поскольку государственная регистрация сделки никем не оспорена и не признана незаконной.
К апелляционной жалобе приложена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2015 N 56/000/007/2015-2227, которая является новым доказательством по делу, не являвшимся предметом исследования суда первой инстанции. Поскольку уважительность причин не предоставления данного доказательства в суд первой инстанции подателем жалобы не доказана, оценка выписки судом апелляционной инстанции в силу положений ч. 2 ст. 268 АПК РФ не производится.
Лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19.12.2006 КУИ г.Оренбурга издано распоряжение N 2295 о предоставлении обществу целевым назначением в аренду нежилого помещения по ул.Гражданская, 8 (п. Кушкуль) площадью 86,5 кв.м. под магазин (т. 1, л.д. 68).
01.03.2007 Комитетом издано распоряжение N 304, которым в распоряжение N 2295 внесены изменения, изменена цель использования помещения: магазин - 33,9 кв.м., склад - 52,6 кв.м. (т.1, л.д. 69).
22.03.2007 между КУИ г.Оренбурга (арендодатель) и ООО "НовоСтрой" (арендатор) заключен договор N 4-841/А-8242 аренды объекта муниципального нежилого фонда г.Оренбурга (далее - договор N 4-841/А-8242).
Согласно п. 1.1 договора N 4-841/А-8242 в аренду передан объект муниципального нежилого фонда в виде встроенного помещения по адресу г.Оренбург, пос.Кушкуль, ул.Гражданская, 8 для использования под магазин (33,9 кв.м.) и склад (52,6 кв.м.).
Из пункта 1.4 договора N 4-841/А-8242 следует, что он действует с 22.11.2006 по 20.11.2007.
26.03.2008 КУИ г.Оренбурга издано распоряжение N 413, согласно которого договор N 4-841/А-8242 признан оконченным с 29.02.2008, отделу аренды недвижимого имущества предписано организовать заключение договора аренды нежилого помещения по ул.Гражданская, 8 (п.Кушкуль) общей площадью 86,5 кв.м. на срок с 01.03.2008 по 27.02.2009 под магазин (33,9 кв.м.) и склад (52,6 кв.м.).
19.06.2008 между Комитетом (арендодатель) и ООО "НовоСтрой" (арендатор) заключен договор N 4-841/Б-9143 (далее - договор N 4-841/Б-9143) аренды объекта муниципального нежилого фонда в виде встроенного помещения по адресу г.Оренбург, п.Кушкуль, ул.Гражданская, 8 для использования под магазин (33,9 кв.м.) и склад (52,6 кв.м.).
Из договора N 4-841/Б-9143 следует, что он действует с 01.03.2008 по 27.02.2009.
27.11.2008 КУИ г.Оренбурга издано распоряжение N 1725, согласно которому договор N 4-841/Б-9143 считается расторгнутым по соглашению сторон с 31.10.2008, отделу аренды недвижимого имущества предписано в срок до 30.11.2008 организовать заключение договора аренды нежилого помещения по адресу: поселок Кушкуль, ул.Гражданская, 8 общей площадью 163,6 кв.м., состоящего из комнат NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 расположенного на первом этаже 2-хэтажного жилого дома (Литер АА1) сроком на три года (с 01.11.2008 по 31.10.2011) под магазин (33,9 кв.м.) и склад (129,7 кв.м.).
22.01.2009 между КУИ г.Оренбурга (арендодатель) и ООО "НовоСтрой" (арендатор) заключен договор N 4-841В-9531 (далее - договор N 4-841В-9531) аренды объекта муниципального нежилого фонда в виде встроенного помещения по адресу г.Оренбург, п.Кушкуль, ул.Гражданская, 8 для использования под магазин (33,9 кв.м.) и склад (129,7 кв.м.), срок действия договора: с 01.11.2008 по 31.10.2011, состав помещения: нежилое встроенное помещение общей площадью 163,6 кв.м., состоящее из комнат N 1-12, расположенное на первом этаже 2-этажного жилого дома (литАА1).
25.10.2011 Комитетом издано распоряжение N 1038, которым срок окончания договора N 4-841В-9531 установлен до 30.06.2015 (включительно).
08.11.2011 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 4-841В-9531/6422, которым срок окончания договора установлен 30.06.2015 (включительно).
Постановлением Администрации от 04.12.2009 N 912-п (далее - постановление администрации N 912-п) утвержден Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).
Под номером 40 в указанный Перечень включено нежилое помещение, находящееся по адресу г.Оренбург, пос.Кушкуль, ул.Гражданская, 8 и состоящее из комнат 1-11 общей площадью 86,5 кв.м., расположенное на первом этаже одноэтажного здания литер А, аренда общества, срок обременения с 28.02.2009 по 26.10.2010.
Постановлением Администрации от 30.12.2011 N 7584-п внесены изменения в постановление Администрации N 912-п, Перечень изложен в новой редакции.
Под номером 180 в указанный Перечень включено расположенное по адресу: г.Оренбург, пос.Кушкуль, ул.Гражданская, 8 нежилое помещение N 1 общей площадью 163,6 кв.м., состоящее из комнат N 1-12, расположенное на первом этаже двухэтажного жилого дома литер АА1.
Постановлением Администрации от 18.02.2014 N 270-п внесены изменения в постановление администрации N 912-п, Перечень изложен в новой редакции.
Под номером 235 в указанный Перечень включено расположенное по адресу: г.Оренбург, пос. Кушкуль, ул.Гражданская, 8 нежилое помещение N 1 общей площадью 163,6 кв.м., расположенное на первом этаже двухэтажного жилого дома литер АА1.
24.07.2014 заявитель обратился в комитет с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого нежилого помещения площадью 163,6 кв.м., расположенного по адресу г.Оренбург, п.Кушкуль, ул.Гражданская, 8.
29.07.2014 КУИ г. Оренбурга сообщил истцу, что ООО "НовоСтрой" не подпадает под перечень лиц, имеющих преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, поскольку занимаемые им помещения включены в Перечень, о чем указано в соответствующем письме N 1-28/3453.
11.09.2014 заявитель повторно обратился с заявлением в Комитет об исключении арендуемого им имущества из Перечня и осуществления юридически значимых действий, предусмотренных статьей Закона N 159-ФЗ.
10.10.2014 Комитет повторно сообщил обществу о том, что ему отказано в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого помещения, поскольку оно включено в Перечень, оснований для исключения имущества из Перечня не имеется, о чем свидетельствует письмо N 1-28/4589.
Указанный отказ послужил основанием для обращения общества в суд первой инстанции с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые обществом действия заинтересованных лиц по отказу в реализации преимущественного права на приватизацию муниципального имущества соответствуют требованиям Закона N 159-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), не нарушают его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ООО "НовоСтрой" не обладает преимущественным правом на приватизацию муниципального имущества.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: одновременно несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются положениями Закона N 159-ФЗ.
В статье 3 Закона N 159-ФЗ приведен Перечень условий, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать преимущественное право приобретения арендуемого имущества из муниципальной собственности.
В силу ст. 3 Закона N 159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.07.2013 находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 настоящего закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 Закона об оценочной деятельности;
3) на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 настоящего закона.
Согласно ч. 2.1 ст. 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.09.2012 находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В силу ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в силу с ч. 2.1 ст. 9 Закона N 159-ФЗ.
Согласно п. 1 и 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В случаях, указанных в названном Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закон N 135-ФЗ дополнен статьей 17.1, начало действия редакции статьи - 02.07.2008.
В силу ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Федеральным законом от 08.11.2008 N 195-ФЗ "О внесении изменений в Закон N 135-ФЗ" ст. 53 дополнена ч. 4 следующего содержания: до 01.07.2010 разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в ч. 1 и 3 ст. 17.1 настоящего закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных в настоящей части договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2010.
Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ "О внесении изменений в ст.17.1, 53 Закона N 135-ФЗ, ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ изложена в следующей редакции: до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в ч. 1, 3 ст. 17.1 настоящего закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ признана утратившей силу. Данный закон вступил в силу с 01.07.2013.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, п. 1 и 3 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, ст. 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст. 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Согласно п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ общество не может считаться лицом, у которого муниципальное недвижимое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании в соответствии с действительным и действующим договором или договорами аренды такого имущества, а следовательно лицом, имеющим право в силу ст. 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право на приватизацию муниципального имущества.
