город Москва |
|
29 мая 2015 г. |
дело N А40-8665/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.05.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2015
по делу N А40-8665/15, принятое судьей Корогодовым И.В.
по заявлению ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева (127550, Москва, улица Тимирязевская, дом 49)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (117105, Москва, Варшавское шоссе, дом 39 А)
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя: |
Караульник О.К. по доверенности от 12.02.2015; |
от заинтересованного лица: |
Мирошникова Н.Г. по доверенности от 09.03.2015; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2015 постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 23.12.2014 N 17-35/2651 о привлечении ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части размера штрафа - до 50.000 руб.
ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева не согласилось с выводами суда, обратилосб с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева, в 2012, 2013, 1, 2, 3 кварталы 2014 при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования размещены отходы производства и потребления, размещения (захоронения) на полигонах ТБО "Алексинский карьер" в Клинском районе Московской области, полигоне ТБО "Малинки" в Подольском районе Московской области и полигоне ТБО "Ядрово" в Волоколамском районе Московской области 4-5 классов опасности.
Из представленных Департаментом материалов следует, что ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева в 1, 2, 3 кв. 2014 образовывались виды отходов 1, 4-5 классов опасности: мусор от ремонтных и строительных работ; бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений; изделия из натуральной древесины, потерявшие свои потребительские свойства; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; смет с территорий организаций, не содержащие опасные компоненты в количестве, токсичном для окружающей среды; стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных; ламп); стружка натуральной чистой древесины; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); мусор от бытовых помещений, организаций крупногабаритный; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева имеет оформленные в установленном законом порядке паспорта опасного отхода на следующие виды отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); ртутные термометры отработанные и брак; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; покрышки отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 % и более); аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; масла автомобильные; масла трансмиссионные.
Отходы ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева вывозились на размещение (захоронение) на полигонах ТБО "Алексинский карьер" в Клинском районе Московской области, полигоне ТБО "Малинки" в Подольском районе Московской области и полигоне ТБО "Ядрово" в Волоколамском районе Московской области ООО "ЭКО-ПРОФИ" на основании договоров N ЭА93/13 от 29.12.2013, N 0373100047113000020 46459 от 29.01.2014, N 92-М/03-06 от 03.06.2014, N 105-М/10- 07 от 10.07.2014, N к73/14 от 19.09.2014 и ООО "Экогород" на основании договоров N 100ЭМ от 01.03.2014, N 101ЭМ от 01.03.2014, N к11/14 от 12.05.2014.
Согласно справке от 11.12.2014 N б/н ООО "Эко-Профи", выданной ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева, компанией ООО "Эко-Профи" в период с 01.01.2014 по 31.i2.2014 вывезено 54300 т. КГМ и ТБО на полигон ТБО "Алексинский карьер" и полигон ТБО "Ядрово".
ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева допущено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за соответствующие периоды.
19.12.2014 административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении.
23.12.2014 Департаментом вынесено оспариваемое постановление N 17-35/2651 которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 90.000 руб.
ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева не согласилось с выводами дминистративного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования послужили выводы суда первой инстанции, рассмотревшего дело в соответствии с положениями ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о том, что факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан совокупностью добытых Департаментом при производстве по делу об административном нарушении доказательств; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято департаментом в пределах предоставленных ему полномочий и до истечения срока давности привлечения к административной ответственности; всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых указанной нормой материального права установлена административная ответственность, обществом не принято, оспариваемое постановление административного органа соответствует закону, при этом судом первой инстанции снижен размер штрафа до 50.000 руб.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева и Департамента, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, исходя из следующего.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены основные понятия, используемые в настоящем Законе, в том числе: негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Согласно п. 1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал.
По существу факт совершения правонарушения учреждение не оспаривает.
Доводы учреждения о том, что университет не может быть привлечен к ответственности, поскольку не осуществляет самостоятельной деятельности в области обращения с отходами, отклоняются, отходы образовавшиеся в результате деятельности ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева, являются его собственностью, а, передавая их специализированным организациям для вывоза на полигоны, ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА им. Тимирязева осуществляет деятельность по размещению отходов, и, как следствие, осуществляет негативное воздействие на окружающую среду.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя хозяйственную деятельность, связанную с причинением вреда окружающей среде, юридическое лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение.
Материалы дела не содержат доказательств того, что учреждением своевременно приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, а также доказательств отсутствия реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер штрафа до 50.000 руб.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2015 по делу N А40-8665/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8665/2015
Истец: ФГБУ ВПО "Российский государственный аграрный университет-МСХА имени К. А.Тимирязева", ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО, Департамент Федеральной службым по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу