г. Челябинск |
|
01 июня 2015 г. |
Дело N А76-16690/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Росспиртпром" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2015 по делу N А76-16690/2014 (судья Бастен Д.А.).
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром" Бутов П.С. (доверенность от 24.09.2014 N 64).
Открытое акционерное общества "Росспиртпром" (далее - общество "Росспиртпром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество - нежилое здание (сувенирный цех), расположенное по адресу: Россия, г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, кадастровый (или условный) номер 74:36:0509009:91 (т. 1, л.д. 1-7, 118-125).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры Челябинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ТУ Росимущества), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром" (далее - ФГУП "Росспиртпром"), Правительство Российской Федерации (т. 1, л.д. 73-74, 131-132).
Решением суда от 06.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1, л.д. 106-111).
С указанным решением не согласилось общество "Росспиртпром" (далее также - податель жалобы), обжаловав его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда от 06.04.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 115-120).
Основаниями для отмены обжалуемого судебного акта заявитель указывает недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отнесении заявленного на регистрацию нежилого здания к объектам, представляющим историко-культурную ценность. Полагает, что представленные Министерством культуры Челябинской области материалы подтверждают отнесение к такому объекту комплекса ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, в то время как заявителем на государственную регистрацию предоставлен иной объект недвижимого имущества (сувенирный цех), в отношении которого доказательств отнесения к объектам культурного наследия материалы дела не содержат. Комплекс ликеро-водочного завода в уставный капитал общества "Росспиртпром" не передавался.
Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции ошибочно отклонен довод общества об осуществлении государственной регистрации права собственности общества "Росспиртпром" на 56 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, - которые построены одновременно со спорным объектом и по своему функциональному и технологическому назначению были необходимым для работы всего комплекса ликеро-водочного завода. Указанное косвенно свидетельствует об отсутствии необходимости предоставления охранного свидетельства в отношении всех объектов, расположенных по указанному адресу, право собственности на которые регистрируется заявителем.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст. 262 АПК РФ от лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не поступили.
Явку в судебное заседание 26.05.2015 обеспечило только третье лицо - ФГУП "Росспиртпром".
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам ст. 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет". В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ФГУП "Росспиртпром" поддержал поданную заявителем апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.05.2011 N 421 "Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества "Росспиртпром" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" изъято и внесено в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Росспиртпром" имущество, по перечню согласно приложению в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Данным постановлением Правительства Российской Федерации на Росимущество возложена обязанность обеспечить реализацию указанных в постановлении мероприятий.
В перечень имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 N 421, входит объект - нежилое здание (сувенирный цех), по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90.
Между ТУ Росимущества и обществом "Росспиртпром" подписан передаточный акт имущества, подлежащего внесению в уставный капитал общества "Росспиртпром", согласованный с ФГУП "Росспиртпром", в который входит спорный объект - нежилое здание (котельная), по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90 (позиция 25) (т. 1, л.д. 14-17).
18 марта 2014 г. заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание (сувенирный цех), площадью 1239,2 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, ул. Третьего Интернационала, 90 (т. 1, л.д. 40, 41).
01 апреля 2014 г. Управлением Росреестра на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация была приостановлена, о чем заявителю направлено уведомление N 25/031/2014-45 (т. 1, л.д. 49-50).
04 апреля 2014 г. регистрирующим органом направлен межведомственный запрос в Министерство культуры Челябинской области об отнесении к объектам культурного наследия и необходимости оформления охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, указанных в письме Министерства от 14.11.2012 N 01-20/3568 - комплекс ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90 (т. 1, л.д. 51, 52).
Письмом от 05.06.2014 Министерство культуры Челябинской области направило в Управление Росреестра уточненную информацию об объектах недвижимости, входящих в состав объекта культурного наследия - комплекс ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, - состоящего в списке выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, как памятник архитектуры и градостроительства (т. 1, л.д. 59-61). В прилагаемом к письму перечне указано нежилое здание (сувенирный цех) по адресу: г. Челябинск ул. Третьего Интернационала, 90 (позиция 4).
