Правоотношение: по договору аренды в отношении земельного участка
город Москва |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А40-132121/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н., судей: Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи КрасноуховойЕ.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 февраля 2015 года по делу N А40-1321214/2014, принятое судьей Масловым С.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Социальная защита инвалидов" (ОГРН 1067746084450, ИНН 7717549206), Негосударственного образовательного учреждения Международный центр образования "Атлантик" (ОГРН 1097799007591, ИНН 7717151197)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
3-е лицо - Префектура Юго-Восточного административного округа
о признании права
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: от ООО "Социальная защита инвалидов" - Львова С.В. по доверенности от 01.08.2014 г.
от ответчика: Соложенков А.С. по доверенности от 26.01.2015 г.
В судебное заедание не явились: представители истца (НОУ МЦО "Атлантик") 3-го лица - извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Социальная защита инвалидов" (далее - ООО "Социальная защита инвалидов") и Негосударственное образовательное учреждение Международный центр образования "Атлантик" (далее - НОУ МЦО "Атлантик") обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании за ООО "Социальная защита" права на применение ставки арендной платы за аренду земельного участка с кадастровым номером 787:04:0001918:16 в размере 0, 05 % от кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2013 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 2 февраля 2015 года по делу N А40-132121/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное выше решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 27.08.2007 г. к договору аренды сторонами установлен вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации административного здания, исходя из которого и был осуществлен расчет арендной платы.
Заявитель жалоб жалобы полагает, что льготная ставка в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещения объекта образования, в данном случае применена быть не может.
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца (ООО "Социальная защита инвалидов") в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы отклонил, считает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Истец (НОУ МЦО "Атлантик") и 3-е лицо - Префектура Юго-Восточного административного округа, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени настоящего судебного разбирательства, яв4ку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив правильность применения норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что ООО "Социальная защита инвалидов" на основании договора купли-продажи, заключенного 16.09.2006 г. с ОАО "Москвский подшипник", является собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, вл. 30а, корп.1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности 77 АЖ 274222 от 12.09.2007 г.
К ООО "Социальная защита инвалидов" в силу правил, установленных статьей 552 Гражданского кодекса РФ и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, перешли права Арендатора по договору аренды земельного участка от 17.07.1996 г. N М-04-06043, заключенному между Московским земельным комитетом (правопредшественник Департамента городского имущества города Москвы, Арендодатель) и АОЗТ "Московский подшипник" (Арендатор).
Указанным выше договором установлено, что Арендатору на срок 49 лет предоставляется в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 4 041 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, вл. 30а, для эксплуатации здания под детский сад N 428 (разрешенное использование).
01.08.2010 г. ООО "Социальная защита инвалидов" заключило с НОУ МЦО "Атлантик" (Субарендатор) договор субаренды нежилого помещения N 0107/2010, в соответствии с условиями которого Субарендатору актом от 01.08.2010 года здание, являющееся собственностью Арендатора, было передано в субаренду для использования под образовательное учреждение.
Указанно выше здание используется под образовательное учреждение НОУ МЦО "Атлантик" до настоящего момента на основании действующего договора аренды 29/05/2014 от 29.05.2014 г.
В соответствии с п. 3.1.4 договора аренды 29/05/2014 от 29.05.2014 г. НОУ МЦО "Атлантик" обязано возместить ООО "Социальная защита инвалидов" его расходы, связанные с уплатой аренды за земельный участок, на котором располагается арендуемое НОУ МЦО "Атлантик" здание. Аналогичное положение имелось и в более ранних договорах.
Как видно из материалов дела, Департаментом уведомлением от 07.02.2013 года сообщил ООО "Социальная защита инвалидов" о применении с 01.01.2013 года результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденной постановлением Правительства от 27.11.2012 г. N 670-ПП, и установлении исходных данных для расчета арендной платы: кадастровая стоимость 314 782 423 руб. 56 коп., ставка арендной платы - 1,5% от кадастровой стоимости.
Уведомление об изменении с 01.01.2014 г. ставки арендной платы на земельный участок, исходя из ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости, было направлено ООО "Социальная защита инвалидов" Департаментом 14.01.2014 г.
Обращаясь в суд, истцы ссылаются на то, что установление ответчиком ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка является неправомерным, поскольку разрешенное использование земельного участка - под образовательное учреждение, в связи с чем просят признать за ООО "Социальная защита" право на применение ставки арендной платы за аренду земельного в размере 0, 05 % от кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2013 года.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и принял решение об их удовлетворении.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Так, пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона города Москвы N 48 от 19 декабря 2007 года "О землепользовании в городе Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством г. Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен порядок определения размера арендной платы за находящиеся в собственности города Москвы земли, согласно которому подлежат применению новые ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать цели предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Органам местного самоуправления, а в границах города Москвы органам власти города Москвы, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки.
Согласно статье 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Данное положение также закреплено в пункте 5.1 Постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", в соответствии с которым до принятия Правил использования и застройки в городе Москве при подготовке правовых актов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Как видно из материалов дела, здание, расположенное на спорном земельном участке здание, с момента его передачи в субаренду, а затем - в аренду НОУ МЦО "Атлантик" используется для размещение в нем образовательного учреждения, в указанном здании истец, являющийся Образовательным учреждением, ведет образовательную деятельность, что также подтверждается представленными истцом в материалы дела лицензиями об осуществлении образовательной деятельности.
Пунктом 7.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" ( в редакции Постановления Правительства Москвы от 24.03.2009 г. N 222-ПП) предусмотрено, что в отношении земельных участков, предназначенных для объектов образования, установлена ставка арендной платы в размере 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
Довод Департамента о том, что в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 27.08.2007 г. к договору аренды сторонами установлен вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации административного здания, исходя из которого и был осуществлен расчет арендной платы в размере 1,5 % ставки от кадастровой стоимости, судебной коллегией не принимается.
Действительно, Приложением N 1 к дополнительному соглашению от 27.08.2007 г. к договору аренды земельного участка сторонами были согласованы исходные данные для расчета ежегодной арендной платы, в том числе была указана и ставка в размере 1, 5%.
Однако, как правильно установил суд первой инстанции, Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 г. N 222-ПП были внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП, которым ставка арендной платы за землю в отношении земельных участков, на которых расположены объекты образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, составила 0,05% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, вышеуказанным постановлением было установлено исключение для административных зданий, в которых размещаются объекты образования.
Боле того, в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.2010 N 12404/09, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование земельным участком должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, как следует из материалов дела, при расчете арендной платы Департамент установил ставку арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, что не соответствует изложенным выше нормативным правовым актам и является неправомерным.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества города Москвы по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 110, 176, 266 - 268, 269 пунктом 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города от 2 февраля 2015 года по делу N А40-132121/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132121/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2016 г. N Ф05-12515/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: НОУ МЦО "Анталантик", ООО "Социальная защита инвалидов"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества
Третье лицо: Префектура ЮВАО г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12515/15
11.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27541/16
07.04.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132121/14
23.09.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12515/15
28.05.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13534/15
02.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132121/14