23 июня 2006 г. |
Дело N А17-815/5-06 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Н. Лобановой,
судей М.В. Немчаниновой, Л.И. Черных
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Н. Лобановой,
при участи в заседании:
от налогового органа:не явился, извещен надлежащим образом
от МУП "Кохомские бани":не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области
от 31.03.2006 г. по делу N А17-815/5-06,
принятое судьей Т.Е. Торговой
по заявлению МУП "Кохомские бани"
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Ивановской области,
3-е лицо: ГУ УПФР в г.г. Иваново, Кохме и Ивановском районе
о признании незаконным бездействия госоргана и обязании совершить действия,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Кохомские бани" (далее- налогоплательщик, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Ивановской области (далее -Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным отказа налогового органа в зачете переплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее- ПФ РФ) и обязании налогового органа произвести зачет суммы 85 258 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечисленных по платежным поручениям N 46 от 01.03.2005 года, N 66 от 25.03.2005 года, N 109 от 20.05.2005 года, N 144 от 22.07.2005 года, N 151 от 29.07.2005 года на код бюджетной классификации 18210202040061000160 вместо 1821020201006000160.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 26.02.2006 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ УПФР а городах Иваново, Кохме и Ивановском районе Ивановской области.
Решением суда от 31.03.2006 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт- в удовлетворении заявленных МУП "Кохомские бани" требований отказать.
По мнению налогового органа, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование- это индивидуально возмездные, обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет ПФ РФ. Вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции ПФ РФ.
Статьей 3 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что персональным целевым назначением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обеспечение права гражданина на получение трудовой пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. При этом на основании пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 167-ФЗ финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" предусмотрено, что операции, связанные с выплатой накопительной части трудовой пенсии, учитываются ПФ РФ в соответствии с бюджетной классификацией отдельно от других операций. Поэтому, исходя из вышеизложенного, зачет переплаты страховых взносов на финансирование страховой (коды 1010610, 1010611) или накопительной (коды 1010620, 1010621) части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по одному из данных кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации не может быть произведен налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
МУП "Кохомские бани" и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городах Иванове, Кохме и Ивановском районе Ивановской области представили отзывы на апелляционную жалобу, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы заявителя жалобы несостоятельными.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле материалам.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее и материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Кохомские бани" платежными поручениями N 46 от 01.03.2005 г., N 66 от 25.03.2005 года, N 109 от 20.05.2005 года, N 144 от 22.07.2005 года, N 151 от 29.07.2005 года ошибочно перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за январь-май 2005 года в сумме 85 258 рублей, с указанием вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160 кода бюджетной классификации 18210202040061000160, в результате чего денежная сумма зачислена на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии (л.д.13-18).
МУП "Кохомские бани" письмом от 01.09.2005 г. обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 6 по Ивановской области с просьбой о перенесении неправильно перечисленной суммы 85 258 рублей с кода 18210202040061000160 на код 1821020202010061000160.
Инспекция письмом от 23.09.2005 года N 10-52/19970 отказала в производстве зачета страховых взносов в сумме 85 258 рублей со ссылкой на статью 3 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которому страховые взносы на обязательное пенсионное страхование- это индивидуально возмездные, обязательные платежи, перечисляемые в бюджет ПФ РФ и вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Посчитав свои права нарушенными, МУП "Кохомские бани" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ивановской области.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных страховых взносов возлагается на налоговые органы.
Вывод суда 1 инстанции соответствует материалам дела и действующему законодательству, а доводы Инспекции о том, что на налоговые органы не возложена обязанность проведения процедуры зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, являются необоснованными.
В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (пункты 4, 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону Российской Федерации от 15.08.1996 года N 115-ФЗ ( в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета- администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Данным приказом предусмотрен возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством полномочиями на проведение возврата (зачета) излишне уплаченных страховых платежей на обязательное пенсионное страхование с КБК 18210202040061000160 наделены налоговые органы.
Поскольку факт ошибочной уплаты страховых взносов в сумме 85 258 рублей подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Ивановской области в произведении зачета излишне уплаченной МУП "Кохомские бани" суммы 85 258 рублей в счет погашения недоимки и предстоящих платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязании налогового органа произвести такой зачет.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, апелляционный суд находит решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства
Государственная пошлина по апелляционной жалобе не взыскивается, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.03.2006 года по делу N А17-815/5-06 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Ивановской области- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном ст.ст. 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-815/2006
Истец: МУП "Кохомские бани"
Ответчик: МИФНС N6 по Ивановской области
Третье лицо: ГУ УПФР в г. Иванове,Кохме и Ивановской районе
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1576/06