город Москва |
|
29 мая 2015 г. |
Дело N А40-62403/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29.05.2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей: Левиной Т.Ю., Тихонова А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Меликсетяном А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2015, по делу N А40-62403/14 (60-534), принятое судьей Буниной О.П.,
по иску ООО "ФРИЗ-ИНВЕСТ" (ОГРН 1027700124176, ИНН 7715300936) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 107078), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; ИНН 7726639745) третьи лица: Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, о признании кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного: г.Москва, ул.Яблочкова, д.19Г, равной его рыночной стоимости в размере 539.252.996 руб., и об обязании Управление Росреестра по Москве внести изменения о кадастровой стоимости нежилого здания в государственный кадастр недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Скворцова Ю.В. по доверенности от 18.02.2015;
от иных лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФРИЗ-ИНВЕСТ" (далее - ООО "ФРИЗ-ИНВЕСТ", истец) обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании кадастровой стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Яблочкова, д.19Г, равной его рыночной стоимости в размере 539.252.996 руб., и об обязании Управление Росреестра по Москве внести изменения о кадастровой стоимости нежилого здания в государственный кадастр недвижимости
Протокольным определением суд первой инстанции принято заявление об изменении предмета требований по п.1 просительной части иска - установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2015 исковые требования удовлетворены в части.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 12.02.2015, Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят указанное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, нежилое здание, площадью 64 403,6 кв.м, расположенное по адресу г. Москва, Комсомольская пл., д. 6, с кадастровым номером 77:01:0003031:1923, принадлежит на праве собственности истцу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 20.10.2006 г. серии 77 АД N 007509.
По заказу Правительства Москвы была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства города Москвы, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 752-ПП, вступившим в силу с 01.01.2014, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 01.01.2013).
На основании указанного Постановления Правительства города Москвы кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания установлена в размере 1.036.819.475 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимости, на 2014 год" здание по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 19Г включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
До 10.04.2014 объекту недвижимости - нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д.19Г был присвоен кадастровый номер 77:02:0020002:1018 (инвентарный номер 3120/70, условный номер 77-77-02/062/2005-275). После указанной даты нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0020002:1018 снято с кадастрового учета и поставлено на кадастровый учет под кадастровым номером 77:02:0020002:7755.
Данные изменения произведены федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в связи с проведением гармонизации баз данных единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.
В результате чего, нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 19Г имеет кадастровый номер 77:02:0020002:7755, что подтверждается сведениями из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ООО "ФРИЗ-Инвест", считая, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества завышена, обратился в ЗАО Аудиторская компания "ХОЛД-ИНВЕСТ-АУДИТ" с целью определения рыночной стоимости нежилого здания.
Согласно отчету N О-958 об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0020002:1018 общей площадью 6555,1кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 19Г, выполненному ЗАО Аудиторской компанией "ХОЛД-ИНВЕСТ-АУДИТ", рыночная стоимость данного здания по состоянию на 01.01.2013 составляет 539.252.996 руб.
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" 20.02.2014 подготовлено положительное экспертное заключение N 220/2014 на вышеуказанный отчет оценщика.
Считая, что кадастровая стоимость недвижимого имущества, внесенная Государственный кадастр недвижимости, превышает его рыночную стоимость, истец обратился с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Закон о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу ст. 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Суд первой инстанции принял во внимание, что из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 28.06.2011 N 913/11 следует, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером).
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Следовательно, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
В ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Как указано выше, истцом представлен отчет N О-958 об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0020002:1018 общей площадью 6555,1кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 19Г, выполненному ЗАО Аудиторской компанией "ХОЛД-ИНВЕСТ-АУДИТ", согласно которому рыночная стоимость данного здания по состоянию на 01.01.2013 составляет 539.252.996 руб.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что кадастровая стоимость названного нежилого здания, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы истца, суд первой инстанции посчитал, что требование истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания площадью 6555,1кв.м., с кадастровым номером 77:02:0020002:7755, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Яблочкова, д.19Г, в размере его рыночной стоимости 539.252.996 руб., являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требования иска об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость помещения с кадастровым номером: 77:02:0020002:7755 в качестве кадастровой стоимости данного помещения, суд первой инстанции, посчитал, что условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав истца с учетом выбора им надлежащего способа защиты нарушенного права. При этом выбор способа защиты должен привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Не подлежит защите и восстановлению право, которое не было нарушено на момент подачи иска или может быть нарушено впоследствии.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2015 по делу N А40-62403/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62403/2014
Истец: ООО " ФРИЗ-Инвест", ООО ФРИЗ-ИНВЕСТ
Ответчик: Управление Фед. службы гос.регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы