г. Томск |
|
1 июня 2015 г. |
Дело N А27-17042/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сухотиной В.М.
судей: Афанасьевой Е.В., Кайгородовой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скороходовой И.В.
при участии:
от истцов: 1) не явился, извещен; 2) Панкратова Е.Ю. по доверенности от 13 апреля 2015 года, паспорт
от ответчиков: 1) Айкина Ю. Е. от 12 января 2025 года, паспорт; 2) Чифранова С.А. по доверенности от 04 февраля 2015 года, паспорт
от третьего лица: Чифранова С.А. по доверенности от 08 апреля 2015 года, паспорт
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Администрации Осинниковского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Осинниковского городского округа (рег.N 07АП-1336/2015 (1, 2))
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 декабря 2014 года по делу N А27-17042/2014 (судья В.М. Турлюк)
по исковому заявлению 1) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592), город Кемерово, 2) Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" (ОГРН 1124205015615, ИНН 4205250464), город Кемерово,
к 1)Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Осинниковского городского округа (ОГРН 10254201858658, ИНН 4222003137), город Осинники, Кемеровская область, 2) Администрации Осинниковского городского округа (ОГРН 1034200005135, ИНН 4222003176), город Осинники Кемеровской области
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Центр по управлению кризисными ситуациями администрации Осинниковского городского округа"
об обязании передать помещения в федеральную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" (далее - ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Осинниковского городского округа об обязании передать в федеральную собственность нежилое помещение, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2 (помещения на 4 этаже, общей площадью 782 кв.м.); здание гаражей, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а (помещение на 1 этаже, общей площадью 304,6 кв.м.); об обязании истца до оформления права федеральной собственности на указанные помещения предоставить данные помещения в пользование истцу безвозмездно.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 ноября 2014 года к участию в деле в качестве соистца привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, в качестве соответчика - Администрация Осинниковского городского округа.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчики обратились с апелляционными жалобами, просили изменить решение в части и принять по делу новый судебный акт, которым обязать Комитет передать помещения, являющиеся муниципальной собственностью, расположенные по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2 (помещения на 4 этаже, общей площадью 381,04 кв.м.) и по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а (помещение на 1 этаже, общей площадью 229,9 кв.м.) в федеральную собственность, а также до оформления прав федеральной собственности предоставить указанные помещения в пользование ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" на безвозмездной основе.
Администрация Осинниковского городского округа указала, что суд не установил факта использования истцом имущества той площадью, которая указана в исковом заявлении; Осинниковский отдел вневедомственной охраны создан 05 мая 2012 года; часть помещения по ул. Революции передана в оперативное управление муниципальному казенному учреждению "Центр по управлению кризисными ситуациями администрации Осинниковского городского округа", которое не было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
КУМИ в обоснование жалобы указал, что истцу для осуществления своей деятельности необходимы помещения меньшей площади, чем указано в исковом заявлении.
Истцы в отзывах на апелляционные жалобы просили оставить решение без изменения, жалобы без удовлетворения.
Определением от 19 марта 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А27-17042/2014 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение "Центр по управлению кризисными ситуациями администрации Осинниковского городского округа".
В дополнительных пояснениях от 20 апреля 2015 года ТУФАУГИ сообщило об отсутствии сведений в реестре федерального имущества о спорных объектах недвижимого имущества.
Администрация Осинниковского городского округа в судебном заседании 05 мая 2015 года заявила письменное ходатайство о применении исковой давности, указав, что Закон о полиции вступил в законную силу с 01 марта 2011 года, с этой даты у истца появилось право на подачу иска в суд, однако иск подан по истечении трехлетнего срока исковой давности.
В дополнительных возражениях от 05 мая 2015 года ТУФАУГИ указало, что спорное имущество относится исключительно к федеральной собственности.
Третье лицо отзыв на исковое заявление не представило, однако по ходатайству его представителя в судебном заседании 05 мая 2015 года к материалам дела приобщены доказательства, подтверждающие необходимость создания учреждения, учредительные документы (т. 4 л.д. 1- 50).
В дополнительных возражениях от 29 мая 2015 года ТУФАУГИ указало, что федеральным законом установлена обязанность передать спорное имущество в федеральную собственность, срок исковой давности на право органов полиции не распространяется.
ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" в судебном заседании представило письменные пояснения, указав, что срок исковой давности им не пропущен, часть помещений из его фактического владения не выбывало. Кроме того, истец привел обоснование необходимости помещений той площадью, которая указана в исковом заявлении, представил соответствующие доказательства, а также выписки из ЕГРП об отсутствии зарегистрированных прав на спорные помещения.
По ходатайству третьего лица к материалам дела приобщено в копии письмо ТУФАУГИ от 24 февраля 2015 года N 7-4-02/580.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ТУФАУГИ, извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представители сторон, третьего лица поддержали каждый свои доводы, изложенные письменно.
Апелляционный суд приходит к следующим выводам по существу спора.
Из материалов дела следует, что решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 15 апреля 1986 года N 95 Строительному управлению N 6 отведен земельный участок площадью 0,4 га под строительство административного здания по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции (т. 1 л.д. 37).
Между Отделом вневедомственной охраны при отделе внутренних дел г. Осинники и Строительным управлением N 6 заключен договор о долевом участии в строительстве административного здания от 23 марта 1987 года.
Решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 23 ноября 1989 года N 297 утвержден акт государственной комиссии о приеме в эксплуатацию общественно-бытового блока, полезной площадью 4 136 кв.м (т. 1 л.д. 38).
Согласно техническим паспортам, выданным по результатам технической инвентаризации недвижимости в 1990, 1998 годах (т. 1, л.д. 39-43, 44-48) собственниками здания по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2, указаны: Строительное управление N 6, Промстройбанк, Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел г. Осинники (1990 год), Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел г. Осинники на основании договора о долевом участии в строительстве административного здания от 03 марта 1987 года (1998 год).
В соответствии со справкой Бюро технической инвентаризации от 26 июля 2000 года (т. 1, л.д. 49) помещение по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2, значится за Отделом вневедомственной охраны при ОВД на основании договора о долевом участии в строительстве административного здания от 03 марта 1987 года. Общая площадь помещений 792,2 кв.м.
Из содержания технического паспорта от 04 июля 2007 года (т.1, л.д. 54-58) и выписки из реестра муниципальной собственности по состоянию на 19 октября 2010 года (т. 1 л.д. 59) собственником четвертого этажа четырехэтажного здания по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2, является Комитет по управлению муниципальным имуществом. В качестве основания для внесения в реестр муниципальной собственности указан протокол о результатах торгов по продаже имущества от 04 июня 2003 года.
В судебном заседании 05 мая 2015 года представителем КУМИ представлена выписка из реестра объектов муниципальной собственности по состоянию на 16 апреля 2015 года, согласно которой встроенное нежилое помещения (ул. Революции, 2, 782 кв.м. внесено в реестр на основании решения Малого Совета Осинниковского городского Совета народных депутатов N 22.5 от 20 мая 1993 года, согласно которому считаются муниципальной собственностью нежилые помещения, в которых находятся предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, муниципальные учреждения и находящиеся на балансе приватизируемых предприятий федеральной собственности независимо от их ведомственной принадлежности (т. 3 л.д. 155-157).
Решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 12 декабря 1979 года N 309 (т. 1 л.д. 62) Отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел г. Осинники отведен земельный участок площадью 0,15 га в г. Осинники по ул. Магистральный проезд под строительство питомника на 35 служебных собак. Выдано архитектурно-планировочное задание от 31 марта 1980 года (т.1, л.д. 63-70).
Распоряжением Администрации города Осинники от 24 ноября 1994 года N 302 Отделу охраны выдано разрешение на строительство 7 автогаражей на территории питомника служебных собак по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, выдано архитектурно-планировочное задание (т.1, л.д. 67).
В соответствии со справкой Бюро технической инвентаризации от 27 июля 2000 года (т. 1, л.д. 72) здание гаражей и питомника по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 9а, значится за Отделом вневедомственной охраны при ОВД. Общая площадь помещений 334,20 кв.м (в том числе, питомник площадью 65,5 кв.м, гаражи площадью 268,7 кв.м).
Согласно Постановлению Главы города Осинники от 12 марта 2007 года N 182-п "О присвоении почтовых номеров" зданию питомника и гаражам, принадлежащих Отделу охраны присвоен почтовый адрес: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, вместо ранее существующего: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 9а.
Из содержания технического паспорта от 04 июля 2007 года (т.1, л.д. 74-77) и выписки из реестра муниципальной собственности по состоянию на 19 октября 2010 года собственником здания питомника для собак и гаражей с вольерами по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, является Комитет по управлению муниципальным имуществом на основании Распоряжения Администрации города Осинники Кемеровской области "О муниципальной собственности на встроенно-пристроенные помещения" от 12 марта 1992 года N 83 (т. 1 л.д. 80).
Согласно распоряжению администрации города Осинники Кемеровской области "О муниципальной собственности на встроено-пристроенные помещения" от 12 марта 1992 года N 83 (т. 1 л.д 80) муниципальной собственностью считаются все встроено-пристроенные помещения в жилом и нежилом фонде, а также отдельно стоящие здания, независимо от их балансовой и ведомственной принадлежности, в которых размещены (или будут размещаться) предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
На основании договора от 17 февраля 2009 года N Б/П-0058 Комитет по управлению муниципальным имуществом города Осинники Кемеровской области предоставил в безвозмездное пользование Отдела вневедомственной охраны при ОВД по г. Осинники объекты муниципальной собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Осинники, ул. Революции, 2, общей площадью 782 кв.м, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, общей площадью 66 кв.м (питомник для собак), г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, общей площадью 204,6 кв.м (гаражи с вольерами) - для размещения отдела охраны (т. 1, л.д. 86 - 88). Срок действия договора установлен с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Между комитетом и отделом охраны заключен договор безвозмездного пользования имуществом N Б/П-0071/1 от 12 января 2010 года, в соответствии с условиями которого комитет предоставил в безвозмездное пользование отдела охраны объекты муниципальной собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Осинники, ул. Революции, 2, общей площадью 782 кв.м, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, общей площадью 66 кв.м (питомник для собак), г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, общей площадью 304,6 кв.м (гаражи с вольерами) - для размещения отдела охраны (т. 1, л.д. 91-93). Срок действия договора установлен с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Впоследствии между сторонами заключен договор безвозмездного пользования имуществом N Б/П-0089 от 01 апреля 2011 года (в редакции дополнительного соглашения от 06 мая 2011 года), согласно которому комитет предоставил в безвозмездное пользование отдела охраны объекты муниципальной собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Осинники, ул. Революции, 2, общей площадью 782 кв.м., г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, общей площадью 267,4 кв.м. (гаражи с вольерами) - для размещения отдела охраны (т. 1, л.д. 98-100). Срок действия договора установлен с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года.
После истечения срока безвозмездного пользования истец продолжил занимать указанные нежилые помещения.
Письмом N 1812 от 05 декабря 2011 года (вх. N 44 от 06 декабря 2011 года) комитет уведомил отдел охраны о невозможности заключения договора безвозмездного пользования объектами и о заключении договора аренды указанных объектов недвижимости на 2012 год.
Отдел охраны в свою очередь указал о невозможности заключения договора аренды и о рассмотрении вопроса о заключении договора безвозмездного пользования объектами недвижимости, используемыми отделом охраны в своей деятельности. В заключении договора безвозмездного пользования отделу охраны было отказано (исх. N 305 от 01 марта 2012 года).
Неоднократно поступавшие из комитета проекты договоров аренды подписаны не были, отдел охраны продолжал пользоваться объектами недвижимости.
В соответствии с Приказом Министерства внутренних дел России от 05 мая 2012 года N 451 утвержден Устав федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области". В соответствии с п. 18, 18.11 Устава образован филиал - Осинниковский отдел вневедомственной охраны - филиал федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области", местонахождение которого - Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2.