Управлением Росреестра в адрес заявителя направлено сообщение от 17.06.2014 N 25/031/2014-45 об отказе в государственной регистрации права собственности на указанное нежилое здание (сувенирный цех), кадастровый номер 74:36:0509009:91, поскольку заявителем не представлено охранное обязательство, выданное в отношении указанного объекта недвижимости, а также заявление общества "Росспиртпром" о государственной регистрации ограничений (обременений) прав, установленных охранным обязательством (т. 1, л.д. 62, 63).
Полагая, что названный отказ Управления Росреестра незаконным и нарушающим права заявителя по осуществлению в дальнейшем полномочий собственника в отношении спорного недвижимого имущества, общество "Росспиртпром" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил обстоятельство отнесения комплекса ликеро-водочного завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, к объектам культурного наследия и пришел к выводу о возможности приватизации нежилого здания (сувенирный цех) при условии обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранным обязательством). Поскольку такое обязательство не было представлено для государственной регистрации права собственности, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управлением Росреестра правомерно отказано в её осуществлении.
Повторно рассмотрев дело в порядке с.ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 4 ст. 200, ч.ч 2, 3 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Абзацем 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации установлено, что к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся: земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
На основании ст. 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в ст. 20 Закона о государственной регистрации, согласно абз. 10 п. 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае право общества "Росспиртпром" на спорное недвижимое имущество возникло в результате его изъятия на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 N 421 из оперативного управления ФГУП "Росспиртпром" и внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Росспиртпром" в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее -Закон о приватизации) по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ.
Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться: при учреждении открытых акционерных обществ или в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ (п. 2 ст. 25 Закона о приватизации).
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о приватизации объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство). Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.
Согласно п. 2 указанной статьи Закона о приватизации условия охранных обязательств определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации: в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере историко-культурного наследия; в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты; в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения - органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся данные объекты.
Пунктом 3 ст. 29 Закона о приватизации определено, что охранное обязательство оформляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и его условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры). Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на объект культурного наследия (памятник истории и культуры), выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) или имущественный комплекс унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры).
Основанием отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на спорное нежилое здание явилось непредставление обществом "Росспиртпром" в отношении него охранного обязательства, так как согласно сведениям Министерства культуры Челябинской области это здание относится к выявленным объектам культурного наследия.
Суд первой инстанции поддержал выводы регистрирующего органа, однако судом не учтено следующее.
В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Таким образом, суд обязан определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, а также дать в силу с. 71 АПК РФ оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия; в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях данного Закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В п. 3 ст. 15 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия.
Порядок включения объектов культурного наследия в реестр установлен ст. 18 названного Закона.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в Минкультуры России или в орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 названного Закона.
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с указанным Законом (п. 8 ст. 18 Закона об объектах культурного наследия).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются указанным Законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия (п. 3 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия).
На основании п. 4 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Пунктом 4 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия предусмотрено, что при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со ст. 48 настоящего Федерального закона.
При этом, в соответствии с п. 78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, соответствующий охранный документ пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.
Из ст. 29 Закона о приватизации следует, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным Законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство). Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
Требования к подготовке, содержанию и выполнению охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия установлены Положением о порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 N 894 (далее - Положение N 894).
Согласно п. 3 Положения N 894 охранное обязательство должно включать описание предмета охраны, условия, касающиеся сохранения, содержания и использования объекта культурного наследия, а также порядок выполнения и подтверждения выполнения собственником охранного обязательства (условия охранного обязательства).
В силу п. 7 Положения N 894 орган охраны объектов культурного наследия утверждает охранное обязательство и направляет его в орган исполнительной власти, к компетенции которого относится подготовка решений об условиях приватизации объектов культурного наследия. Порядок и сроки направления охранного обязательства органом охраны объектов культурного наследия в орган исполнительной власти, к компетенции которого относится подготовка решений об условиях приватизации, согласовываются указанными органами исходя из планируемых сроков приватизации объектов культурного наследия.
Пунктами 8, 9 Положения N 894 предусмотрено, что условия охранного обязательства включаются в решение об условиях приватизации объекта культурного наследия или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия. Условия охранного обязательства включаются в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия.
Признавая обоснованным отказ Управления Росреестра, суд первой инстанции посчитал обоснованными его требование о предоставлении заявителем охранного обязательства, выданное в отношении спорного объекта недвижимости, а также заявления общества "Росспиртпром" о государственной регистрации ограничений (обременений) прав, установленных охранным обязательством.
Вместе с тем судом первой инстанции не принято во внимание, что в силу п. 7 Положения N 894 охранное обязательство утверждается и направляется органом охраны объектов культурного наследия в орган исполнительной власти, к компетенции которого относится подготовка решений об условиях приватизации объектов культурного наследия.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на момент принятия постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 N 421 о внесении спорного здания в уставный капитал общества "Росспиртпром" и утверждения передаточного акта от 03.02.2014, Министерство культуры Челябинской области направило соответствующее охранное обязательство в орган исполнительной власти, к компетенции которого относится подготовка решений об условиях приватизации объектов культурного наследия (Росимущество), в материалах дела не имеется.
Основанием для государственной регистрации права собственности общества "Росспиртпром" на объекты недвижимости, переданные ему в процессе приватизации, являются акты об условиях приватизации, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания этих актов на момент их издания.
Такими актами являются постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2011 N 421 о включении имущества в уставный капитал общества "Росспиртпром", распоряжение Росимущества от 23.12.2011 N 3386-р об условиях приватизации, передаточный акт от 03.02.2014.
Данные документы, являющиеся основанием возникновения права общества "Росспиртпром" на спорное здание, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Кроме того, учитывая, что в соответствии п. 78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, охранный документ пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника, Управлением Росреестра и судом первой инстанции не была мотивирована необходимость оформления охранного обязательства до момента государственной регистрации соответствующего права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные обществом "Росспиртпром" документы являются основаниями для государственной регистрации права собственности, п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Законом, отсутствие в настоящем деле доказательств наличия спора о праве на названное здание, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на спорное здание.
С учетом этого отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (сувенирный цех), расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Третьего Интернационала, 90, -является незаконным, противоречащим ст. 20 Закона о государственной регистрации.
Суд первой инстанции не выяснил всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также не применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, что привело к принятию неправильного судебного акта (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества "Росспиртпром" - удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ и в силу удовлетворения апелляционной жалобы заявителя без удовлетворения относятся на регистрирующий орган.
В связи с уплатой подателем жалобы платежным поручением от 17.04.2015 N 3665 государственной пошлины по апелляционной жалобе в большем размере (3 000 руб.), чем это необходимо в соответствии с п.п. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (1 500 руб.), сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2015 по делу N А76-16690/2014 отменить.
Требования открытого акционерного общества "Росспиртпром" удовлетворить.
Признать незаконным как не соответствующий статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выраженный в сообщении от 17.06.2014 N 25/031/2014-45 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на нежилое здание (сувенирный цех), расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, ул. Третьего Интернационала, д. 90, кадастровый (условный) номер 74:36:0509009:91.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое здание (сувенирный цех), расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, ул. Третьего Интернационала, д. 90, кадастровый (условный) номер 74:36:0509009:91.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в пользу открытого акционерного общества "Росспиртпром" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 1 500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Возвратить открытому акционерному обществу "Росспиртпром" из федерального бюджета 1 500 руб. - сумму излишне уплаченной платежным поручением от 17.04.2015 N 3665 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16690/2014
Истец: ОАО "Росспиртпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области
Третье лицо: Министерство культуры Челябинской области, Правительство Российской Федерации, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГУП "Росспиртпром", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Управление реестра и анализа использования федерального имущества "