С учетом изложенного, по общему правилу заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества с 02.07.2008 может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Согласно договора N 4-841/А-8242 (срок действия с 22.11.2006 по 20.11.2007), N 4-841/Б-9143 (срок действия с 01.03.2008 по 27.02.2009) заявитель арендовал муниципальное имущество общей площадью 86,5 кв. м.
Арендные отношения по поводу муниципального имущества общей площадью 163,6 кв.м. оформлены договором N 4-841В-9531 (срок действия с 01.11.2008 по 31.10.2011).
Дополнительным соглашением от 08.11.2011 N 4-841В-9531/6422 срок окончания договора установлен 30.06.2015.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что арендные отношения по поводу спорного помещения (встроенное помещение по адресу г.Оренбург, п.Кушкуль, ул.Гражданская, 8 для использования под магазин (33,9 кв.м.) и склад (129,7 кв.м.), состав помещения: нежилое встроенное помещение общей площадью 163,6 кв.м., состоящее из комнат N 1-12, расположенное на первом этаже 2-этажного жилого дома (лит АА1)) первоначально оформлены договором N 4-841В-9531, то есть в период действия ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заключение такого договора аренды (с учетом дополнительного соглашения) должно было производиться только по результатам торгов, поскольку в отсутствие в материалах дела доказательств наличия у заявителя права на заключения договора аренды вне торгов в порядке ч. 5 ст. 53 Закона N 135-ФЗ, поскольку материалами дела подтверждается первоначальное оформление арендных отношений по поводу спорного помещения на основании договора 22.01.2009, то есть в период действия указанного закона.
При этом, само по себе наличие государственной регистрации ничтожной сделки не влечет ее действительность.
Кроме того, из материалов дела не следует, что обществу предоставлено право аренды названного недвижимого имущества в результате проведенных Комитетом торгов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что обязанность по проведению торгов для заключения договора аренды спорного имущества лежит на Комитете, не освобождает общество (арендатора) от обязанности при заключении сделки соблюдать требования действующего законодательства, и, соответственно, от ответственности при его нарушении.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не обладает преимущественным правом на приватизацию муниципального имущества, а также, что для разрешения настоящего спора не имеет значения включение имущества в Перечень.
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Также суд апелляционной инстанции критически относится к доводам жалобы о допущенных процессуальных нарушениях в силу следующего.
Вопреки доводам апеллянта о не рассмотрении судом вопроса о готовности рассмотрения дела в судебном заседании с учетом мнения сторон, согласно протоколу предварительного судебного заседания от 12.01.2015 стороны не возражали против перехода к рассмотрению дела в судебном заседании, определением суда от 12.01.2015 суд признал дело готовым к судебному разбирательству и назначил дело к судебному разбирательству.
Довод заявителя относительно того, что после привлечения второго заинтересованного лица, суд не произвел рассмотрение дела с самого начала - не провел предварительное судебное заседание, отклоняется в силу следующего.
В соответствии с ч. 8 ст. 46 АПК РФ после вступления в дело соистца, привлечения к участию в деле соответчика рассмотрение дело производится с самого начала.
Это означает, что необходимо начать рассмотрение дела с начала судебного разбирательства, в соответствии с требованиями главы 19 АПК, что и было сделано судом в судебном заседании 03.03.2015, согласно протоколу судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в заявлении об уточнении заявленных требований от 24.02.2015 представителем заявителя собственноручно изложено ходатайство суду о возможности рассмотрении дела в отсутствие представителя в связи с командировкой (т. 1 л.д. 140). Таким образом, с учетом волеизъявления стороны заявителя, дело рассмотрено судом по существу с принятием судебного акта в судебном заседании 03.03.2015.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено. Оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ООО "НовоСтрой" удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе общества относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 марта 2015 г. по делу N А47-11943/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовоСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.Б.Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11943/2014
Истец: ООО "НовоСтрой"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом города Оренбурга
Третье лицо: Администрация города Оренбурга