Приказом ГУ МВД России по Кемеровской области от 05 июня 2012 года N 345 Отдел вневедомственной охраны Межмуниципального отделе внутренних дел "Осинниковский" реорганизован путем слияния в федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" (далее - ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области), которое является правопреемником Отдела вневедомственной охраны Межмуниципального отдела внутренних дел "Осинниковский". ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области поставлено на учет в Инспекции ФНС по г. Кемерово 10 сентября 2012 года (свидетельство о государственной регистрации от 10 сентября 2012 года N 003690551).
Приказом ФГКУ УВО ГУ МВД России по Кемеровской области от 11 сентября 2012 года N 124 утверждено положение об Осинниковском отделе вневедомственной охраны - филиале федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области" (далее - Осинниковский филиал), местонахождение которого - Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2.
Согласно договору безвозмездного пользования имуществом (ссуды) N Б/ГГ-0107 от 26 марта 2013 года решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 19 марта 2013 года N626 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Осинниковского городского округа в безвозмездное пользование ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" переданы в безвозмездное пользование объекты недвижимости, расположенные по адресу: нежилое помещение, расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2, помещения на 4 этаже, общей площадью - 381,04 кв.м, здание гаражей, расположенные по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, помещения на 1 этаже, общей площадью 229,90 кв.м. Срок действия договора установлен с 01 марта 2013 года по 31 декабря 2013 года (т.1, л.д. 114-116).
Соглашением сторон от 26 декабря 2013 года договор безвозмездного пользования имуществом (ссуды) N Б/ГГ-0107 от 26 марта 2013 года расторгнут, однако ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" фактически не прекратило ими пользоваться.
24 сентября 2014 года между КУМИ и Отделом МВД России по г. Осинники заключен договор безвозмездного пользования имуществом (ссуды) N Б/П-0112, по которому Отделу в безвозмездное пользование передано имущество муниципальной собственности: нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Осинники, Магистральный проезд, 11а общей площадью 66 кв.м, срок действия договора с 29 мая 2014 года по 29 мая 2015 года (т. 4 л.д. 51-52).
ГУ МВД России по Кемеровской области неоднократно обращалось в Администрацию Осинниковского района Кемеровской области с ходатайствами о рассмотрении вопроса о передаче, в соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции, нежилых помещений расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2, помещения на 4 этаже, общей площадью 782 кв.м, и по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Магистральный проезд, 11а, помещения на 1 этаже, общей площадью 304,6 кв.м, необходимых органам полиции для осуществления своей деятельности, в федеральную собственность: письма исх. от 20 сентября 2007 года N 22/1078, от 26 сентября 2007 года N 22/1091, от 30 января 2008 года N 258, от 22 января 2009 года N 22/62, от 22 января 2009 года N 22/64, от 22 января 2009 года N 22/66, от 27 января 2009 года N 13/5-274, от 24 октября 2011 года N 22/1319, от 05 сентября 2012 года N 22/1161, от 01 октября 2013 года N 13/10-3790, от 12 ноября 2013 года N 13/10-4323 (т. 1, л.д. 82- 85, 113, 119 - 120, 121, 122, 123, 129, 145).
Территориальное управление Росимущества в Кемеровской области также просило ответчика рассмотреть вопрос о передаче спорных помещений в федеральную собственность, исх. от 20 января 2010 года N 22/59, от 28 февраля 2012 года N 9-6-02/618(т.1 л.д. 128, 148).
Письмами от 02 апреля 2008 года N 463, 25 октября 2013 года N 1482, от 31 октября 2013 года N 1482/1 Администрация Осинниковского района Кемеровской области сообщила истцам и ГУ МВД России по Кемеровской области об отказе в передаче спорных помещений в федеральную собственность (т. 1, л.д. 146, 124).
Решением Коллегии администрации Осинниковского городского округа от 28 марта 2012 года N 225-ра произведен прием помещений от Отдела вневедомственной охраны Межмуниципального отдела МВД России "Осинниковский" по ул. Революции, 2, высвободившиеся помещения переданы в оперативное управление МКУ ЦУКС администрации Осинниковского городского округа.
Постановлением администрации Осинниковского городского округа от 09 апреля 2012 года N 605-П муниципальному казенному учреждению "Центр по управлению кризисными ситуациями администрации Осинниковского городского округа" в оперативное управление передан нежилое помещение по адресу: Кемеровская область, г. Осинники, ул. Революции, 2 общей площадью 258,9 кв.м (часть встроенного помещения, этажностью основного здания - 4 на этаже - 4), заключен договор NО/У-0138 от 16 апреля 2012 года о порядке использования закрепленного на праве оперативного управления муниципального имущества, имущество передано по акту приема-передачи.
Полагая, что спорные помещения должны быть переданы из муниципальной собственности в федеральную собственность, ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" и ТУФАУГИ обратились в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве правового основания истцы ссылаются на части 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", а также часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Апелляционный суд считает, что исковые требования, исходя из предмета и основания, удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Как следует из материалов дела, выписок из ЕГРП от 24 марта 2015 года N 42/001/021/2015-1069, N 42/001/021/2015-1070, пояснений истцов и ответчиков, право муниципальной собственности, оперативного управления на спорное имущество не зарегистрировано, однако имущество учтено в реестре муниципальной собственности.
Между тем, к числу объектов, относящихся к муниципальной собственности, перечисленных в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", спорное имущество не относится.
Для размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, муниципальных учреждений спорные помещения не использовались.
К числу таких предприятий истец ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" не относится, спорные помещения были построены специально для размещения вневедомственной охраны.
Таким образом, право муниципальной собственности на спорные помещения не возникло, их включение в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения администрации города Осинники Кемеровской области "О муниципальной собственности на встроено-пристроенные помещения" от 12 марта 1992 года N 83, решения Малого Совета Осинниковского городского Совета народных депутатов N 22.5 от 20 мая 1993 года, а также передача в оперативное управление третьим лицам противоречит закону.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество органов внутренних дел Российской Федерации относится исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, спорное имущество является федеральной собственностью в силу закона, что подтвердило и ТУ ФАУГИ в письменных пояснениях от 05 мая 2015 года.
Частями 9, 10 статьи 54 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вместе с тем, внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации Законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ связано с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П и определении 07 декабря 2006 года N 542-О указал, что положения части 11 статьи 154 Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Следовательно, и передача спорных нежилых помещений из муниципальной в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями части 11 статьи 154 Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
Однако истцами не представлены доказательства наделения ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления.
ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел (пункт 1 Устава, утвержденного Приказом МВД России от 05 мая 2012 года N 451), находится в подчинении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (пункт 5 Устава).
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" на праве оперативного управления, осуществляют МВД России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах полномочий, установленных нормативными актами, определяющими компетенцию указанных органов (пункт 4 Устава). ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" находится в подчинении Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (пункт 5 Устава). К полномочиям ГУ МВД России по Кемеровской области относится осуществление материально-технического обеспечения Главного управления, подчиненных органов и организаций; обеспечение рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований, а также материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении Главного управления.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ФГКУ "УВО ГУ МВД России по Кемеровской области" входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации на территориальном уровне, использует спорное имущество в целях обеспечения интересов Российской Федерации в области охраны внутренней безопасности государства, а также защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности составляет три года.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Доводы Администрации о том, что срок исковой давности следует исчислять с даты вступления в силу Закона о полиции, то есть с 01 марта 2011 года, и трехлетний срок истек, не основаны на законе.
Исковое заявление поступило в Арбитражный суд Кемеровской области 08 сентября 2014 года.
О нарушении своих прав истцы должны были узнать не позднее 31 декабря 2011 года с момента истечения срока договора ссуды и получения уведомления о невозможности заключения договора безвозмездного пользования объектами на 2012 год. Передача имущества в оперативное управление третьему лицу состоялась 16 апреля 2012 года.
Таким образом, трехлетний срок исковой давности не пропущен.
Кроме того, согласно статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Между тем, часть спорных помещений из фактического владения истцов не выбывала, в том числе в связи с окончанием срока договора ссуды N Б/ГГ-0107 от 26 марта 2013 года, исковая давность на такие требования не распространяется.
При изложенных выше обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 271, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 декабря 2014 года по делу N А27-17042/2014 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17042/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области"
Ответчик: Администрация Осинниковского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Осинниковского городского округа
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области